Вместе с благородным хадисом (16)
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного
Приветствуем вас, дорогие и уважаемые братья и сёстры, где бы вы ни находились! Мы рады встретиться с вами в новом выпуске нашей программы «Вместе с благородным хадисом». Начнём с наилучшего приветствия: Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!
Коран — это речь Аллаха, Его крепкая вервь и прямой путь. Тот, кто отвергает его, будет повержен Аллахом. Коран — это конституция Уммы, источник её жизни и величия. Поэтому Умма обязана заботиться о Коране, читать его, следовать его предписаниям, применять его в делах повседневной жизни и призывать всех людей к вере в него, выполнению его наставлений и руководству на его основе.
Аль-Хаким в книге «Аль-Мустадрак» от Абдур-Рахмана ибн Аусаджа, далее от аль-Бара ибн Аазиба (р.а.), передаёт: Посланник Аллаха ﷺ сказал:
زَيِّنُوا الْقُرْآنَ بِأَصْوَاتِكُمْ
«Украшайте Коран своими голосами». В другой версии от Мамара говорится:
زَيِّنُوا أَصْوَاتَكُمْ بِالْقُرْآنِ
«Украшайте свои голоса Кораном», ведь Коран украшает голос верующего.
Также ат-Табарани в сборнике «Аль-Аусат» передаёт от Ибн Умара, что однажды у Пророка ﷺ спросили: «Кто из людей читает Коран самым красивым голосом?» Он ответил:
مَنْ إِذَا سَمِعْتَ قِرَاءَتَهُ رَأَيْتَ أَنَّهُ يَخْشَى اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ
«Тот, чей голос заставляет вас почувствовать его боязнь перед Всемогущим Аллахом».
Аль-Хакима от ибн Абу Мулайка, далее от Ибн Аббаса (р.а.) передаёт: Пророк ﷺ сказал:
لَيْسَ مِنَّا مَنْ لَمْ يَتَغَنَّ بِالْقُرْآنِ
«Не из нас тот, кто не стремится украсить своё чтение Корана».
Ибн Аби Мулайка спросили: «Что делать, если голос некрасив?» Он ответил: «Стремитесь улучшить его настолько, насколько это возможно».
Некоторые учёные толковали слово «украсить» как «обогащение», ссылаясь на другой хадис, переданный от Абу Бакра (р.а.):
مَنْ تَعَلَّمَ القُرآنَ فَظَنَّ أنَّ أحَداً أغنَى مِنهُ فَقَدْ حَقَّرَ عَظِيماً، وَعَظَّمَ صَغِيراً
«Кто выучил Коран и думает, что кто-то богаче него, тот унижает великое и возвышает ничтожное».
Хотя такое толкование этого слова и возможно, однако аз-Замахшари в книге «Аль-Кашшаф» относительно этого хадиса, о котором говорится, что он передан Абу Бакром, говорит: «Я не нашёл его среди хадисов, переданных Абу Бакром, этот хадис вывел Ибн Ади с цепочкой, в которой были Хамза ан-Нусайби, Зайд ибн Рафи, Абу Убайда и Ибн Масуд, которые передали это от Пророка ﷺ. Так вот Хамзу ан-Нусайби обвиняли во лжи».
Пророк ﷺ побуждал улучшать голос при чтении Корана, потому что это сильнее воздействует на сердца людей и приносит большую пользу. Как сказано в достоверном хадисе:
زَيِّنُوا الْقُرْآنَ بِأَصْوَاتِكُمْ
«Украшайте Коран своими голосами». А также:
لَيْسَ مِنَّا مَنْ لَمْ يَتَغَنَّ بِالْقُرْآنِ
«Не из нас тот, кто не стремится украсить своё чтение Корана».
Ведь красивое чтение облегчает проникновение Корана в сердца и сильнее воздействует на души слушателей, в отличие от некрасивого голоса, который может оттолкнуть людей от слушания Корана и заставить их отвернутся от чтеца.
Сообщается, что однажды ночью Пророк ﷺ проходил мимо Абу Мусы аль-Ашари (р.а.) который читал Коран. Пророк ﷺ остановился, чтобы послушать его, и был восхищён его голосом. На следующий день он сказал Абу Мусе:
لَقَد أُوتِيتَ مِزْمَاراً مِنْ مَزَامِيرِ آلِ دَاوُدَ
«Тебе дарована мелодичность (голоса) рода Дауда».
На это Абу Муса ответил: «Если бы я знал, что ты слушаешь, я бы украсил своё чтение ещё больше». Также в хадисе от Ибн Аббаса сообщается:
لِكُلّ شَيءٍ حِلْيةٌ وَحِلْيةُ القُرآنِ حُسْنُ الصَّوتِ
«У каждой вещи есть украшение, а украшением Корана является красивый голос».
Передается от Аиши (р.а.) что однажды она задержалась ночью после вечернего намаза. Когда она пришла, Пророк ﷺ спросил её:
أَيْنَ كُنْتِ؟
«Где ты была?»
Она ответила: «Я слушала чтение одного из твоих сподвижников. Я никогда раньше не слышала подобного чтения и такой (красоты) голоса».
После этого Пророк ﷺ встал и стал слушать этого чтеца. Повернувшись к ней, он сказал:
هَذَا سَالِمٌ مَوْلَى أَبِي حُذَيْفَةَ, الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي جَعَلَ فِي أُمَّتِي مِثْلَ هَذَا
«Это Салим, вольноотпущенник Абу Хузайфы. Хвала Аллаху, что в моей Умме есть такие люди».
Имам ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Ат-Тибьян фи адаби хамалятиль-Куран» посвятил главу, названную «О желательности украшения голоса при чтении Корана». В начале этой главы он написал: «Учёные, как из числа сподвижников и их последователей, так и из числа последующих поколений и мусульманских имамов, сошлись во мнении о желательности украшения голоса при чтении Корана. Их слова и действия по этому вопросу хорошо известны… и доказательства этого в хадисах Пророка ﷺ широко известны как среди учёных, так и среди простых мусульман».
В сборнике Сахих Муслима приводится хадис от Абу Хурайры, который передал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَا أَذِنَ اللَّهُ لِشَيْءٍ مَا أَذِنَ لِنَبِيٍّ حَسَنِ الصَّوْتِ يَتَغَنَّى بِالْقُرْآنِ يَجْهَرُ بِهِ
«Аллах никогда не слушает так внимательно, как слушает голос Пророка, красиво и в слух читающего Коран».
Словосочетание «внимательно слушает» указывает на довольство и одобрение.
В своём Муснаде ар-Руайбани передаёт от Абу Мусы аль-Ашари, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنِّي لَأَعْرِفُ أَصْوَاتَ الْأَشْعَرِيِّينَ بِالْقُرْآنِ حِينَ يَدْخُلُونَ بِاللَّيْلِ، وَأَعْرِفُ مَنَازِلَهِمْ مِنْ أَصْوَاتِهِمْ، وَإِنْ كُنْتُ لَمْ أَرَ مَنَازِلَهُمْ حِينَ نَزَلُوا بِالنَّهَارِ
«Я узнаю голоса ашаритов (племя в Йемене), читающих Коран, когда они возвращались ночью, и узнаю их дома по их голосам, даже если я не видел их домов, когда они входили в них днём».
Более того, Посланник Аллаха ﷺ сам обладал самым прекрасным голосом. В Сахихе Муслима приводится хадис от Ади ибн Сабита, который сказал: «Я слышал, как аль-Бара ибн Азиб сказал: «Однажды я слышал, как Пророк ﷺ читал суру «Ат-Тин ва-з-Зайтун» во время ночной молитвы. Я никогда не слышал, чтобы кто-либо читал (Коран) с более красивым голосом, чем он»».
Красивый голос — это дар Аллаха, которым Он одаряет того, кого пожелает. Поэтому важно искать людей с красивыми голосами и подталкивать их, чтобы они возглавляли молитву. Именно так поступил халиф Умар (р.а.) выбрав для ведения таравих-намазов двух великих сподвижников — Убайя ибн Кааба и Тамима ибн Ауса ад-Дари, да будет доволен ими Аллах.
Что касается тех, чей голос не столь красив, они должны стремиться улучшить своё чтение Корана и произносить его должным образом. Однако украшение голоса должно соответствовать шариатским нормам и достойным этическим принципам. Необходимо избегать излишнего смягчения или растягивания звуков, как это практикуется некоторыми современными чтецами на похоронах или на других собраниях. Подобное нарушение существует уже давно, именно поэтому имам ан-Навави в своей книге «Ат-Тибьян фи адаби хамалятиль-Куран» отметил, что такая манера чтения Корана является осуждаемой и недопустимой: «Этот вид неправильного чтения — бедствие, постигшее некоторых невежд, которые читают подобным образом на похоронах или собраниях. Это явно запретная, нововведённая практика, и каждый, кто слушает это, берёт на себя грех. Как сказал выдающийся судья аль-Маварди, тот, кто способен остановить это или хотя бы осудить это, но не делает этого, также совершает грех. Я приложил свои усилия в этом направлении и надеюсь, что Аллах направит тех, кто способен исправить это положение, и сделает это с лёгкостью».
Главная цель украшения голоса — это чтение Корана с соблюдением всех правил и размышление над его значением.
Дорогие братья и сестры! Мы благодарим вас за внимание. До новой встречи в следующем выпуске, если на то будет воля Аллаха. Вверяем вас под защиту и охрану Аллаха. Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!
Мухаммад Ахмад ан-Нади, Иордания
27.05.2024