بسم الله الرحمن الرحيم
Передаётся от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Мусульманин подобен растению, которое ветер не перестаёт склонять в разные стороны, так и верующего не перестают посещать трудности. Лицемер же подобен кедровому дереву, которое не перестаёт колебаться (содрогаться), пока не созреет (к уборке)», – передал Муслим.
В «Сахихе» имама Муслима с комментариями ан-Навави приводится, что слова Пророка ﷺ «склоняет» означают «наклоняет то направо, то налево». Слова же «не созреет (к уборке)» – «пока он не изменит своего состояния, а затем он вырывается, подобно высохшему растению». Слово «кедр» – известное дерево, похоже на сосну, произрастает в Шаме и в землях Армении. Учёные говорят, что смысл хадиса заключается в том, что верующий постоянно испытывает трудности в своём теле, семье и имуществе, что является искуплением ему за его грехи и возвышением его степени. Однако неверного мало постигают подобные трудности. И даже если его и постигли трудности, то они не являются искуплением его грехов, напротив, он принесёт все грехи с собой в Судный день.
В книге «Тухфа» имама аль-Ахвази, в комментариях к сборнику ат-Тирмизи, приводится: «Ат-Тайби сказал: это сравнение – разделённое, т.к. для сравниваемго подразумевается качество, имеющееся в сравнении. В нём имеется указание на то, что верующий должен видеть себя пустым и отрешённым от получения наслаждений и удовольствий, имеющихся перед ним, а трудности он должен воспринимать как построение будущей жизни, т.к. она и есть место вечного пребывания.
Также и лицемер: его страдания в ближайшей жизни уменьшены, дабы он вкусил сполна наказания жизни следующей. Ат-Тайби сказал: уподобление лицемера сосне и кедру заключается в том, что они легко вырываются. Оно указывает на наихудшее завершение дел неверного».
Одним из разновидностей современного лицемерия стало политическое лицемерие. Оно стало распространённым путём, по которому следуют в погоне за мирским, отдаляясь от последующей жизни. И более ужасно то, что это явление потеряло всякий стыд и призывает к этому лицемерию других. А если ты скажешь: я стану твёрдо стоять на своей идеологии, мыслях и убеждениях, – лицемер станет презирать тебя и высмеивать, т.к. лицемерие для него – путь, а твёрдость – новшество, торговля идеологией – преследование своих интересов, а твёрдость в идее – порочность.
Передал имам Ахмад книге «Зухд» («Отрешённость») от Шакъикъа ибн Саляма, который сказал: «Мы пришли к Абу Масъуду Укъбе ибн Амру аль-Ансари, и сказали ему: «Наставь нас». Он сказал: «Бойтесь Аллаха, и я предостерегаю вас от утреннего огня и многоцветности (лицемерия) в религии, которого вы не знали до сих пор, а потому не отвергайте завтра, ведь то, что вы отвергаете сегодня, того не найдёте завтра»». Он имел в виду: не отвергайте благое (допустимое (маъруф)) сегодня, считая его недопустимым, как и не считайте завтра неприемлемое (мункар) допустимым. Ведь, поистине, благое (маъруф) остаётся таковым и не изменяется, как и неприемлемое (мункар) остаётся таковым и не изменяется. Когда же поменяется в нас мера благого (маъруф) и неприемлемого (мункар), станут претворяться над нами слова Всевышнего:
الْمُنَافِقُونَ وَالْمُنَافِقَاتُ بَعْضُهُمْ مِنْ بَعْضٍ يَأْمُرُونَ بِالْمُنْكَرِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمَعْرُوفِ وَيَقْبِضُونَ أَيْدِيَهُمْ نَسُوا اللَّهَ فَنَسِيَهُمْ إِنَّ الْمُنَافِقِينَ هُمُ الْفَاسِقُونَ
«Лицемеры и лицемерки подобны друг другу. Они велят совершать предосудительное, запрещают одобряемое и сжимают свои руки (скупятся делать пожертвования). Они предали забвению Аллаха, и Он предал их забвению. Воистину, лицемеры являются нечестивцами!» (9:67).
Из наиболее видных признаков неустойчивости в истине, «прагматизма» и «реалистичности» – это когда сегодня человек находится с тобой, а завтра – против тебя; сегодня он мой враг, а завтра – друг; сегодня я ненавижу его, а завтра – люблю; сегодня я противостою ему, а завтра – вступаю в союз с ним; сегодня я разрешаю, а завтра – запрещаю, и т.д. Хузайфа ибн аль-Йаман – хранитель тайн Посланника Аллаха ﷺ – сказал: «Если кто-либо из вас желает узнать, подвергся ли он соблазнам или нет, пусть посмотрит: если он стал считать дозволенным то, что считал запретным, то он подвергся соблазнам, и если стал считать запретным то, что считал дозволенным, то его коснулся соблазн». Просим же у Аллаха твёрдости и стойкости в истине!
11 зуль-каъда 1435х.
06.09.2014