20
Вс, сен

Кто ищет заработок дозволенным путём

Хадис
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Приветствуем вас, дорогие братья и сёстры по всему миру, в рамках нового выпуска из серии «Вместе с благородным хадисом». Мы начинаем с наилучшего приветствия: ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Ибн Абу Шейба приводит в своём «Мусаннафе»:

حَدَّثَنَا أَبُو بَكْرٍ، قَالَ: حَدَّثَنَا وَكِيعٌ، قَالَ: حَدَّثَنَا سُفْيَانُ، عَنْ حَجَّاجِ بْنِ فُرَافِصَةَ، عَنْ رَجُلٍ، عَنْ مَكْحُولٍ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: "مَنْ طَلَبَ الدُّنْيَا حَلَالًا اسْتِعْفَافًا عَنِ الْمَسْأَلَةِ، وَسَعْيًا عَلَى أَهْلِهِ، وَتَعَطُّفًا عَلَى جَارِهِ، لَقِيَ اللَّهَ وَوَجْهُهُ كَالْقَمَرِ لَيْلَةَ الْبَدْرِ, وَمَنْ طَلَبَ الدُّنْيَا حلالا مُكَاثِرًا، مُرَائِيًا، لَقِيَ اللَّهَ وَهُوَ عَلَيْهِ غَضْبَانُ"

«Передаётся от Абу Бакра, от Ваки, от Суфьяна, от Хаджаджа ибн Фурафиса, от неизвестного, от Макхуля, от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Кто искал Дунья (богатство) дозволенным путём, чтобы не быть вынужденным просить подаяния, стремясь содержать семью, и делился с соседом, то при встрече с Аллахом его лицо будет сиять подобно полной луне. А кто искал богатство дозволенным путём, но для накопительства и показухи, то в Судный день он встретится с разгневанным на него Аллахом».

В книге «Миркат уль-мафатих», комментарии к «Мифтах уль-масабих», данный хадис разъясняется следующим образом:

«Речь о том, кто следовал дозволенными путями в вопросе заработка, не совершая харама или не впадая в нужду просить у людей подаяния, чтобы прокормить тех, за кого он в ответе. А также среди его качеств — не жалеть для соседа излишка в своём имуществе, которое выходит за рамки средств для удовлетворения основных нужд. И лицо такого человека в момент встречи со Всевышним Аллахом в Судный день будет сиять подобно луне. Однако тот, кто так же зарабатывает дозволенным путём, не прибегая к хараму, но ставя целью безудержное наращивание своего материального состояния без желания расходовать средства на благое и кичась перед бедняками тем, насколько он сам богат и превосходен над ними из лицемерия, обречён встретится с разгневанным на него Аллахом.

Возможно, Посланник Аллаха (с.а.с.) и не упомянул тут того, кто следует в данном вопросе путём харама. Однако достаточно и намёка в контексте, чтобы понять, что ни один истинный представитель Исламской Уммы не станет так поступать, или понять, что питание харамом и даже приближение к хараму не является путём и способом заработка.

Ат-Тыбби (да смилуется над ним Аллах) сказал: «В хадисе описывается значение слов Всевышнего Аллаха, Который сказал:

يَوۡمَ تَبۡيَضُّ وُجُوهٞ وَتَسۡوَدُّ وُجُوهٞۚ

«В тот день, когда одни лица побелеют, а другие — почернеют» (3:106).

То есть речь идёт о тех положениях, в одном из которых Аллах доволен, а в другом — разгневан. А сравнение с лицом, сияющим подобно луне — это гипербола, служащая для описания прекрасного положения в сравнении с тем, кого Аллах встретит в гневе» (Байхакый, «Шуаб уль-иман»; Абу Нуайм, «Аль-Хилья»)».

Дорогие слушатели!

В этом благородном хадисе Посланник Аллаха (с.а.с.) заявляет, что Ислам, призывая к заработку халяль путями, также призывает расходовать на то, что разрешено Шариатом, и запрещает канз уль-маль1 или расходовать имущество лицемерием, гордыней и высокомерием.

Мотивация работать, то есть стремление заработать среди людей, как сообщено в хадисе, может варьироваться между покорностью Аллаху и ослушанием Ему.

Что касается заработка в покорности, то сюда относится человек, который работает с целью встать на ноги, благодаря чему он не будет вынужден просить подаяния у других. Такой человек стремится сохранить репутацию и уберечь себя от унижения попрошайничества. Также им может двигать желание зарабатывать на содержание своих иждивенцев, что входит в число обязанностей, возложенных на него Шариатом. Как гласит правило — «То, без чего невозможно осуществить ваджиб, само является ваджибом». Отсюда поиск возможностей для заработка таким человеком — ваджиб. Также допустимым мотивом к заработку и обогащению может быть желание помогать нуждающимся. Очевидно, что в таком случае человеком движет чувство ответственности и сочувствия, а также стремление исполнить братскую роль в Исламе.

Таковы возможные мотивации к заработку, которые Ислам хочет от нас и которыми Аллах доволен. Отсюда награда за это будет особенной и прекрасной, а именно — подобие луне, сияющей в своём великолепии. Кто встретится с Аллахом таким образом — достиг довольства Аллаха.

Поиск же заработка в ослушании Аллаху, о котором сказано в хадисе, касается попыток заработать дозволенными путями, но с целью расходовать на то, что запретил Аллах.

Таким образом, накапливать у себя средства, чтобы приумножать их без расходования, считается канз уль-малем. Аллах запретил такое накопительство. Аллах сказал в Коране:

وَٱلَّذِينَ يَكۡنِزُونَ ٱلذَّهَبَ وَٱلۡفِضَّةَ وَلَا يُنفِقُونَهَا فِي سَبِيلِ ٱللَّهِ فَبَشِّرۡهُم بِعَذَابٍ أَلِيمٖ

«Обрадуй же мучительными страданиями тех, которые накапливают золото и серебро, но не расходуют их на пути Аллаха» (9:34).

Также запрещается собирать деньги для ханжества перед людьми, чтобы казаться лучше и выше них.

Такие люди обретут лишь гнев Аллаха и мучительные страдания.

О Аллах! Сделай нас теми, кто расходует во благо из своего заработка, а не теми, кто скупится и лицемерит!

До новых встреч, дорогие слушатели, при изучении следующего хадиса Пророка (с.а.с.). Да хранит вас Аллах. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

 

Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
3 Зуль-хиджа 1441 г.х.
24.07.2020 г.