21
Чт, нояб

Утоление жажды чистой водой исламской экономической системы 14 ч.

Обзор книг
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

(Объяснение книги «Экономическая система в Исламе»)

 

Цена и её роль в понимании капиталистов

Хвала Аллаху, который предписал людям законы праведности и предостерёг их от путей порочности. Мир и благословение лучшему из праведных людей, который был отправлен ко всему человечеству как милость и который усердствовал на пути Аллаха, ведя подлинный джихад, а также его семье и благородным сподвижникам, которые воплотили в жизнь систему Ислама в правлении, экономике и в социальной сфере. Мы просим Всевышнего Аллаха приобщить нас к ним и воскресить вместе с ними в день Воскрешения, когда все люди предстанут перед Господом миров.

Уважаемые мусульмане!

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Мы продолжаем серию встреч по изучению и объяснению книги «Экономическая система в Исламе». На нашей четырнадцатой встрече мы рассмотрим вместе с вами предисловие этой уникальной книги, которую написал выдающий учёный Такыюддин Набхани. Да поможет нам в этом Аллах. Сегодня мы поговорим о цене и о той роли, которую она играет у капиталистов.

Говорит шейх Такыюддин Набхани:

«Коэффициент обмена конкретного товара на деньги получил название «цена». Цена – это обменная ценность вещи по отношению к деньгам. Следовательно, разница между обменной ценностью и ценой заключается в том, что обменная ценность – это коэффициент обмена вещи на любые другие вещи, равно являются ли они деньгами, товарами или услугами. Что касается цены, то это – обменная ценность какой-либо вещи по отношению только к деньгам. В связи с этим цены товаров могут в один момент как повыситься, так и понизиться, в то время как обменная ценность всех товаров по отношению друг к другу не может одновременно повыситься и понизиться.

Также цены товаров могут меняться, не вызывая изменения их обменной ценности. Следовательно, цена товара является одной из разновидностей ценности данного товара. Другими словами, цена – это ценность товара только по отношению к деньгам. И поскольку цена выступает одной из разновидностей ценности, то, естественно, она является мерилом того, является ли эта вещь полезной или нет, а также мерилом степени полезности в данной вещи.

Товар или услуга будут считаться производительными и полезными, если общество назначит определённому товару или определённой услуге определённую цену. Что касается степени полезности данного товара или услуги, то она измеряется ценой, которую большинство потребителей готовы заплатить за их приобретение, равным образом, является ли этот товар сельскохозяйственной или промышленной продукцией, является ли услуга услугой предпринимателя, транспортной фирмы, врача или инженера.

Что касается роли цены в производстве, потреблении и распределении, то это объясняется тем, что механизм цены является определителем того, кто из производителей войдёт в сферу производства, а кто отдалится от группы производителей, как и является определителем того, кто из потребителей сможет удовлетворить свои потребности, а чьи потребности останутся неудовлетворёнными. Издержки производства товара являются главным фактором, определяющим предложение его на рынке, а полезность товара, в свою очередь, является главным фактором, определяющим спрос на этот товар на рынке. Они оба измеряются ценой. И поэтому вопросы предложения и спроса являются двумя основными исследованиями экономики у капиталистов.

Под предложением имеется в виду рыночное предложение, а под спросом – рыночный запрос. Равно как нельзя определить спрос без упоминания цены, таким же образом нельзя определить предложение без цены. Однако спрос изменяется противоположно изменению цен. С повышением цены падает спрос, а с её падением он увеличивается. Для предложения же всё наоборот: оно изменяется линейно с изменением цены, т.е. предложение увеличивается с повышением цены и уменьшается с её понижением. В обоих случаях цена оказывает весьма значительное влияние как на спрос, так и на предложение. То есть цена оказывает очень сильное влияние как на производство, так и на потребление».

No7 RU

 

Вопрос предложения и спроса, согласно пониманию капиталистов, можно пояснить следующими пунктами:

1 – Предложение и спрос – это два основных вопроса в экономике у капиталистов.

2 – Под предложением подразумевается рыночное предложение, а под спросом – рыночный спрос.

3 – Цена определяет спрос и оценивает предложение.

4 – Спрос изменяется противоположно изменению цены. Спрос снижается с ростом цены и растёт с её падением.

5 – Предложением изменяется параллельно изменению цены. Предложение растёт с ростом цены и снижается с её падением.

6 – В обеих случаях цена больше всего влияет на предложение и спрос, т.е. на производство и потребление.

Прежде чем закончить нашу встречу, стоит отметить самые яркие идеи, которые были озвучены в нашей сегодняшней теме:

1 – Цена – это обменная ценность вещи по отношению к деньгам.

2 – Разница между обменной ценностью и ценой заключается в следующем:

а) Цена – это обменная ценность вещи исключительно по отношению к деньгам.

б) Обменная ценность – это коэффициент обмена вещи на любые другие вещи.

3 – Данное различие между ценой и обменной ценностью предусматривает следующее:

а) Цены товаров могут в один момент как повыситься, так и понизиться.

б) Изменение цен на товары не предусматривает изменения их обменной ценности.

4 – Обменная ценность всех товаров по отношению друг к другу не может одновременно повыситься и понизиться.

5 – Цена является мерилом того, является ли эта вещь полезной или нет, а также мерилом степени полезности в данной вещи.

6 – Степень полезности данного товара или услуги измеряется ценой, которую большинство потребителей готовы заплатить за их приобретение.

7 – Роль цены в производстве заключается в том, что цена определяет того, кто из производителей войдёт в сферу производства, а кто отдалится от группы производителей.

8 – Роль цены в потреблении заключается в том, что цена определяет того, кто из потребителей сможет удовлетворить свои потребности, а чьи потребности останутся неудовлетворёнными.

9 – Роль цены в распределении:

а) Издержки производства товара являются главным фактором, определяющим его предложение на рынке.

б) Полезность товара является главным фактором, определяющим спрос на этот товар на рынке.

10 – Издержки (расходы) производства и полезность измеряются посредством цены.

Уважаемые мусульмане!

Ограничимся этим объёмом информации на этой встрече. До следующих встреч, иншаАллах. Да хранит вас Аллах от всех невзгод и недугов. Просим Всевышнего одарить нас славой благодаря Исламу и вознести Ислам посредством нас. Просим Его удостоить нас Своей помощью и обрадовать всех верующих установлением Праведного Халифата в самое скорое время. Просим Его сделать нас борцами, свидетелями и мучениками (шахидами) этого Праведного Государства. Воистину, Он – Покровитель и Всемогущ. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.

Устаз Мухаммад Ахмад ан-Надий