(Объяснение книги «Экономическая система в Исламе»)
Законы полезности в капиталистической идеологии: объяснение шейха Фатхи Салима
Хвала Аллаху, который предписал людям законы праведности и предостерёг их от путей порочности. Мир и благословение лучшему из праведных людей, который был отправлен ко всему человечеству как милость и который усердствовал на пути Аллаха, ведя подлинный джихад, а также его семье и благородным сподвижникам, которые воплотили в жизнь систему Ислама в правлении, экономике и в социальной сфере. Мы просим Всевышнего Аллаха приобщить нас к ним и воскресить вместе с ними в день Воскрешения, когда все люди предстанут перед Господом миров.
Уважаемые мусульмане!
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
Мы продолжаем серию встреч по изучению и объяснению книги «Экономическая система в Исламе». На нашей сегодняшней встрече мы продолжим обзор предисловия этой уникальной книги, которую написал выдающий учёный Такыюддин Набхани. Да поможет нам в этом Аллах. Сегодня мы поговорим о таких экономических терминах, как «предельная полезность», «ценность производимой вещи» и «обменная ценность» у капиталистов.
Законы полезности:
Шейх Фатхи Салим, да смилуется над ним Аллах, в объяснении и упрощении предисловия книги «Экономическая система в Исламе» пишет следующее:
«Для того, чтобы получить законы, влияющие на полезность в капиталистическом понимании, предположим, что есть определённое количество одного сорта хлеба. И если это количество разделить на равные единицы и использовать эти единицы последовательно в удовлетворении потребности (например, в пище), то у каждой единицы хлеба будет полезность. Однако эти равные единицы при последовательном употреблении в удовлетворении потребности не дают одну и ту же полезность для потребителя, т.е. не имеют один и тот же коэффициент удовлетворённости.
Для полной ясности приведём следующий пример. Предположим, что вы достаточно голодны, чтобы съесть пять единиц хлеба. После первой единицы хлеба (за которую вы отдали $8) вы уже немного насытились, поэтому за вторую готовы заплатить $7. После второй за третью вы готовы заплатить $6. После третьей единицы хлеба вы наелись, поэтому за четвёртую единицу хлеба вы готовы заплатить только $4, а за пятую – только $1. Таким образом, общая полезность потребления пяти единиц хлеба оценивается в $8 + $7 + $6 + $4 + $1 = $26. В данном примере прослеживается следующее:
Первое: увеличение общей полезности с увеличением потребления. Общая полезность – это сумма полезностей, получаемая человеком от потребления потребительских единиц, это пропорциональное действие потребления, которое снижается со снижением потребления и возрастает с ростом данного потребления.
Второе: снижение предельной полезности с увеличением потребления. Мы заметили, что общая полезность увеличивается с увеличением потребляемых единиц, как и заметили, что процент увеличения общей полезности возник в результате потребления последней единицы. В противоположность этому мы видим, что предельная полезность уменьшается с увеличением потребления. Данное явление называется законом снижения предельной полезности. Закон снижения полезности с увеличением потребления применяется к предельной полезности, а не к общей. Он относится к полезности имущества (вещи) в отношении потребителя и не касается полезности самого имущества. Феномен убывания предельной полезности не возвращается к самому имуществу, поскольку природа вещей требует того, чтобы субъективная полезность одинаковых единиц была равной. Напротив, этот феномен возвращается к самому потребителю».
Прежде, чем закончить нашу встречу, подытожим законы, регулирующие полезность:
1 – Увеличение общей полезности:
Общая полезность возрастает с ростом потребления. Общая полезность прямо пропорциональна потреблению.
2 – Снижение предельной полезности
Предельная полезность снижается с ростом потребления. Предельная полезность обратно пропорциональна потреблению.
Уважаемые мусульмане!
Ограничимся этим объёмом информации на этой встрече. До следующих встреч, иншаАллах. Да хранит вас Аллах от всех невзгод и недугов. Просим Всевышнего одарить нас славой благодаря Исламу и вознести Ислам посредством нас. Просим Его удостоить нас Своей помощью и обрадовать всех верующих установлением Праведного Халифата в самое скорое время. Просим Его сделать нас борцами, свидетелями и мучениками (шахидами) этого Праведного Государства. Воистину, Он – Покровитель и Всемогущ. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.