Объяснение книги «Экономическая система в Исламе»
Хвала Аллаху, который предписал людям законы праведности и предостерёг их от путей порочности. Мир и благословение лучшему из праведных людей, который был отправлен ко всему человечества как милость и который усердствовал на пути Аллаха, ведя подлинный джихад, а также его семье и благородным сподвижникам, которые воплотили в жизнь систему Ислама в правлении, экономике и в социальной сфере. Мы просим Всевышнего Аллаха приобщить нас к ним и воскресить вместе с ними в день Воскрешения, когда все люди предстанут перед Господом миров.
Уважаемые мусульмане!
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
Мы продолжаем серию встреч по изучению и объяснению книги «Экономическая система в Исламе». На нашей семнадцатой встрече мы рассмотрим вместе с вами предисловие к этой уникальной книге, которую написал выдающийся учёный Такыюддин Набхани. Да поможет нам в этом Аллах.
Сегодня мы поговорим о порочности капиталистической экономической системы. Подытоживая своё глубокое исследование экономической системы в капиталистической идеологии, а точнее, так называемую «политическую экономику», шейх Такыюддин Набхани, да смилуется над ним Аллах, описал целый ряд порочных элементов в капиталистической экономической системе:
Первое — отсутствие в их взгляде различия между экономической наукой и экономической системой:
«В понимании капиталистов, экономика — это то, что изучает потребности людей, а также способы их удовлетворения. По их мнению, производство и распределение товаров и услуг, выступающих способами удовлетворения потребностей, являются едиными темами. То есть потребности, а также способы удовлетворения этих потребностей являются слитными и неотъемлемыми друг от друга вопросами, представляющими собой единое целое. Одно из них включает другое. То есть вопрос распределения входит в рассмотрение вопроса производства товаров и услуг. На основании этого при рассмотрении экономики они смотрят на предмет экономики и форму её приобретения как на неотъемлемые и одинаковые вещи, представляющие собой одно целое. То есть экономическую науку и экономическую систему они рассматривают в качестве одной темы без каких-либо различий между ними, в то время как между экономической наукой и системой существует разница.
Экономическая система разъясняет такие вопросы, как распределение и приобретение богатства, а также распоряжение ими и т.п. При разъяснении этих вопросов экономическая система движется строго с определённым мировоззрением. Поэтому экономическая система Ислама отличается от коммунистической (или социалистической) или капиталистической экономической системы. Потому что каждая из этих систем вырабатывается согласно мировоззрению своей идеологии. В противоположность этому экономическая наука изучает производство и его развитие, а также разработку промышленной продукции и её усовершенствование. Это же, равно как и другие науки, не принадлежит только одной идеологии, напротив, является универсальным фактором для всех народов. Например, капиталистическая точка зрения на собственность отличается от социалистической и коммунистической точки зрения на неё, а исламская точка зрения на собственность отличается от всех вышеупомянутых. Однако то, что касается усовершенствования производства, то это относится к изучению реальности с научной точки зрения, которая у всех одна, несмотря на различие их мировоззрений».
Второе — отсутствие в их взгляде различия между нуждами и средствами их удовлетворения:
«Смешивание вопроса потребностей с вопросом средств, т.е. смешивание вопроса поиска экономического средства с методом его распределения, считая это одним рассмотрением, является ошибкой, которая и привела капиталистов к путанице в экономических рассмотрениях. Поэтому основа формирования экономики в капиталистической идеологии является ошибочной. Что касается того, что потребности, требующие удовлетворения, являются лишь материальными, то это является неправильным и противоречит реальности потребностей. Потому что существуют моральные и духовные потребности, которые так же, как и материальные потребности, требуют удовлетворения, и каждая из них нуждается в товарах и услугах для удовлетворения».
Третье — отсутствие понимания того, в каком положении должно находиться общество, в их взгляде на потребности и пользу.
«Что касается того, что капиталистические экономисты рассматривают потребности и пользу как они есть, а не с точки зрения того, в каком положении должно находиться общество, то такой взгляд на вещи указывает, что капиталистический экономист смотрит на человека как на чисто материальный субъект, не имеющий ни духовных ценностей, ни моральных устоев. Он не учитывает то, что общество должно быть морально возвышенным, утверждая моральные ценности как основу для отношений, а также духовно богатым путём осмысления связи с Аллахом, упорядочивая все отношения человека с ним для достижения довольствия Всевышнего Аллаха. Он всё своё внимание направляет только лишь в сторону материального, которое удовлетворяет только его материальные потребности. Так, он избегает мошенничества в продаже товаров, чтобы не потерять клиентов, но, если для прибыльной торговли мошенничество станет необходимым, в таком случае оно обретает форму законности. Он кормит бедных не в подчинении закону Аллаха, а для того, чтобы они не ограбили его, но если взятие бедных измором (лишение пищи) увеличит его состояние, то он предпочтёт измор».
Четвёртое — их взгляд на пользу с точки зрения удовлетворения только материальных потребностей:
«Таким образом (согласно капитализму), заботой экономиста является рассмотрение пользы с точки зрения удовлетворения только материальных потребностей. Человек, смотрящий на людей и строящий экономическую жизнь на основе такого воззрения, считается самым опасным для общества и людей. Это с одной стороны, а с другой стороны — имущество и труд, которые они называют товарами и услугами, являются вещами, приобрести которые человек стремится для их применения. Посредством обмена этих вещей между людьми появляются отношения, согласно которым и формируется общество. Поэтому при рассмотрении имущества и потребностей необходимо в общем и детально рассматривать основы отношений в обществе.
Забота над экономическим средством с точки зрения его удовлетворения потребности, не учитывая положение, в котором должно находиться общество, является отделением экономического средства от отношений в обществе, что является неестественным явлением. Потому что люди обменивают между собой данное экономическое средство, вследствие чего между ними образуются отношения. Поскольку отношения и формируют общество, необходимо при рассмотрении экономического средства учитывать положение, в котором оно будет находиться».
Прежде чем закончить нашу встречу, хотелось бы напомнить самые яркие идеи, которые были озвучены в нашей сегодняшней теме:
При исследовании экономической системы в капиталистической идеологии становится ясным порочность этой системы с нескольких сторон:
1 — Капиталисты смешали потребности и средства удовлетворения их и посчитали их одним целым.
2 — Капиталисты не отличают экономическую науку от экономической системы.
3 — Капиталисты смотрят на экономику как на одно целое, вбирающее в себя экономический товар и метод его приобретения.
4 — Капиталисты посчитали, что потребности и средства являются одним целым, а значит, исследовать их следует в одном рассмотрении.
5 — Капиталисты считают, что потребности, требующие удовлетворения, являются исключительно материальными.
6 — Капиталисты считают человека исключительно материальным субъектом, лишённым духовных ценностей, нравственных устоев и моральных ценностей.
7 — Капиталисты не берут во внимание те моральные ценности, которое должны лежать в основе общества.
Уважаемые мусульмане!
Ограничимся этим объёмом информации на этой встрече. До следующих встреч, ин ша Аллах. Да хранит вас Аллах от всех невзгод и недугов. Просим Всевышнего одарить нас славой благодаря Исламу и вознести Ислам посредством нас. Просим Его удостоить нас Своей помощью и обрадовать всех верующих установлением Праведного Халифата в самое скорое время. Просим Его сделать нас борцами, свидетелями и мучениками (шахидами) этого Праведного Государства. Воистину, Он — Покровитель и Всемогущ.
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.
Устаз Мухаммад Ахмад ан-Надий