29
Сб, апр

Утоление жажды чистой водой исламской экономической системы 11 ч.

Обзор книг
Функции
Вид

Объяснение книги «Экономическая система в Исламе»

Хвала Аллаху, который предписал людям законы праведности и предостерёг их от путей порочности. Мир и благословение лучшему из праведных людей, который был отправлен всему человечеству как милость и который усердствовал на пути Аллаха, ведя подлинный джихад, а также его семье и благородным сподвижникам, которые воплотили в жизнь систему Ислама в правлении, экономике и в социальной сфере. Мы просим Всевышнего Аллаха приобщить нас к ним и воскресить вместе с ними в день Воскрешения, когда все люди предстанут перед Господом миров.

Уважаемые мусульмане!

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Мы продолжаем серию встреч по изучению и объяснении книги «Экономическая система в Исламе». На нашей одиннадцатой встрече мы рассмотрим вместе с вами содержание предисловия этой уникальной книги, которую написал выдающий учёный Такыюддин Набхани. Да поможет нам в этом Аллах. Сегодня мы представим вашему вниманию вклад уважаемого шейха Фатхи Салима, да смилуется над ним Аллах, в объяснение предисловия изучаемой нами книги «Экономическая система в Исламе».

Выдающий шейх Фатхи Салим, да смилуется над ним Аллах, в объяснении и упрощении предисловия книги «Экономическая система в Исламе» пишет следующее: «Они говорят, что развитие человеческой цивилизации с одного этапа на другой свидетельствует о том, что прогресс в познании вызвал рост объёма доступных предметов и привёл к изобретению многофункциональных с экономической точки зрения средств, что позволило увеличить объём удовлетворённых потребностей. Это значит, что сам человек участвует в увеличении потребностей и в их безграничности, поскольку технологии помогают производить множество новых товаров и услуг, т.е. вызывают рост желаний у человека и открывают перед ним множество дверей. Таким образом, у человека появилось множество новых желаний и потребностей вдобавок к существовавшим ранее элементарным желаниям и потребностям».

В их понимании, желание — это субъективное ощущение склонности к приобретению чего-либо из вещей. Это ощущение отличается в зависимости от степени важности этой вещи в глазах того, кто её желает. Потребности — это выражение человеческих желаний, а ресурсы — это отражение его знаний и умений. Таким образом, мы видим, что человек находится по обе стороны этой проблемы, потому что у него есть потенциал и ресурсы для удовлетворения, а также он способен совершенствовать их посредством своих технологических познаний. И с увеличением производимых и усовершенствованных товаров и услуг увеличиваются желания и потребности, которые требуют удовлетворения. Следовательно, по причине самого человека возникает экономическая проблема и посредством самого человека она же и решается.

Согласно экономической терминологии, потребность — это каждое желание, для удовлетворения которого требуется экономический предмет или имущество. Это — душевное состояние, возникающее у индивидуума. И когда человек ощутит в себе такое состояние, мы говорим, что у него есть потребность. При этом, по мнению капиталистических экономистов, не имеет значения, соответствует ли эта потребность моральным нормам, правовым законам и рекомендациям здравоохранения или нет.

В человеке существуют первичные (основные) потребности, такие как пища, одежда и жильё, но, тем не менее, он нуждается в приумножении и разнообразии этих вещей. Он желает увеличить разновидность того, что кушает и одевает, а также разнообразить свой гардероб. Через некоторое время у него появляются другие потребности, возникшие под воздействием социального развития. Человек стремится учиться и получить всё необходимое для этого, а также те средства, которые повысят его работоспособность. Так, он желает пользоваться средствами коммуникации, современным общественным транспортом и различными средствами развлечения.

Таким образом, мы можем перечислять неограниченные потребности человека до бесконечности. С каждым шагом технического прогресса появляются новые потребности, важность которых относительно первичных потребностей будет возрастать. Чем больше будет богатство у государства и чем выше будет прогресс, тем меньше будет процент первичных потребностей по отношению к суммарным потребностям. Мы видим, как бедный выделяет значительную часть своих доходов на продукты питания, а у богатого это отношение снижается по сравнению с объёмом его доходов или ростом этого объёма. Отсюда и пошло выражение «бесконечные потребности», поскольку они — относительные. Это можно объяснить в следующих пунктах:

Во-первых, потребности человека, в своей совокупности, постоянно растут, поскольку у него всегда возникают новые потребности. Всякий раз, как он удовлетворяет некоторые из своих потребностей, у него возникают новые потребности, которые он стремится удовлетворить. Следовательно, потребности человека — многочисленные и бесконечные.

Во-вторых, мы видим, как человек всегда стремится к движущейся цели. Он не находится в застоявшемся положении, что свидетельствует о бесконечности потребностей. В реальности можно заметить, что потребности человека в настоящее время не ограничиваются жизненно важными или душевными потребностями, напротив, они переступают эту грань, переходя на уровень социальных норм, которые регулируются обстоятельствами времени и местности. Потребности личности в первобытном племени не сравнимы с потребностями гражданина в цивилизованном обществе. Потребности наших предков — не такие, как наши потребности, которые, в свою очередь, отличаются от потребностей наших внуков, которые могут жить в одно время и в одном месте с нами.

В-третьих, потребности отдельных лиц варьируются в зависимости от их социальных и культурных уровней. Товары, приобретаемые работником, отличаются от товаров, приобретаемых миллионером. Расходы фермера в сельской местности отличаются от расходов городских жителей. Потребности научного деятеля отличаются от потребностей бизнесмена. Таким образом, потребности являются относительными, обусловленных в каждой группе совокупностью отличительных и свойственных ей потребностей и желаний.

Прежде чем закончить нашу встречу, напомним вам о самых ярких идеях, которые были на ней затронуты:

1 — Технологический прогресс сыграл важную роль в увеличении объёма потребностей. При этом в их появлении принял участие и сам человек.

2 — В понимании капиталистов, желание — это субъективное ощущение склонности к приобретению чего-либо из вещей.

3 — Согласно экономической терминологии, потребность — это каждое желание, для удовлетворения которого требуется экономический предмет или имущество. При этом не важно, является ли это желание или потребность разрешённой (халял) или запрещённой (харам).

4 — Потребности человека, в своей совокупности, постоянно растут и видоизменяются, а значит, они — многочисленные и бесконечные.

5 — Человек всегда стремится к движущейся цели. Он не находится в застоявшемся положении, что свидетельствует о бесконечности потребностей. Он будет всегда стремиться к реализации своих целей до самой своей смерти.

6 — Потребности отдельных лиц варьируются в зависимости от их социальных и культурных уровней.

Уважаемые мусульмане!

Ограничимся этим объёмом информации на этой встрече. До следующих встреч, иншаАллах. Да хранит вас Аллах от всех невзгод и недугов. Просим Всевышнего одарить нас славой благодаря Исламу и вознести Ислам посредством нас. Просим Его удостоить нас Своей помощью и обрадовать всех верующих установлением Праведного Халифата в самое скорое время. Просим Его сделать нас борцами, свидетелями и мучениками (шахидами) этого Праведного Государства. Воистину, Он — Покровитель и Всемогущ. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.


Устаз Мухаммад Ахмад ан-Надий
22.12.2014