21
Чт, нояб

Утоление жажды чистой водой исламской экономической системы 15 ч.

Обзор книг
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Объяснение книги «Экономическая система в Исламе»

Ценовой механизм – стимулятор производства

Хвала Аллаху, который предписал людям законы праведности и предостерёг их от путей порочности. Мир и благословение лучшему из праведных людей, который был отправлен всему человечеству как милость и который усердствовал на пути Аллаха, ведя подлинный джихад, а также его семье и благородным сподвижникам, которые воплотили в жизнь систему Ислама в правлении, экономике и в социальной сфере. Мы просим Всевышнего Аллаха приобщить нас к ним и воскресить вместе с ними в день Воскрешения, когда все люди предстанут перед Господом миров.

Уважаемые мусульмане!

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Мы продолжаем серию встреч по изучению и объяснению книги «Экономическая система в Исламе». На нашей пятнадцатой встрече мы рассмотрим вместе с вами предисловие этой уникальной книги, которую написал выдающий учёный Такыюддин Набхани. Да поможет нам в этом Аллах. Сегодня мы поговорим о «ценовом механизме» у капиталистов.

Ценовой механизм

Шейх Такыюддин Набхани говорит: «В понимании капиталистов, ценовой механизм – это идеальный метод распределения товаров и услуг среди индивидуумов общества, потому что полезность является результатом усилий, затраченных человеком. И если зарплата не соответствует работе, то уровень производства, несомненно, пойдёт на убыль. В связи с этим, идеальный метод распределения товаров и услуг среди индивидуумов общества – это тот метод, который гарантирует достижение самого высокого возможного уровня производства.

Этим методом является ценовой метод, который называют «ценовым механизмом». Капиталисты считают, что этот метод автоматически образует экономический баланс, поскольку он зиждется на предоставлении потребителям права на свободный самостоятельный выбор вариантов распределения ресурсов, имеющихся у общества, на различные отрасли экономической активности путём покупки ими некоторых ресурсов и воздержания от покупки других ресурсов. Они расходуют приобретаемые ими доходы на то, в чём они нуждаются или чего они желают. Если потребитель, не желающий употреблять вино, будет воздерживаться от его покупки, расходуя свой доход на иную вещь, или если все люди перестанут желать этот товар, то производство вина станет неприбыльным из-за недостаточности спроса на него, что естественным образом приведёт к прекращению производства вина, и так – все предметы. Своим воздержанием от покупки и своей свободой выбора покупки потребители определяют объём и качество производства.

Благодаря цене происходит распределение товаров и услуг в зависимости от того, могут ли потребители оплатить её или нет, а также готовы ли производители отдать товар за эту цену или нет. Ценовой механизм стимулирует к производству и упорядочивает распределение, а также связывает потребителя с производителем, то есть осуществляет баланс между производством и потреблением.

Что касается того, что цена стимулирует производство, то это объясняется тем, что главным стимулом выполнения человеком любого производительного труда или затраты служит материальное вознаграждение за этот труд или эту затрату. Экономисты капитализма исключают то, что человек может тратить свои силы под воздействием моральных или духовных стимулов. Нравственный стимул, существование которого они признают, так же относится ими к области материального вознаграждения. Они считают, что человек затрачивает свои усилия только для того, чтобы удовлетворить свои потребности и осуществить материальные желания. Данное удовлетворение осуществляется либо путём потребления товаров, непосредственно производимых им, либо путём получения денежного вознаграждения, которое позволяет ему приобрести товары и услуги, произведённые другими людьми. И поскольку человек при удовлетворении большинства, а возможно – и всех своих потребностей, опирается на обмен своего труда на труды других людей, стало быть, удовлетворение его потребностей осуществляется путём получения за свой труд денежного вознаграждения, которое позволяет ему получить товары и услуги, а вовсе не путём приобретения товаров, которые должны производиться только им самим. Стало быть, денежное вознаграждение, а это и есть цена, служит стимулом для производства. Следовательно, цена стимулирует производителей затрачивать свои усилия, а значит – является стимулом производства».

Прежде чем закончить нашу встречу, хотелось бы напомнить самые яркие идеи, которые были озвучены в нашей сегодняшней теме:

Первый вопрос: цена стимулирует производство

1. Главным стимулом выполнения человеком любого производительного труда служит материальное вознаграждение за потраченные усилия.

2. Экономисты капитализма исключают то, что человек может тратить свои силы под воздействием моральных или духовных стимулов.

3. Нравственный стимул, существование которого они признают, так же относится ими к области материального вознаграждения.

4. Человек затрачивает свои усилия только для того, чтобы удовлетворить свои потребности и осуществить материальные желания.

5. Удовлетворение потребностей и материальных желаний человека осуществляется одним из следующих трёх путей:

а) Путём потребления товара, произведённого непосредственно самим собой.

б) Путём обмена своего труда на труд других людей.

в) Путём приобретения товаров, производимых другими людьми, за то материальное вознаграждение, которое он получает за свой труд.

Взгляд капиталистов на ценовой механизм:

1. В понимании капиталистов, ценовой механизм – это идеальный метод распределения товаров и услуг среди индивидуумов общества.

2 – Капиталисты считают, что ценовой механизм автоматически образует экономический баланс.

3 – Полезность – это продукт затраченного человеком труда.

4 – Если вознаграждение не будет равноценным труду, то уровень производства опустится вниз.

5 – Ценовой механизм зиждется на предоставлении потребителям права на свободный самостоятельный выбор:

а) Вариантов распределения ресурсов, имеющихся у общества, на различные отрасли экономической активности.

б) Вариантов покупки некоторых предметов и воздержания от покупки других предметов.

в) Вариантов расходования доходов, приобретаемых ими, на свои нужды и желания.

6 – Пример ценового механизма:

– Если потребитель, не желающий употреблять вино, будет воздерживаться от его покупки, расходуя свой доход на иную вещь.

– Если увеличится количество потребителей, не желающих употреблять вино, то производство вина станет неприбыльным.

– Отсутствие спроса на вино, естественно, приведёт к прекращению производства вина, и так – все предметы.

– Итого, своим воздержанием от покупки и своей свободой выбора покупки потребители определяют объём и качество производства.

7 – Благодаря цене происходит распределение товаров и услуг. Это прослеживается в двух вещах:

а) Могут ли потребители предоставить цену товара или нет.

б) Готовы ли производители отдать товар за эту цену или нет.

Уважаемые мусульмане!

Ограничимся этим объёмом информации на этой встрече. До следующих встреч, иншаАллах. Да хранит вас Аллах от всех невзгод и недугов. Просим Всевышнего одарить нас славой благодаря Исламу и вознести Ислам посредством нас. Просим Его удостоить нас Своей помощью и обрадовать всех верующих установлением Праведного Халифата в самое скорое время. Просим Его сделать нас борцами, свидетелями и мучениками (шахидами) этого Праведного Государства. Воистину, Он – Покровитель и Всемогущ. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.

Устаз Мухаммад Ахмад ан-Надий