Ответ на вопрос касательно доказательств на ниспослание суры Мухаммад до сражения при Бадре, и на решение относительно наказания замужней рабыни, в случае, когда они совершит прелюбодеяние. Адресовано Murat Eroglu.
Вопрос:
Ассаляму алейкум. У меня имеется два вопроса:
1. Набхани говорит, что 4 аят суры Мухаммад был ниспослан до битвы при Бадре. Какие этому имеются доказательства? Большинство утверждает, что аят был ниспослан после битвы при Бадре. Не можете ли вы пояснить это?
2.Применяется ли к замужней рабыне в качестве наказания раджм (побивание камнями)?
Ответ:
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатуху.
До меня дошли ваши вопросы, заданные на турецком языке. После того, как они были переведены на арабский, предоставляю ответ. Ниже также приводится текст ответа, переведенный на турецкий язык.
Ответ на первый вопрос:
Упомянут следующий аят из суры Мухаммад:
فَإِذا لَقِيتُمُ الَّذِينَ كَفَرُوا فَضَرْبَ الرِّقَابِ حَتَّى إِذَا أَثْخَنْتُمُوهُمْ فَشُدُّوا الْوَثَاقَ فَإِمَّا مَنًّا بَعْدُ وَإِمَّا فِدَاءً حَتَّى تَضَعَ الْحَرْبُ أَوْزَارَهَا ذَلِكَ وَلَوْ يَشَاءُ اللَّهُ لانْتَصَرَ مِنْهُمْ وَلَكِنْ لِيَبْلُوَ بَعْضَكُمْ بِبَعْضٍ وَالَّذِينَ قُتِلُوا فِي سَبِيلِ اللَّهِ فَلَنْ يُضِلَّ أَعْمَالَهُمْ
«Когда вы встречаетесь с неверующими на поле боя, то рубите головы. Когда же вы ослабите их, то крепите оковы. А потом или милуйте или же берите выкуп до тех пор, пока война не сложит свое бремя. Вот так! Если бы Аллах пожелал, то отомстил бы им сам, но Он пожелал испытать одних из вас посредством других. Он никогда не сделает тщетными деяния тех, кто был убит на пути Аллаха» (47:4).
Сура Мухаммад ﷺ была ниспослана до битвы при Бадре. Доказательства этому следующие:
1. В день Бадра Посланник Аллаха ﷺ вынес решение относительно пленных. Смысл этого в том, что хукм о пленных был ниспослан до этого, потому что Посланник Аллаха ﷺ не выносил решений без откровения.
2. В Коране законы о пленных упомянуты лишь в суре Мухаммад.
فَإِمَّا مَنًّا بَعْدُ وَإِمَّا فِدَاءً
«А потом или милуйте, или же берите выкуп до тех пор, пока война не сложит свое бремя».
3. Данный аят:
فَإِذا لَقِيتُمُ الَّذِينَ كَفَرُوا فَضَرْبَ الرِّقَابِ حَتَّى إِذَا أَثْخَنْتُمُوهُمْ فَشُدُّوا الْوَثَاقَ فَإِمَّا مَنًّا بَعْدُ وَإِمَّا فِدَاءً
«Когда вы встречаетесь с неверующими на поле боя, то рубите головы. Когда же вы ослабите их, то крепите оковы. А потом или милуйте, или же берите выкуп…» (47:4).
Аят начался с выражения «фа иза» (когда, если), и после использовалось слово «встретились» в прошедшем времени. Смысл этого в том, что встреча ещё не произошла. Другими словами, хукм, упомянутый в аяте, был ниспослан до начала сражения. Этот аят определяет хукм пленных в случае возникновения войны. Пленные были взяты лишь в Бадре, и возникла потребность издания хукма.
4. Далее, следующие слова Аллаха:
حَتَّى إِذَا أَثْخَنْتُمُوهُمْ فَشُدُّوا الْوَثَاقَ
«Когда же вы ослабите их»,
эти слова являются пояснением хукма о том, что во время войны берутся пленники, а именно только после значительного убийства людей противника. По этой причине этот аят должен быть ниспослан до битвы при Бадре, потому что вопрос «значительного убийства людей противника» впервые возник при Бадре. Вопрос взятия пленников является разъяснением хукма новой еще не возникшей реальности, которая возникнет в результате «Исхана» (значительного убийства).
5. Следовательно, прямой смысл аята указывает на то, что он был ниспослан до начала сражения, с тем, чтобы разъяснить нормы о пленных до участия в сражениях и до того, как произойдет «Исхан» (значительное пролитие крови»). Выражения в аяте: «Когда вы встречаетесь» и «когда же вы ослабите их» указывают на то, что аят был ниспослан до сражения для разъяснения хукма относительно пленных. Несмотря на то, что некоторые риваяты говорят, что сура Мухаммад была ниспослана после битвы при Бадре, все же предпочтение отдается аяту в случае, если невозможно согласование между аятом и хадисом. Но вначале необходимо постараться их согласовать. Согласно риваятам хукм о пленниках был ниспослан после Бадра, а согласно аяту хукм о пленниках был ниспослан до Бадра. Так как невозможно согласование, аят предпочитается хадису.
Данный выбор усиливается и подкрепляется следующими фактами: хукм о пленниках приводится лишь в суре Мухаммад. Единственным сражением, которое подняло необходимость в наличии хукма о пленных, является битва при Бадре. Пророк ﷺ выносил решение о пленных лишь после Бадра, и он не выносил бы его без наличия хукма по данному вопросу.
Ответ на второй вопрос:
Если замужняя рабыня совершит прелюбодеяние, то наказанием является 50 ударов. Доказательство этого следующие слова Аллаха:
فَإِذَا أُحْصِنَّ فَإِنْ أَتَيْنَ بِفَاحِشَةٍ فَعَلَيْهِنَّ نِصْفُ مَا عَلَى الْمُحْصَنَاتِ مِنَ الْعَذَابِ ذَلِكَ لِمَنْ خَشِيَ الْعَنَتَ مِنْكُمْ وَأَنْ تَصْبِرُوا خَيْرٌ لَكُمْ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَحِيمٌ
«Если же после обретения покровительства (замужества) они (невольницы) совершат мерзкий поступок (прелюбодеяние), то их наказание должно быть равно половине наказания свободных женщин. Жениться на невольницах позволено тем из вас, кто опасается тягот или прелюбодеяния. Но для вас будет лучше, если вы проявите терпение, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (4:25).
Если свободная незамужняя женщина совершит прелюбодеяние, то она получает 100 ударов. Если же рабыня выходит замуж и прелюбодействует, то получает половину от этого, а это 50 ударов. В аяте использовано выражение «мухсан» женщина. Это не сказано о замужней и свободной женщине, а сказано о незамужней свободной женщине, потому что выражение «свободная женщина» являющаяся «мухсан» является къариной на то, что наказанием является половина наказания незамужней свободной женщины. Если свободная женщина после замужества совершит зина, наказанием для неё будет раджм (закидывание камнями). Халифат предпишет наказание в 50 ударов для замужней несвободной женщины. К тому же, наказания претворяет государство, а не личности. Этот вопрос должен быть ясным.
Ваш вопрос о прелюбодеянии женатой рабыни привлек мое внимание! Почему вы спрашиваете об этом, ведь сегодня нет реальности рабынь? Я опасаюсь, что вы подразумеваете свободных женщин, которые являются прислугой! Они не считаются рабынями! Этот класс людей, т.е. рабыни, на данный момент отсутствует. Что касается прислуги, то они являются свободными людьми.
Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
24 Шаъбан 1434г.х.
03.07.2013г.
Смотри ответ на станице амира в фейсбук
Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир, шейха Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта, на вопросы посетителей страницы в Фейсбуке