от Рибхи Абу Муаза
Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.
Государство обязывает работодателя соблюдать трудовой кодекс в отношении рабочих, но работодатель уклоняется от этого. В результате в условиях кризиса рабочих мест и жадности работодателей права рабочих нарушаются. Единственным выходом остаётся требовать свои права через суд, чтобы обязать работодателя выполнить права работников. Отсюда вопрос: будет ли грешным тот, кто обратился в суд того или иного государства, если в отношении него была совершена несправедливость?
Ответ:
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.
Вы спрашиваете о хукме в отношении работника, который требует соблюдение своих прав, гарантированных государством.
Ответ заключается в том, что разрешается обращаться к законам государства, если речь идёт об отстаивании прав или об отведении от себя несправедливости, соблюдения или устранения которых требует Шариат. Если работник требует соблюдения своих прав, гарантируемых светским законом, а не законом Шариата, в таком случае запрещено прибегать к светскому законодательству. Если же речь идёт о правах, которые гарантируются не только светским законом, а и законом Шариата в том числе, тогда дозволяется обратиться к светскому законодательству.
Например:
— В отношении человека совершили несправедливость и посадили в тюрьму за то, что он говорит слова истины. В таком случае Ислам требует защитить его, поэтому будет дозволенным обратиться к тому, кто сможет защитить его права в суде и освободить из тюрьмы.
— В случае, когда у человека украли имущество, Ислам обязует вернуть имущество хозяину. Следовательно, в таком случае дозволено обратиться к тому, кто сможет защитить права потерпевшего и вернуть ему украденное имущество.
— Кто-то продал свой дом другому человеку на условиях, что часть денег будет уплачена сразу, а остальная — после. Однако покупатель, уплатив первую часть денег, отказывается выплачивать остаток или вообще отрицает наличие долга перед продавцом, при этом он уже вселился в приобретённый дом. В такой ситуации Ислам требует восстановить право продавца, поэтому дозволено обратиться к тому, кто сможет отстоять права продавца и добиться получения оставшейся сумму за дом от покупателя.
Таким образом, если работник, получающий определённую плату в соответствии с трудовым договором между ним и работодателем, вдруг несправедливо лишается её, то в таком случае дозволяется обратиться к тем, кто отстоит его право. Причина этого заключается в том, что Ислам обязует работодателя оплачивать труд работника.
То есть, если то или иное право закреплено Шариатом, то в его отстаивании дозволяется обращаться к тому, кто отстоит его в суде. Если же происходит так, что различные права закреплены светским законом, но они противоречат Шариату, то запрещено обращаться к тем, кто поможет отстоять их в суде.
Например:
— Отстаивать право акционера акционерного общества в распределении прибыли на основании того, что нарушаются условия договора о распределении прибыли и что человек получает меньшую долю прибыли, нежели ожидалось. В этом случае недопустимо защищать права акционера, поскольку они хоть и гарантированы светским законом, но противоречат Шариату. Причина этого заключается в том, что акционерные компании в основе недействительны по Шариату (батыль), а, следовательно, и их прибыль не признаётся Шариатом. Для мусульманина является ваджибом выйти из такой компании в основе.
— Клиент банка обнаруживает нарушения по выплате своего депозита, и сумма процентных выплат оказывается ниже оговорённой в условиях с банком. В таком случае запрещается обращаться в суд, чтобы отстоять право, данное светским законом, поскольку оно запрещено Шариатом. Для мусульманина изначально было ваджибом разорвать процентный договор с банком.
Подводя итоги: требовать права, гарантированные светским законом и не запрещённые Шариатом, дозволено. Однако если эти права противоречат Шариату, но гарантируются светским законом, в таком случае запрещено отстаивать их через суд.
Я надеюсь, что этого ответа будет достаточно.
10 Шаъбана 1441 г.х.
03.04.2020 г.
Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»