В шаге, который египетский парламент назвал «историческим», Палата представителей в ходе заседания в среду, 2 июля 2025 года, после долгих лет споров и конфликтов между интересами собственников и жильцов утвердила проект закона о «давней аренде» и реорганизации отношений между арендодателем и арендатором. Однако тот, кто смотрит на этот закон с позиции Ислама и оценивает его согласно исламским критериям, а не по капиталистическим меркам, понимает, что произошло не исправление, а закрепление порочного курса, в котором закрепляется несправедливая система, выдуманная человеком, и игнорируется обязанность шариатской опеки, возложенной Исламом на государство.
Согласно заявлению парламента и сообщениям СМИ, закон направлен на ликвидацию системы законного продления договоров аренды жилых помещений. Он устанавливает переходный период в пять лет, в течение которого арендная плата будет постепенно увеличиваться до рыночного уровня, после чего арендатор будет обязан освободить жильё, если не заключит новый договор. Закон прямо предусматривает немедленное пятикратное увеличение текущей арендной платы с последующим ежегодным увеличением на 15% до истечения срока. После этого арендные отношения будут полностью свободными. Исключение сделано лишь для некоторых категорий, таких как больные и пожилые люди старше 70 лет, им аренда будет продлена на три дополнительных года.
Наиболее тревожным в положениях этого закона является то, что он не только либерализует арендные отношения без какого-либо реального механизма обеспечения жилья, но и перекладывает на миллионы арендаторов бремя немедленного многократного повышения арендной платы в условиях экономического истощения, когда люди страдают от роста цен, девальвации фунта и политики заимствований у Международного валютного фонда. Ряд депутатов, журналистов и правозащитников, в том числе депутат Зия ад-Дин Дауд, сочли, что в таком виде закон представляет собой узаконенное вытеснение миллионов бедных семей и упразднение самого понятия гарантированного и стабильного жилья. Ведь семьи, проживающие в этих квартирах десятилетиями, порой более шестидесяти лет, внезапно окажутся обязанными платить арендную плату, в десятки раз превышающую их пенсии и зарплаты, а затем должны будут покинуть жильё или быть насильственно выселенными через пять лет.
Эта реальность не имеет ничего общего с тем, какой должна быть забота об интересах людей в Исламе. Исламское государство — это не агент по продаже недвижимости и не сборщик налогов в интересах кучки крупных собственников и застройщиков. Оно несёт ответственность за обеспечение каждого подданного достойным жильём, не позволяя никому ночевать под открытым небом или быть вынужденным умолять о приюте. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
وَالْإِمَامُ رَاعٍ وَمَسْؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ
«Имам — это пастырь, и он несёт ответственность за свою паству».
Эта ответственность — не просто лозунг, а политика управления, которая требует от государства гарантировать жильё людям, предотвращать монополию и запрещать эксплуатацию нужд людей. В то время как в данном законе государство ограничилось пустыми обещаниями о создании некоего фонда помощи, механизм работы и источники которого так и не были прояснены, и при этом совершенно открыто начало поднимать арендную плату и готовить рынок недвижимости для инвестиционных трейдеров под предлогом «достижения баланса между владельцем и арендатором».
Кто вдумается в риторику правительства и парламента, тот увидит, что истинные причины принятия этого закона неотделимы от политики приватизации и экономической либерализации, продиктованной международными структурами. Государство стремится повысить стоимость недвижимости, чтобы увеличить сборы с налога на недвижимость, привлечь инвестиции и влить новые финансовые потоки в раздутый рынок жилья ценой страданий бедного населения городов. Следует отметить, что либерализация арендных отношений может привести к немедленному росту цен на недвижимость на 20–30%, что спровоцирует новую волну инфляции.
Что же касается утверждения о том, что этот закон решает проблему владельцев недвижимости, то это искажение действительности. Да, есть собственники, которые действительно пострадали от замороженных на десятилетия арендных ставок. Однако решать несправедливость ещё большей несправедливостью - это не решение. Перекладывать непосильную ношу на миллионы людей и бросать их в неизвестность — это не выход. Если бы государство действительно заботилось о делах людей, подлинное решение было бы в справедливом урегулировании, которое не нарушало бы прав людей на жильё, и в обеспечении нуждающихся из Байт уль-Маль — казны мусульман. Ведь это обязанность государства по отношению к своим подданным, так как обеспечение людей едой, одеждой и жильём закреплена в Шариате. Почему же сегодня людей изгоняют, лишают жилья, ввергают в нужду, говоря, что «это баланс интересов»?!
Эти законы являются частью структуры капиталистической системы, которая рассматривает недвижимость как товар для извлечения прибыли, а не как жизненную необходимость. Она обращается с людьми как с цифрами на рынке спроса и предложения, а не как с людьми, обладающими правом на заботу. И пока правительство заявляет, что оно «защищает тех, кто не в состоянии платить», предоставляя им дополнительную отсрочку на 3 года и некий фонд поддержки, эта отсрочка не меняет их участи по истечении срока. Как и не меняет того факта, что сам закон не исходит из шариатской обязанности государства, а именно: обеспечивать жильём нуждающихся до конца их жизни, если они не в состоянии обеспечить себя сами.
Жилище, пища и одежда — это основные потребности, обеспечение которых Ислам возложил на государство как обязанность, а не как пожертвование. Если человек не в состоянии самостоятельно обеспечить себя, государство обязано удовлетворить его основные нужды, включая жильё, из Байт уль-Маль (казны мусульман). Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ أَصْبَحَ مِنْكُمْ آمِناً فِي سِرْبِهِ، مُعَافًى فِي جَسَدِهِ، عِنْدَهُ قُوتُ يَوْمِهِ، فَكَأَنَّمَا حِيزَتْ لَهُ الدُّنْيَا
«Кто из вас проснулся в безопасности у себя дома, с телом, свободным от болезней, и с пропитанием на день, тот словно владеет всем миром».
Аренда — это соглашение, основанное на взаимном согласии. Но если потребность в жилье остра, а государство не предоставляет альтернативу, то Шариат запрещает поднимать цены и изгонять людей из их домов на улицу. Таким образом проявляется, что данный закон не является выражением заботы о делах подданных, а представляет собой управление кризисом по капиталистическому образцу — когда людям предлагается выбор между двумя бедами: либо принять непосильные расходы, либо согласиться на выселение!
Это закон, угождающий крупным землевладельцам и девелоперским компаниям. Он открывает путь для новых инвестиций на руинах жилищной безопасности миллионов семей. Это ещё одно решение государства в отношении сфер, где оно усматривает возможность извлечения выгоды или продажи, как это уже произошло в Масперо и продолжается на острове Варак и в других местах. Как мы говорили ранее, любая сфера, в которой режим видит инвестиционный или коммерческий потенциал, превращается в новый Масперо или Варак!
Обязанность государства в этом вопросе сводится к следующему:
- Гарантировать жильё всем подданным. Не просто через упрощение кредитования, а через упрощение приобретения земли, строительства жилья или оплату аренды из Байт уль-Маль (казны мусульман).
- Устранить монополию и чрезмерную прибыль — недвижимость не должна становиться объектом спекуляций.
- Не выселять арендатора, неспособного платить, до тех пор, пока не будет обеспечена подходящая альтернатива, и не возлагать на людей новых финансовых обременений.
- Разрешать арендные споры на основе шариатских постановлений, а не на основе законодательства, выдуманного человеком.
Что же касается этого закона, то он является очередным шагом в политике уклонения от ответственности государства, распродаже активов социального обеспечения и превращении рынка в верховного судью над судьбами людей. Это курс, который целиком и полностью отвергаем Исламом.
Сегодня мы становимся свидетелями новой трагедии, которая дополняет череду обнищания и упадка, в которых живёт народ под гнётом капиталистических режимов. В то время как миллиарды тратятся на проекты роскоши, масштабные празднества и украшение новой административной столицы, миллионы людей оставляют один на один с угрозой выселения без малейшей реальной гарантии на жильё.
Истинное изменение — это не поправка к статье закона и не продление сроков. Истинное изменение — это претворение исламской системы, Праведного Халифата по методу пророчества, при котором забота о делах всех людей является шариатской обязанностью, а не роскошью и не частью предвыборной агитации. Это система, которая ставит право на безопасное жильё в один ряд с основными правами подданных, а не делает его товаром, который продаётся и покупается за парламентским столом!