22
Пт, нояб

Противоречит ли хадис о смене плохих времён хадису о возвращении Халифата?

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

От Ар-Рияхи Абу Фатимы

Вопрос: Мой брат в Исламе амир Хизб ут-Тахрир! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.

Какова достоверность хадиса, который я приведу ниже? Если он из числа достоверных хадисов, то хотелось, чтобы Вы разъяснили его. Пусть Аллах воздаст Вам благом.

Передаётся от аз-Зубайра ибн Ади:

أَتَيْنَا أَنَسَ بْنَ مَالِكٍ فَشَكَوْنَا إِلَيْهِ مَا نَلْقَى مِنَ الْحَجَّاجِ فَقَالَ اصْبِرُوا فَإِنَّهُ لاَ يَأْتِى عَلَيْكُمْ زَمَانٌ إِلاَّ الَّذِى بَعْدَهُ شَرٌّ مِنْهُ حَتَّى تَلْقَوْا رَبَّكُمْ سَمِعْتُهُ مِنْ نَبِيِّكُمْ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ

«[Как-то] мы пришли к Анасу ибн Малику и пожаловались ему на то, что нам пришлось претерпеть от Хаджжаджа, на что он сказал: «Терпите, ибо какое бы время для вас ни пришло, после него обязательно настанут такие времена, которые окажутся ещё хуже, [и так будет продолжаться] до тех пор, пока вы не встретите Господа вашего. Эти [слова] я слышал от вашего Пророка ﷺ» (Бухари).

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху!

Для начала я бы хотел упомянуть две вещи из науки усуль аль-фикх, что позволит внести ясность в мой ответ:

1) Если есть подозрение (шубха) на противоречие между доказательствами, тогда следует попытаться объединить доказательства. Причина этого заключается в том, что использовать оба доказательства более приоритетно, нежели оставить одно из них.

2) Если невозможно совместить два доказательства, то необходимо сделать тарджих между ними, но при этом соблюсти правила тарджиха.

Теперь что касается нашего ответа:

Передаётся от аз-Зубайра ибн Ади:

أَتَيْنَا أَنَسَ بْنَ مَالِكٍ فَشَكَوْنَا إِلَيْهِ مَا نَلْقَى مِنَ الْحَجَّاجِ فَقَالَ اصْبِرُوا فَإِنَّهُ لاَ يَأْتِى عَلَيْكُمْ زَمَانٌ إِلاَّ الَّذِى بَعْدَهُ شَرٌّ مِنْهُ حَتَّى تَلْقَوْا رَبَّكُمْ سَمِعْتُهُ مِنْ نَبِيِّكُمْ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ

и«[Как-то] мы пришли к Анасу ибн Малику и пожаловались ему на то, что нам пришлось претерпеть от аль-Хаджжаджа, на что он сказал: «Терпите, ибо какое бы время для вас ни пришло, после него обязательно настанут такие времена, которые окажутся ещё хуже, [и так будет продолжаться] до тех пор, пока вы не встретите Господа вашего. Эти [слова] я слышал от вашего Пророка ﷺ» (Бухари). Данный хадис указывает на то, что каждый период времени хуже предыдущего. Также возникает ощущение, что между этим и другими хадисами имеется противоречие:

а) Данный хадис якобы противоречит хадису о возвращении Халифата, в котором упоминается, что возвращение Халифата произойдёт после деспотичного правления, т.е. после периода зла наступит период добра. Передаётся от Хузайфы ибн аль-Ямана: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:

ثُمَّ تَكُونُ مُلْكًا جَبْرِيَّةً، فَتَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَإَ أَنْ يَرْفَعَهَا ثُمَّ تَكُونُ خِلاَفَةً عَلَى مِنْهَاجِ النُّبُوَّةٍ ثُمَّ سَكَتَ

«…Затем наступит период деспотичного правления, которое продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, он прекратится. А затем снова наступит период Халифата, основанного на методе пророчества», — а затем он ﷺ замолчал» (Ахмад).

б) Данный хадис якобы противоречит хадису о появлении Махди из потомства Посланника ﷺ, который наполнит землю справедливостью после несправедливости, т.е. после периода зла наступит период добра. Передаётся от Абдуллаха ибн Масъуда: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لا تَقُومُ السَّاعَةُ حَتَّى يَمْلِكَ رَجُلٌ مِنْ أَهْلِ بَيْتِي يُوَاطِئُ اسْمُهُ اسْمِي يَمْلأُ الأَرْضَ عَدْلًا وَقِسْطًا كَمَا مُلِئَتْ ظُلْمًا وَجَوْرًا

«Не наступит Судный день, пока мужчина из моего потомства не станет правителем. Имя его будет совпадать с моим именем. Он наполнит землю справедливостью после того, как наполнилась она гнётом и несправедливостью» (ат-Табарани).

в) Хадис якобы противоречит хадису о втором пришествии пророка Исы (а.с.) после того, как зло Даджаля распространилось по земле, т.е. после периода зла наступит период добра. Передаётся от Самуры ибн Джундуба: «Пророк ﷺ сказал:

إِنَّ الْمَسِيحَ الدَّجَّالَ يَلْبَثُ فِي الْأَرْضِ مَا شَاءَ اللَّهُ ثُمَّ يَجِيءُ عِيسَى ابْنُ مَرْيَمَ صَلَّى اللُّه عَلَيْهِ مِنَ الْمَشْرِقِ مُصَدِّقاً بِمُحَمَّدٍ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَعَلَى مِلَّتِهِ ثُمَّ يَقْتُلُ الْمَسِيحَ الدَّجَّالَ

«Даджаль будет оставаться на земле столько, сколько пожелает Аллах. Затем с востока придёт Иса, сын Марьям, подтверждая правдивость Мухаммада ﷺ и следуя его религии, а затем он убьёт Даджаля» (ат-Табарани).

Таким образом, хадис о том, что после каждого периода обязательно наступает период, который окажется ещё хуже, чем предыдущий, на первый взгляд имеет противоречие с хадисами, в которых говорится, что после того или иного периода наступает период, который лучше периода, который был до него. Вначале я упомянул, что если есть возможность совместить доказательства, то это приоритетнее, в противном случае следует сделать тарджих.

После изучения данных хадисов становится очевидным, что хадис Бухари не несёт в себе общий смысл, а скорее, конкретизирующий, что отличается от упомянутых нами хадисов о Халифате, пророке Исе ﷺ и т.д. Хадис Бухари согласуется с другим хадисом о том, что Пророк ﷺ сказал:

خَيْرُ النَّاسِ قَرْنِي ثُمَّ الَّذِينَ يَلُونَهُمْ ثُمَّ الَّذِينَ يَلُونَهُمْ ثُمَّ يَجِيءُ مِنْ بَعْدِهِمْ قَوْمٌ تَسْبِقُ شَهَادَتُهُمْ أَيْمَانَهُمْ وَأَيْمَانُهُمْ شَهَادَتَهُمْ

«Лучшие из людей — это моё поколение, затем — следующее за ним, а затем — следующее за ним. Далее появятся люди, свидетельства которых будут опережать их клятвы, а клятвы будут опережать их свидетельства» (Бухари). В версии Муслима данный хадис звучит иным образом:

خَيْرُ النَّاسِ قَرْنِي ثُمَّ الَّذِينَ يَلُونَهُمْ ثُمَّ الَّذِينَ يَلُونَهُمْ فَلَا أَدْرِي فِي الثَّالِثَةِ أَوْ فِي الرَّابِعَةِ قَالَ ثُمَّ يَتَخَلَّفُ مِنْ بَعْدِهِمْ خَلْفٌ تَسْبِقُ شَهَادَةُ أَحَدِهِمْ يَمِينَهُ وَيَمِينُهُ شَهَادَتَهُ

«Лучшие из людей — это моё поколение, затем — следующее за ним, а затем — следующее за ним». [Передатчик хадиса сказал:] «Только я не знаю, упомянул он три или четыре поколения». [Слова Посланника ﷺ продолжаются:] «Далее за ними придут те, чьи свидетельства будут опережать их клятвы, а клятвы будут опережать их свидетельства». Также Абу Шайба привёл следующий хадис от Абу Бурды, а он — от своего отца: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:

وَأَصْحَابِي أَمَنَةٌ لِأُمَّتِي فَإِذَا ذَهَبَ أَصْحَابِي أَتَى أُمَّتِي مَا يُوعَدُونَ

«Мои сподвижники являются источником безопасности для моей Уммы, и когда они уйдут, то мою Умму постигнет то, от чего её предостерегали».

Таким образом, чем ближе время к Посланнику Аллаха ﷺ и его сподвижникам, тем больше добра. Что касается зла, которое ближе к периоду возвращения Второго Праведного Халифата, то после него (деспотичного правления) наступит период добра (Второго Праведного Халифата).

Разумеется, что под выражением «после каждого периода» подразумевается в целом ситуация, а не появление, как в отдельных случаях, обратного сказанному. Например, во время таких периодов были и благополучные времена — правление Умара ибн Абдуль-Азиза, который отличался своей справедливостью от правления всей династии Омейядов в целом. Также правление отдельных халифов династий Аббасидов и Османов, которые отличались от правления данных династий в целом. Так продолжалось вплоть до разрушения Османского Халифата в 1342 г.х. (1924 г.). После упразднения Халифата наступил период великого зла, т.е. период деспотичного правления, но после этого периода наступит период Халифата, основанного на методе пророчества, и тогда свет добра озарит мир. Аллах сказал:

وَيَوْمَئِذٍ يَفْرَحُ الْمُؤْمِنُونَ ٤ بِنَصْرِ اللَّهِ يَنصُرُ مَن يَشَاءُ وَهُوَ الْعَزِيزُ الرَّحِيمُ

«В тот день верующие возрадуются помощи Аллаха. Он помогает, кому пожелает. Он — Могущественный, Милосердный» (30:4,5).

Это то, к чему я склоняюсь в данном вопросе, но Аллах знает лучше!

 

13 Раби уль-авваль 1443 г.х.
18.11.2021 г.

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»