Вопрос: 23 июня 2016 года в Британии состоялся референдум о членстве Британии в ЕС, известный внутри Британии как референдум о ЕС (англ. «EU referendum»), который показал, что примерно 52% британцев желают выхода своей страны из ЕС.
Вслед за этим премьер-министр Британии Кэмерон объявил о своей отставке и заявил, что его правительство продолжит свою работу в течение трёх месяцев. Оказались ли результаты референдума неожиданными и противоречащими тому, что хотел Кэмерон? Есть ли какие-то экономические и политические причины, подтолкнувшие Британию к выходу из ЕС? Можно ли сказать, что выход Британия из ЕС уже предрешён и необратим? Есть ли какая-либо роль Америки во всём этом? Да вознаградит Аллах Вас благом!
Ответ: Для полной ясности картины и прояснения наиболее верного ответа на заданные вопросы рассмотрим следующее:
1 – С самого возникновения экономического кризиса в 2008 году Британия постоянно проливала свет на свои проблемы с Европейским Союзом, что Союз не идёт на пользу Британии. Выступая на саммите в Давосе в январе 2016 года, премьер-министр Дэвид Кэмерон чётко обозначил британскую позицию в отношении ЕС, сказав: «ЕС больше не пользуется растущей народной популярностью в Британии. Мы нуждаемся в референдуме для решения проблем, связанных с опасениями британцев в отношении Европы, таких как идея принятий множества законов и проблема бюрократии, а также идея о возможности становления ЕС более чем просто зоной единой валюты, с чем мы не согласны, и идея о том, что Европа стремится в действительности создать политический союз. И это будет тот политический союз, с которым Британии никогда не будет комфортно.
Британия никогда не одобряла идею того, что мы являемся частью политического союза. Мы – гордая и суверенная страна. У нас есть независимые демократические институты, которыми мы гордимся. И они хорошо служили нашим интересам. Мы хотели бы быть предельно ясны, что эти вопросы мы вправе отстаивать. Европа – это совокупность суверенных национальных государств, которые сходятся друг с другом и работают вместе с целью извлечения взаимной выгоды, а вовсе не политический союз, который усложняется всё больше и больше. Этого не хочет британский народ, и он никогда не подпишется под этим» (см. «Gov.uk» за 21.01.2016). На основании этого он вёл переговоры с ЕС в течение февраля текущего года и добился большего, чем хотела Британия, а именно: сохранение национальной идентичности Британии, приостановление дальнейшей политической интеграции, сохранение своей государственности при полной независимости от ЕС, неприменение Шенгенского соглашения в отношении Британии, сохранение своего суверенитета относительно своих государственных границ, признание ЕС самостоятельности британской валюты – английского фунта стерлингов – и нахождения страны вне зоны единой европейской валюты, отказ от предоставления приезжим европейцам права на получение определённых льгот и бесплатного жилья до истечения четырёхлетнего проживания в Британии.
При подписании соглашения Кэмерон открыто заявил о том, что добился желаемых результатов. Он отметил: «Соглашение, достигнутое с лидерами ЕС, даёт Британии особый статус внутри ЕС» (см. «BBC» от 20.02.2016). Помимо этого, Кэмерон попросил у Европейского Союза «предоставить национальным парламентам стран-членов Евросоюза, в т.ч. – британскому парламенту, более широкие полномочия, чтобы они имели возможность возразить принимаемым Брюсселем (парламентом ЕС) директивам или блокировать их на местах». Однако с этой просьбой Британия выпросила для себя много дивидендов, при этом желая, чтобы законы Европейского Союза не были обязательными для неё, чтобы она имела право возражать и принимать их по собственному усмотрению, лишая ЕС всякой власти над собой. Посредством этого британцы хотят сделать ЕС очень слабым институтом, чтобы не имел никакой власти над своими членами. Британия, по своей натуре, хотела воспользоваться ЕС, не обязывая себя соблюдением законов ЕС. Она всегда использовала вопрос референдума и выхода из Союза как рычаг давления и шантажа, чтобы добиться больших привилегий. И, как известно, Кэмерон в своей предвыборной кампании обещал в случае своей победы в 2015 году провести этот референдум. Как это свойственно британцам, он вбросил эту информацию с целью получения особых привилегий путём запугивания ЕС, в целом, и других государств этого союза политическим и экономическим хаосом, который станет последствием референдума о выходе Британии из Союза!
Британская политика запугивания референдумом в целях приобретения больших дивидендов от ЕС не является чем-то новым, напротив, она занималась этим с первых лет вступления в состав ЕС, а именно – с января 1973 года, когда Британия стала членом ЕЭС (Европейского Экономического Сообщества, прообраза ЕС). Сохранение своей валюты и пребывания вне Шенгенской зоны были атрибутами того особого статуса, которым пользуется Британия, несмотря на своё членство в ЕС. Также она использовала идею референдума по поводу её пребывании в Союзе как средство шантажа европейских государств, чтобы заполучить больше привилегий для Британии внутри ЕС. Так, в 1975 году она провела референдум с целью улучшения условий своего пребывания в Союзе. Тогда британцы проголосовали в пользу пребывания своей страны в ЕЭС (Европейском Экономическом Сообществе).
Последний референдум по выходу Британии из ЕС не является новшеством в списке британских референдумов, используемых Британией для достижения своих целей, даже если они являются коварными! Консервативная партия активно использовала эту тактику, посредством которой её лидерам удавалось одновременно проводить сразу две кампании: по пребыванию в ЕС и по выходу из него! Во главе кампании и сторонников пребывания Британии в ЕС находился нынешний премьер-министр Британии. Между тем, во главе кампании и сторонников выхода Британии из ЕС находился депутат Борис Джонсон, бывший мэр Лондона, который ушёл в отставку со своего поста, чтобы занять гарантированное для консерваторов в парламенте место от Лондона. Он надеется, что ему удастся стать премьер-министром в будущем.
Помимо Джонсона, кампанию по выходу Британии из ЕС возглавлял нынешний министр юстиции Майкл Гоув. И после заседания кабинета министров Британии премьер-министр Камерон заявил, что «референдум по вопросу пребывания Британии в ЕС пройдёт 23 июня 2016 года». При этом Кэмерон подчеркнул в своём кратком заявлении перед министрами, что Британия «будет сильнее, безопаснее и более процветающей внутри уже обновлённого Европейского Союза» («www.mc-doualiya.com» за 20.04.2016). И несмотря на его поддержку соглашения, он всё же не заставлял свою партию поддерживать его. Например, с одной стороны, Кэмерон заявлял, что в будущем станет ясно, что выбор выхода из ЕС на референдуме – это «большая ошибка», которая обернётся «состоянием неопределённости на десятки лет». Между тем, министр юстиции в его правительстве, Майкл Гоув, в интервью «Sunday Telegraph» заявил, что Британия станет «маяком прогресса» после выхода из ЕС. Гоув сказал: «Британские граждане должны голосовать за демократию. Британия должна избрать надежду» («BBC» за 19.06.2016). Таким образом, премьер-министр Британии Кэмерон и команда лидеров его партии составляли лагерь сторонников пребывания Британии в Союзе, а его министр юстиции консерватор Гоув и ряд министров в правительстве Кэмерона вместе с бывшим мэром Лондона Борисом Джонсоном, известным лидером Консервативной партии, проводят кампанию по выходу Британии из ЕС.
Если внимательно взглянуть на политику правящей партии консерваторов, которую возглавляет Кэмэрон, относительно вышеупомянутого референдума, то отчётливо видно, что Кэмэрон ожидал того, что его результаты будут неокончательными, т.е. неоднозначными, чтобы иметь возможность заново провести референдум или использовать их в качестве предлога для новых переговоров с ЕС. Таким образом, Консервативная партия вела, с одной стороны, кампанию в пользу пребывания в ЕС, а с другой стороны – кампанию по выходу из него. И ни одна из двух кампаний не была серьёзной, ни по пребыванию, ни по выходу. Скорее, они были направлены на то, чтобы посредством данного референдума добиться дополнительных уступок со стороны ЕС. На это указывает позиция Кэмерона, а именно – то, что несмотря на свою поддержку соглашения с ЕС, он не потребовал от своей партии поддержать это соглашение. Если бы его намерения были бы серьёзными, то он потребовал бы от своей партии поддержать его и проголосовать в пользу пребывания в ЕС, что существенно изменило бы результаты в пользу невыхода из ЕС. Однако он не сделал этого и позволил партии разделиться в голосах, поскольку его цель была не добиться большинства голосов для пребывания или выхода, а, скорее, то, что мы упомянули выше. Об этом также свидетельствуют заявления лидера сторонников выхода Джонсона. Если бы он, в действительности, был серьёзным в своих намерениях, то начал бы доводить до конца свою предвыборную риторику против ЕС после того, как результаты референдума оказались в пользу выхода. Но тон его заявлений резко изменился и стал ближе к политике поддержки пребывания в ЕС. В своём выступлении в понедельник после оглашения итогов референдума Джонсон сказал: «Соединённое Королевство – это часть Европы, и сотрудничество с соседними странами должно усилиться». Он подчеркнул, что выход Британия из ЕС «не будет происходить в спешке» (см. http://www.almodon.com/arabworld за 28.08.2016).
Более того, его партнёр в кампании за выход из ЕС Найджел Фараж, лидер отколовшейся ранее от консерваторов «Партии Независимости Великобритании», которая была самым ярым сторонником выхода Британии из ЕС, в своём первом выступлении в Европейском парламенте после референдума сказал: «Почему мы не взрослеем и не становимся прагматичными, рациональными и реалистами? Давайте работать над тем, чтобы достигнуть между собой рационального соглашения по снятию таможенных пошлин. И тогда вы поймёте, что Соединённое Королевство – это ваш друг, что мы готовы вести торговлю и сотрудничать с вами, а также быть лучшим вашим партнёром в мире. Позвольте нам предпринять рациональный шаг и иметь свои глобальные амбиции и перспективы» (см. «The Daily Telegraph» за 28.06.2016). Всё это указывает на то, что консерваторы, как сторонники выхода, так и сторонники пребывания Британии в ЕС, планировали не столько выйти или остаться, сколько вызвать прецедент, чтобы вынудить ЕС к переговорам для получения ещё больших уступок. И поэтому результаты референдума были неокончательными, т.е. неоднозначными, чтобы иметь возможность заново провести референдум или использовать их в качестве предлога для новых переговоров с ЕС.
Однако они просчитались в своих планах: результаты референдума – 52% голосов за выход – застали их врасплох. Британия хочет пользоваться своими привилегиями внутри ЕС, в частности – экономической особенностью, но при этом не желает подчиняться его законам. А поэтому во время всего своего нахождения в ЕС она возмущается и угрожает проведением референдума, торможением, противодействием и созданием неприятностей. И большинство её манёвров заканчивались успехом. Однако на этот раз удача обошла её стороной. Британия не смогла фактически выйти из ЕС, оборвав все отношения с ним, понимая, что это приведёт её к смерти. Одновременно она воспевает мнение большинства британцев, выраженное на референдуме. Таким образом, она попала в весьма затруднительное положение, а точнее – её зло обернулось против неё.
2 – Вся Британия и Европа, а вместе с ними – и другие страны, были шокированы результатом референдума «Brexit», который состоялся в четверг 23.06.2016. И это произошло после того, как предвыборные опросы говорили о том, что большинство избирателей в Британии желает остаться в ЕС. Результат референдума оказал серьёзное влияние не только на Британию и Европейский Союз, но и на другие страны мира, даже если Британия больше всех понесла экономические и политические убытки от итогов референдума:
С экономической точки зрения:
Спустя несколько минут после оглашения результатов референдума подорвалось доверие к Британии и её экономике. Курс фунта стерлингов резко упал на 10% по отношению к доллару и на 7% – по отношению к евро. Это спровоцировало обвал на европейских и азиатских финансовых рынках (биржах). Агентство «Reuters» за 28.06.2016 сообщило, что «победа евроскептиков на референдуме по «Brexit» привела к тому, что мировые фондовые рынки потеряли 3 трлн. долларов в результате распродажи ценных бумаг по всему миру. И по сей день торговля остаётся нестабильной, несмотря на обещания вершителей политики о защите своей экономики». Критическое положение вынудило главу Центрального банка Англии вмешаться в ситуацию, чтобы угомонить панику. Он заявил, что «есть достаточно ликвидных средств на сумму 250 млрд. фунтов (около 345,9 млрд. долларов)», и он не будет «медлить с принятием дополнительных мер» (см. «BBC» за 24.06.2016). Также международные рейтинговые агентства «Standard & Poor’s» (S&P), «Moody’s Investors Service» (Moody's) и «Fitch Ratings Inc.» (Fitch Ratings) снизили британский рейтинг долговых обязательств, опубликовав данные о том, что «уровень надёжности кредитоспособности Британии снизился из «ААА» (это – самый надёжный уровень) до «АА»», т.е. опустился на два уровня. Такое впервые происходит с Британией. Эти агентства отметили, что «неуверенность, которая последует вслед за результатами референдума, приведёт к существенному замедлению британской экономики в краткосрочной перспективе. Политические реалии не позволяют предугадать грядущие изменения, минимальную стабильность и эффективность британской экономики, а также вероятность проведения референдума по вопросу независимости Шотландии» (см. «AFP» за 27.06.2016).
Международный валютный фонд предупредил о резком падении цен на недвижимость. Казначейство (министерство финансов) Британии заявило о том, что «цены на недвижимость могут упасть в пределах 10–18% по сравнению с ценами прошлых двух лет» (см. «BBC» и «CNN» за 24.06.2016). Канцлер казначейства (министр финансов) Британии Джордж Осборн, который безуспешно попытался успокоить рынки, заявил, что он будет вынужден урезать расходы и повысить налоги для обеспечения финансовой стабильности. Компании объявили о замораживании новых назначений и о повышении вероятности сокращения ряда сотрудников, что разрушило надежды избирателей на процветающую экономику Британии за пределами Европейского Союза (см. «Reuters» за 28.06.2016). Некоторые фирмы сразу же объявили о своих краткосрочных планах по переносам своих филиалов из Лондона в другие города внутри ЕС. Ведущий индекс Британской фондовой биржи «Financial Times Stock Exchange Index» (FTSE) упал более чем на 8% сразу после открытия торгов. Это – самая большая потеря для него в один день с 2008 года (см. «Al Jazeera Net» за 24.06.2016).
Всё это свидетельствует о том, что Британия пострадала от результатов референдума. И это – плохой показатель для неё в случае её окончательного выхода из ЕС. Она и без того переживает последствия финансового кризиса, который разразился в 2008 году. Она максимально пользуется ЕС, как об этом писали в ответ на вопрос от 02.05.2016: «Британия также получает экономическую выгоду от ЕС. Её пребывание в ЕС благоприятно отражается на её корпорациях (компаниях) и олигархах (элите богатых англичан). Как известно, большую часть британской экономики занимают услуги, главными из которых являются финансовые услуги.
Британия производит немного товаров, но она опирается на финансовые услуги, перевод капитала и иностранных валют. К тому же, единый рынок ЕС позволяет экспортировать товары без всяких торговых ограничений на всю Европу, что приносит пользу крупным корпорациям (компаниям) и олигархам (элите богатых англичан). По этой причине выход Британии из ЕС лишит её такой возможности и приведёт к политическим проблемам в стране. Кроме того, выход из Европейского Союза означает, что Британия утратит полномочия влияния на принятия законов или решений, издаваемых Европейским Союзом. И поскольку ЕС является основным торговым партнёром Британии, стало быть, её выход из Союза ослабит её позиции в Европе. Более того, в этом случае ей необходимо будет бросать вызов извне ЕС, а это ослабит её влияние на Союз, ведь её влияние на него изнутри намного сильнее и эффективнее», – а также: «В марте 2015 года Британия выиграла суд против ЕЦБ (Европейский Центральный Банк) в Европейском суде. Как известно, ЕЦБ пытался перенести функцию клиринговых операций еврозоны в пределы ЕС. Данный шаг мог бы отдалить Лондон и сделать Париж и Франкфурт более привлекательными финансовыми центрами, что привело бы к ослаблению экономического положения Британии». И если добавить к этому просочившуюся в результате утечки документов «Панама» информацию по сокращению британских финансовых гаваней, как об этом писалось в ответе на вопрос за 05.05.2016, то можно смело сказать, что своим избранием выхода из ЕС Британия похожа на того, кто стреляет себе в ногу. И если это произойдёт в действительности, то Британия лишится того статуса, что Лондон является финансовым центром, а Франкфурт станет более привлекательной финансовой столицей ЕС, чем Лондон. Следовательно, это обернётся для Британии огромными и катастрофическими потерями.
С политической точки зрения:
Что касается политической стороны, то британский референдум сильно отразился на сплочённости народов, населяющих Британию. Шотландия и Северная Ирландия решительно проголосовали за пребывание в Европейском Союзе. Теперь эти народы требуют референдума по вопросу дальнейшего существования Британии, то есть единство Британии само по себе стало под вопросом, а этого не было в планах Британии. Как известно, самым большим достижением Кэмерона во внутренней политике было предотвращение выхода Шотландии из Британии на референдуме в 2014 году. Тогда Британия решила, что тема Шотландии закрыта на длительный период времени. Однако после британского референдума 23.06.2016 она вновь вернулась на передний план, причём с небывалой мощью. Премьер-министр Шотландии Никола Стерджен сразу после оглашения результатов референдума заявила, что обстоятельства изменились после референдума в 2014 году, когда шотландцы проголосовали за единство с Британией, и Шотландия приступит к переговорам с ЕС по поводу того, чтобы она осталась в ЕС, а это сложно будет достичь без независимости от Британии. «Соединённого Королевства, в котором Шотландия решила остаться в 2014 году, больше не существует. Так что речь не идёт о повторе референдума 2014 года. Контекст и обстоятельства полностью изменились», – сказала Стерджен в интервью «Би-би-си». Эти слова указывают на большую вероятность проведения повторного референдума после того, как британцы проголосовали за выход из ЕС (см. «Middle East Online» за 26.06.2016). Что касается Северной Ирландии, которая является наиболее уязвимым местом для Британии, то организация «Шинн Фейн» (ирл. Sinn Féin – «мы сами»), которая выступает политическим крылом ИРА (Ирландской Республиканской Армии), в пятницу утром призвала к проведению референдума по вопросу Единой Ирландии. Данный призыв последовал после того, как британцы проголосовали за выход из ЕС, согласно окончательным результатам референдума. Республиканская партия подтвердила факт того, что референдум по поводу ЕС «серьёзно сказался на британском государстве» (см. «France24» за 25.06.2016). Таким образом, голосование британцев против Европейского Союза на прошедшем референдуме возбудило среди политиков разговоры о распаде Британии в Северной Ирландии и Шотландии.
Соответственно, результаты этого референдума спровоцировали давление, угрожающее Британии распадом и потенциальными экономическими потерями. Всё это подтверждает, что ветер референдума подул в обратную от желаний Британии сторону, а точнее, она попала в капкан своих козней и стала жертвой своего доверия к своей хитрости. Дни, последовавшие после голосования, показали беспрецедентные сцены политического замешательства в современной политической истории Британии. добавляя к этому состояние сильного расстройства, которое охватило как правительство, так и оппозицию. Даже газета «Нью-Йорк Таймс» за 27.06.2016 опубликовала статью под заголовком «Политическая и правовая независимость знаменитой страны скатывается в хаос», комментируя положение, которое охватило Британию после референдума!
3 – В связи с этим, скорее всего, Британия будет всячески оттягивать процесс выхода из ЕС в ближайшем будущем. И, возможно, это затянется на долгие годы, если она всерьёз пойдёт на этот шаг. Ведь всем известна хитрость и коварство Англии. Все официальные заявления и опубликованные в массмедиа комментарии указывают на то, что реализация результатов референдума будет затягиваться. Более того, не исключено, что произойдёт их пересмотр или повторный референдум. На это указывают следующие факты:
а) Тексты статьи №50 Лиссабонского договора, подписанного в 2007 году, дают возможность для увиливания и оттягивания в принятии подобного рода решений, что умело получается у Британии посредством своей политической хитрости и коварства. Согласно этой статье, при начале процедур выхода из ЕС Британия обязана уведомить Европейский Совет, состоящий из глав государств и правительств стран-членов ЕС, о своём намерении выхода из Союза, а после этого провести переговоры с каждым участником в течение двух лет. Выступая перед британским парламентом, Кэмерон сказал, что «правительство не собирается начинать переговоры с ЕС на данном этапе. Прежде страна должна определить, какие отношения она намерена выстраивать с Европейским Союзом до того, как приступить к реализации пятидесятой статьи Лиссабонского договора» (см. информационное агентство «www.bna.bh» за 27.06.2016). В своей речи перед членами Палаты общин Кэмерон также подчеркнул, что Британия самостоятельно будет решать, когда начинать процедуры выхода. Он сказал: «В настоящее время британское правительство не будет обращаться к пятидесятой статье Европейской конвенции, связанной с выходом государств из Союза» (см. «Al Jazeera Net» 27.06.2016). Таким образом, есть вероятность оттягивания срока подачи заявки Британии на выход для начала переговоров. Более того, Камерон не подал в отставку сразу, а оттянул её на три месяца до формирования нового правительства, которое и подаст заявку на выход, если пожелает. Это значит, что переговоры возложены на преемника Кэмерона, нового премьера, который будет избран в сентябре 2016 года на съезде Консервативной партия. Об этом ясно заявил Кэмерон в своей речи после оглашения результатов референдума, сказав, что уйдёт в отставку со своего поста в октябре и оставит своему преемнику право решать, когда приступать к реализации пятидесятой статьи (см. http://elaph.com/Web/News/2016/6/1096000).
Помимо этого, «канцлер казначейства Британии (министр финансов) Джордж Осборн заявил, что переговоры относительно выхода Британии из Европейского Союза не начнутся, пока не будет сформировано новое правительство» («Al Jazeera Net» от 27.06.2016). Одни из комментаторов из числа юристов объяснил это следующими словами: «Правда заключается в том, что чем больше задерживается уведомление по пятидесятой статье, тем больше вероятность того, что этого не произойдёт (что статья не будет задействована). Поскольку чем больше задержка, тем больше вероятность вмешательства других событий или поводов» (см. статью «Почему задержка уведомления по пятидесятой статье является важной» за авторством Дэвида Аллена Грина от 25 июня 2016 года). И поэтому два европейских дипломата считают, что Британия никогда не запустит механизм её выхода из ЕС, несмотря на то, что британцы проголосовали за это на вышеупомянутом референдуме. Один из дипломатов, на условиях анонимности, заявил: «Моё личное мнение, что Британия никогда не отправит уведомление о своём намерении выхода из ЕС», – а затем добавил: «Мы хотим, чтобы Лондон приступил к реализации статьи №50 сейчас, дабы поставить все точки над «і». И поскольку мы не можем принудить их к этому, как следствие, я полагаю, что они будут оттягивать время». Он отметил: «Я не исключаю возможности, и это – моё личное убеждение, что они никогда не сделают это» (см. «Arabi 21» за 27.06.2016).
б) Более того, не исключено, что произойдёт пересмотр результатов «Брекзита» или повторный референдум. Возможно, будут рассмотрены правовые лазейки для его пересмотра и повтора или начаты переговоры вокруг условий референдума. Стоит отметить, что это касается случая, если повторный референдум будет трудно провести для государства, которое считает себя демократической страной и не выступает против мнения народа. Однако политическая хитрость и коварство Британии с лёгкостью найдёт выход из любой ситуации. И на это указывают следующее:
– Существует онлайн-петиция для сбора подписей тех, кто желает пересмотра «Брекзита». И эта петиция на сайте британского парламента с требованием повторного референдума по выходу Соединённого Королевства из ЕС собрала 3,8 миллиона подписей до 28.06.2016. Автор петиции, Уильям Оливер Хили (William Oliver Healey), считает, что в случае, если за выход из ЕС проголосовали менее 60% голосующих при явке менее 75%, необходимо провести повторный референдум (см. британскую газету «The Daily Telegraph» за 27.06.2016).
– Учитывая, что повторный референдум может пошатнуть демократические принципы, декларируемые Британией, целый ряд английских специалистов показывает имеющиеся в законодательстве альтернативные выходы. По их словам, парламент (Палата общин и Палаты лордов) имеет право запретить премьер-министру отправлять уведомление в ЕС. Известный специалист в области публичного права, королевский адвокат лорд Дэвид Пенник, говорит: «Без законодательного одобрения со стороны парламента премьер-министр не имеет права по закону дать Европейскому Союзу уведомление» (http://www.bbc.com/news/uk-politics-uk-leaves-the-eu-36671629).
– Существует внешний фактор, который заинтересован в том, чтобы Британия осталась в ЕС с целью ослабления его, чтобы внутри него был очаг напряжённости. Этим внешним фактором является Америка. В апреле 2016 года Обама посетил Лондон и призвал британцев проголосовать в пользу пребывания в Европейском Союзе (см. «Al Jazeera Net» за 24.06.2016), поскольку Америка желает того, чтобы Британия оставалась в Союзе с тем, чтобы Союз не мог укрепить свои позиции. Америка понимает, что Британия не работает в пользу Союза и европейского единства, а скорее, препятствует ему и мешает принять много важных решений, что она (Британия) заинтересована лишь в своих личных интересах, являясь деструктивным элементом в ЕС. Всё это отвечает интересам Америки, которая не желает видеть Европу сплочённым и сильным конкурентом, который будет бросать вызов ей и конкурировать с ней на мировой арене в экономическом или политическом планах. Но в случае, если выход Британии приведёт к распаду Союза, то это будет во благо Америке. А поэтому сразу после оглашения результатов референдума Обама направил своего госсекретаря Джона Керри в Европу в качестве посредника между Европейским Союзом и Британией, чтобы смягчить европейскую реакцию в отношении Британии. «В этот переходный период нам необходимо оставаться сосредоточенными, не терять голову, не действовать необдуманно», — заявил глава Госдепа в ходе пресс-конференции в Брюсселе 27 июня 2016 года. Затем, после встречи с британским премьер-министром, он заявил: «Британия может не выйти из Евросоюза.
Принятое на голосовании в Британии решение выйти из Евросоюза может быть так и не реализовано, а также Лондон не спешит действовать в этом направлении. Кэмерон чувствует, что он – «бессильный» вести переговоры, которых он не хочет, что он не желает задействовать «Статью №50» Лиссабонского договора, которая начнёт двухлетний процесс выхода». Далее Кэрри дал понять, что Лондон не желает видеть себя вне ЕС через два года, пока не будет подписан новый договор о сотрудничестве. На вопрос модератора, есть ли возможность «откатить назад» решение референдума «Brexit», Керри отметил: «Я думаю, есть несколько способов» (см. «France 24» за 29.06.2016).
Этот внешний фактор может сыграть вспомогательную роль в поиске налаживания новой модели отношений между Британии и ЕС. И в этом есть польза для США, как об этом упоминалось выше.
4 – По всей видимости, ЕС начал понимать проделки Британии, а именно – что она хочет заключить неофициальное соглашение, чтобы защитить свои интересы на основе норвежской и шведской модели, прежде чем задействовать статью № 50 Лиссабонского договора по началу процедур отделения. Однако, в отличие от Норвегии и Швеции, Британия хочет получить доступ к европейскому рынку и выступает против свободного передвижения, что является одной из главных проблем среди британских избирателей. И Меркель категорически исключила этот вопрос, а вопрос свободного передвижения людей является одним из самых заветных свобод Европейского Союза наряду со свободной перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Европейский Союз прекрасно понимает британскую хитрость. Он не только отвергает эту идею, но и запрещает любые секретные переговоры с любой из 27 стран ЕС. Председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер заявил: «Позвольте мне быть предельно ясным. Не будет неформальных тайных переговоров с правительством Британии». «Я запретил комиссарам и генеральным директорам комиссии вступать в переговоры с Великобританией. Не будет переговоров, пока не будет нотификации со стороны Великобритании», – подчеркнул глава Еврокомиссии (см. «Evening standard» за 28.06.2016).
Европейский парламент принял решение 28 июня 2016 года провести заседания в течение двух дней. И одним из главных вопросов выступала немедленная активизация Британией процесса своего выхода, как это предусматривается Лиссабонским договором, чтобы избежать каких-либо сомнений, которые могут негативно отразиться на единстве Союза. Председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер заявил перед Европейским парламентом: «Мы не можем долго оставаться в неопределённости, я хочу, чтобы Соединённое Королевство безотлагательно прояснило свою позицию, а не завтра или послезавтра». При этом он категорически отверг какие-либо тайные переговоры по поводу условий выхода Британию из ЕС или по поводу того, что Лондон будет устанавливать расписание этого выхода, заявив: «Мы устанавливаем повестку дня, а не тот, кто хочет выйти из ЕС» (см. «Al Jazeera Net» за 26.06.2016). Кэмерон прибыл в Брюссель для участия в первой сессии заседания парламента Европейского Союза, а затем покинул заседание со словами: «Я очень надеюсь, что нам удастся выстроить максимально тесные связи в сфере торговли и в сотрудничестве в вопросах безопасности, поскольку это очень важно для нас» (см. «DPA» за 28.06.2016). Другими словами, он не желает Европейского Союза, а хочет лишь того, что необходимо для Британии, а именно – экономического партнёрства и сотрудничества по вопросам безопасности. Канцлер Германии Ангела Меркель направила чёткий сигнал Лондону, заявив: «Британия не может оставить за собой прежние привилегии после избрания выхода из ЕС, отказываясь от всех своих обязанностей» (см. «DPA» за 28.06.2016). Это значит, что европейские страны решили завершить свою проблему с Британией и хотят того, чтобы она немедленно покинула Союз до того, как причинит вред своим выходом и оттягиванием этого выхода.
По завершении саммита президент Европейского Совета Дональд Туск заявил, что «Лидеры (ЕС) дали сегодня понять, что доступ к единому рынку требует соблюдения всех четырёх свобод, в том числе – свободы передвижения. Нельзя выбрать из меню только рынок». Он добавил, что «первые переговоры после решения Британии выйти из Союза, которые проходили в Брюсселе, не способствовали достижению результатов. В связи с этим, мы решили провести консультативное совещание двадцати семи стран, которое пройдёт 16 сентября в Братиславе (столица Словакии), для продолжения наших обсуждений и прений». Он сказал: «Участники согласились с тем, что мы переживаем наисерьёзнейший момент в нашей общей истории. В итоге нашего диалога родилось чёткое единогласие, а именно – лидеры полны решимости сохранить единство» (см. «AFP» за 29.06.2016).
Это не означает, что ЕС не пострадал от результатов референдума, даже если и не так серьёзно, как Британия. Напротив, Европейский Союз пострадал: он открыл дверь для своих государств для подачи требований на проведение подобных референдумов. Очень много представителей правых сил пришло к власти в этих государствах посредством аналогичных референдумов, в том числе – во Франции, первом ядре Европейского Союза. Между тем, Европейская комиссия подсчитала 32 заявки от европейских партий на проведение аналогичных референдумов в ряде европейских стран, в том числе – и во Франции, что угрожает существованию самого Европейского Союза в целом. Государства-основатели Союза, в частности – Франция и Германия, два самых больших и влиятельных государства в Европе (а вместе с ними – Италия, Нидерланды, Бельгия и Люксембург), заявили о своей решимости сохранить Союз и провели экстренное совещание. После этой встречи президент Франции Олланд заявил, что «выход Британии из ЕС является вызовом для Европы» и выразил «большое сожаление по поводу этого болезненного выбора». Он сказал: «Британское голосование ставит Европу перед серьёзным испытанием. Европа больше не будет прежней. И ей необходима показать свою сплочённость и силу...» (см. «AFP» 24.06.2016).
Так же поступила и Германия – вторая страна-основатель. Канцлер Германии Ангела Меркель прокомментировала результаты британского референдума о выходе из состава ЕС словами: «Это стало ударом по Европе и европейскому единству». Она призвала французского президента Олланда, премьер-министра Италии Маттео Ренци и президента Европейского Совета Дональда Туска на экстренную встречу 27 июня 2016 года. «Последствия этого выпадут на нашу долю. И нам – 27 членам ЕС – теперь предстоит осмыслить итоги референдума. Нужно извлечь уроки из британского решения. Подобное может привести к ещё большему расколу ЕС. Сегодняшний день стал переломным моментом для Европы, переломным моментом для европейского сотрудничества. Странам Союза следует проанализировать ситуацию и дать ей оценку рассудительно и спокойно, прежде чем мы примем правильные решения», – заявила Меркель (см. «AFP» за 24.06.2016).
После оглашения результатов британского референдума министр иностранных дел Германии Штайнмайер назвал этот день печальным днём для Европы. «Британское правительство играло с европейской судьбой и проиграло», – заявил Штайнмайер на телеканале «ZDF». Очевидно, что немцы осознают коварство Англии и негативные последствия этого. Министр иностранных дел Германии раскрыл факт того, что Англия играла судьбой ЕС и не хочет, чтобы Союз существовал и процветал. Как известно, Штайнмайер – один из сильных немецких политиков, понимающих Британию и не желающих видеть её в ЕС, считая её деструктивным элементом.
Лидеры Германии, Франции и Италии встретились в Берлине 27 июня 2016 года, чтобы подтвердить свою настойчивость в деле сохранения Европейского Союза. Они отвергли какие-либо переговоры с Британией по поводу периода, который последует после её выхода из ЕС, пока Лондон не направит официального уведомления, чтобы оказать давление на неё и заставить подать заявку на выход, поскольку этот вопрос наносит ущерб Союзу. На итоговой пресс-конференции Меркель заявила: «Мы согласны, что не может быть никаких официальных или неофициальных переговоров, пока Британия не подала заявление на выход из ЕС в Европейский Совет, т.е. пока не будет задействована статья №50 Лиссабонского договора» (см. «DPA» 27.06.2016).
Тем не менее, они понимают, что причина кроется в проделках и манёврах Британии. А поэтому их проблема заключается в возможности продлить своё единство и избежать британских козней, поскольку Британия намного опытнее и сильнее в политических играх, чем они. Как бы там ни было, если европейцам удастся избавиться в скорейшее время от Британии и принять новые меры для укрепления Союза, то это будет лучше для них. Что касается Британии, то если она не сможет выстроить новый формат отношений с ЕС, то она будет действовать над дестабилизацией Союза извне. Однако, в настоящее время Британия столкнулась с судьбоносной ситуацией по причине мрачного экономического состояния, опасные симптомы которого открыто дают о себе знать. Как и столкнулась она с шатким положением в сфере внутренней безопасности и политики, где Шотландия потребовала провести повторный референдум по выходу из Соединённого Королевства, а Ирландия подала заявку на выход из Британии и присоединение к Южной Ирландии. Если это произойдёт, то Британии пришёл конец. Она сохранится лишь в двух регионах – Англия и Уэльс. Таким образом, ставка на референдум оказалась провальной для Британии. И если её злосчастные козни окружат её же саму, как это происходит сегодня и как прогнозируется в будущем на основе вышеприведённой информации, а ЕС сможет умело разоблачать её проделки, то будет прав тот, кто говорил, что «Британия превратится в Гонконг (одна из её старых колоний) не на южном побережье Китая, а на западном побережье Европы».
5 – Излагая вкратце, Британия оказалась в состоянии большого замешательства и в непредвиденной (незапланированной) ситуации. Ей нелегко будет принять решение. С одной стороны, отход от референдума несёт за собой целый ряд юридических препятствий, не говоря уже о попирании демократии, которую она воспевает. С другой стороны, довершение процесса выхода из ЕС обернётся большим уроном для интересов Великобритании. И поэтому можно сказать, что эпоха привилегий в пользу Британии закончилась. Председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер сказал: «Кто хочет иметь доступ к внутреннему рынку ЕС, тот должен уважать четыре основополагающие свободы, без исключений или нюансов» (см. «BBC» за 29.06.2016). На фоне всего этого, естественно, Британия прибегла к промедлению и отказалась подавать заявку на выход из ЕС, в надежде на то, что ближайшие месяцы предоставят ей шанс сохранить большую часть своих интересов.
Однако если Британия заметит, что её толкают к неминуемому выходу из ЕС без каких-либо политических или экономических отношений с Союзом, и она окажется на пути экономического спада и политической дезинтеграции, то, скорее всего, она начнёт работать посредством своих мерзких рычагов над расколом ЕС. И, возможно, на её действия откликнется ряд европейских государств, которые имеют с ней традиционные связи, а точнее, испытывают к ней чувства верности и преданности. Лидер «Партии Независимости Великобритании» 28 июня 2016 года в ходе словесной перепалки в Европейском парламенте в Брюсселе заявил, что «Британия не будет последней страной, которая изъявила желание выйти из Союза», намекая на то, что своим выходом из ЕС британцы потащат за собой и других. Не исключено, что в этом помощником ей станет Америка, поскольку интересы Британии в этом вопросе полностью сходятся с интересами Америки.
Следовательно, можно сказать, что референдум «Brexit» дал противоположные планам Британии результаты и вызвал атмосферу неопределённости, открыв дверь перед всеми вариантами разворачивания событий. Возможно, Британия отречётся от референдума и пойдёт наперекор своей демократии. Однако, это может обернуться серьёзными последствиями, которые могут привести к распаду Британии прежде, чем распадётся Европа. Всевышний Аллах говорит истину:
وَلَا يَحِيقُ ٱلۡمَكۡرُ ٱلسَّيِّئُ إِلَّا بِأَهۡلِهِۦۚ
«Но злое ухищрение окружает (или поражает) только тех, кто творит зло» (35:43).
30 Рамадана 1437 г.х.
05.07.2016