19
Вт, март

Решение президента Туниса заморозить действие парламента и уволить премьер-министра!

Ответы на вопросы
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

بسم الله الرحمن الرحيم

Вопрос: «Рида Гарсаллауи произнёс конституционную присягу перед президентом Каисом Саидом в качестве нового министра внутренних дел, занимая до этого должность советника, как об этом сообщает «Аль-Джазира» 30.07.2021».

Об этом назначении в своей речи заявил президент Туниса Каис Саид. Заявление президента было передано правительственным каналом ночью 25.07.2021 после экстренной встречи с руководителями вооружённых сил и службы безопасности. Полномочия парламента были заморожены, а премьер-министр Хишам Машиши был отстранён от занимаемой должности согласно 80-й статье конституции Туниса. Депутатский иммунитет с членов парламента был снят. О своей отставке заявили министр обороны и министр юстиции. Также президент заявил, что принимает на себя исполнительную власть при поддержке премьер-министра, которого сам же изберёт... Почему президент Туниса пошёл на всё это? Какова реакция международного сообщества? Означает ли это, что международный конфликт разгорелся на территории Туниса?».

Для того, чтобы дать ответ с наиболее вероятным сценарием событий, сначала рассмотрим следующее:

1. Кризис в отношениях между президентом Туниса Каисом Саидом, с одной стороны, и парламентом с правительством — с другой стороны, разгорелся ещё в начале текущего года, в связи с чем премьер-министр Хишам Машиши 16.01.2021 заявлял о перестановках в кабинете министров, затронувших 11 министерских портфелей из 25 существующих. Тогда президент Туниса отказался утверждать данные перестановки, в т.ч. — и увольнение ряда министров, близких к нему, в связи с чем президент Каис Саид 25.01.2021 заявил: «Недавние министерские перестановки, инициированные премьер-министром Хишамом Машиши, не уважают тот порядок смены министров, который утверждён в конституции, в частности — в 92-й статье о необходимости обсуждения в совете министров вопроса о внесении поправок в структуру правительства», — а также ряд иных нарушений, о которых президент не упомянул.

Также он заявил: «Некоторые из предложений по конституционным изменениям связаны с рядом проблем или чьими-то интересами... Если они связаны с некоей проблемой, то присяга новых министров не может состояться (пока проблема не решится). Кроме того, присяга — это не столько формальная процедура, сколько духовная». Также президент выразил недовольство тем, что «в списках предлагаемых министров отсутствуют женщины» («AFP», 25.01.2021).

Решения об увольнении премьер-министра и заморозки действий парламента были приняты президентом в то время, когда Тунис страдает от экономического кризиса, усугублённого последствиями пандемии коронавируса, до сих пор сотрясающего страну, угрожающего ей полной агонией как государству и коллапсом его системы здравоохранения, что потребовало недавно оказания срочной гуманитарной помощи от других стран.

Институт статистики Туниса ранее уже публиковал доклад, согласно которому экономика страны в 2020 г. сократилась на 8,8%. «Данные (правительственного) института статистики Туниса, опубликованные в понедельник, показывают, что экономика страны в 2020 г. сократилась на 8,8%. Экономика Туниса несёт большие убытки, потому что опирается в значительной степени на туризм, сократившийся из-за пандемии коронавируса... Институт статистики заявил, что в четвёртом квартале 2020 г. уровень безработицы повысился до 17,4%, по сравнению с третьим кварталом этого же года, в котором уровень безработицы составлял 16,2%...» (агентство «Анадолу» 15.02.2021).

2. 25.07.2021 кабинет президента Туниса на своей официальной странице в «Фейсбуке» опубликовал заявление, в котором говорится: «После консультаций с премьер-министром и с главой Собрания народных представителей, опираясь на 80-ю статью конституции, глава республики Каис Саид принял сегодня 25 июля 2021 г. следующие решения для сохранения целостности родины, безопасности страны и её стабильности:

Освободить премьер-министра Хишама Машиши от занимаемой им должности.

• Приостановить деятельность и функции парламента сроком на 30 дней.

• Снять депутатскую неприкосновенность со всех членов Собрания народных представителей (с членов парламента).

• Президент берёт на себя функции исполнительной власти при помощи правительства во главе с премьер-министром, которого сам же назначит».

Далее было сказано: «В ближайшие часы будет принят приказ о том, как именно будут систематизированы эти исключительные меры, вызванные обстоятельствами. Меры эти будут отменены, как только исчезнут причины, их вызвавшие. Президент Туниса призвал свой народ не следовать за теми, кто ведёт ситуацию к хаосу» («CNN Дубай» 26.07.2021). Президент подчеркнул, что его указ «не останавливает действие конституции и не выходит за рамки конституционной легитимности» («Al Jazeera Net» 26.07.2021). В пятницу президент Туниса Каис Саид заявил, что не является диктатором, сказав, что он «очень хорошо знает тексты конституции, уважает и изучает их». Ранее официальное информационное агентство сообщило о том, что судебные органы приступили к расследованию в отношении четырёх членов партии «Ан-Нахда», среди которых — личный телохранитель Ганнуши, по обвинению в принятии насильственных действий перед зданием парламента» («France 24», «AFP», «Reuters» 30.07.2021).

3. Глава тунисского парламента Рашид Ганнуши на своей странице в «Фейсбуке» 26.07.2021 заявил о том, что никаких консультаций с президентом у него не было, сказав: «Глава Собрания народных представителей отрицает, что имел консультации с президентом для активации 80-й статьи конституции Туниса. Он не имел совершенно никаких консультаций с президентом Каисом Саидом относительно активации 80-й статьи конституции. Всё остальное — ложные заявления». В понедельник утром военные помешали главе и членам парламента войти в здание Собрания, сообщив, что у них есть указание закрыть парламент. По этому поводу Ганнуши заявил: «Я — глава Совета — стою перед зданием государственного органа, который возглавляю, но армия мешает мне в него войти». Он обвинил Каиса Саида в «перевороте против революции и конституции»... («Аль-Джазира» 27.07.2021).

На это Каис Саид ответил так: «Моё недавнее заявление не является попыткой переворота против конституции. Я не имею намерения совершать переворот против конституции и закона в стране. Мои последние решения целиком законны, и они будут сразу же отменены, как только исчезнет угроза, нависшая над страной» (страница кабинета президента в «Фейсбуке» 27.07.2021). Потом 30.07.2021 Рида Гарсаллауи принял конституционную присягу перед президентом Каисом Саидом и министерством внутренних дел, занимая до этого должность советника, как сообщает канал «Аль-Джазира» 30.07.2021.

4. Теперь поговорим о реакции крупнейших государств на события, произошедшие в Тунисе, в таком порядке:

а) Америка. У Америки нет действенного политического влияния в Тунисе. Политический класс в этой стране в основе следует указаниям Британии. Однако Франция тоже смогла утвердить там своё влияние. В итоге тунисские политики действуют в рамках европейской политики, а именно — политики Британии и Франции. Америка пыталась до определённой степени влезть во внутренние дела Туниса посредством военной и гуманитарной помощи.

Предоставляя военную помощь, США пытались использовать её как способ приобретения влияния в стране. Десятки лет под предлогом борьбы с терроризмом США вооружали и обучали армию Туниса, а также всячески взаимодействовали с ней. США финансировали и обучали тунисскую армию в рамках международных учений IMET, используя для этого программу по борьбе с терроризмом. За время более тесного сотрудничества с 2012 по 2016 гг. США потратили на тунисскую армию 2,7 млрд. долларов.

Затем, в 2015 г., Тунис был объявлен союзником НАТО, не входящим в состав организации. 1 октября 2020 г. министр обороны США Марк Эспер подписал соглашение о военном сотрудничестве с Тунисом сроком на 10 лет. После встречи с президентом Каисом Саидом Эспер заявил: «Мы надеемся на расширение отношений для оказания помощи Тунису по защите его морских портов, сухопутных границ, противодействия терроризму и удержанию деструктивных усилий авторитарных режимов подальше от ваших границ» («Africanews» 01.10.2020).

Предоставление гуманитарной помощи взяло на себя американское посольство в Тунисе, разработав для этого программу помощи правительству и борьбе с коррупцией в Тунисе. Помощь оценивается в 5,6 млрд. долларов. «Национальный центр при правительстве США NCSC пришёл к взаимопониманию с министерством по связям, конституционным комитетом и гражданским обществом Туниса для развития цифровой платформы в целях усиления гражданских организаций в обществе. Эта платформа будет способствовать укреплению гражданских организаций, которые будут иметь способность работать удалённо. Вдобавок для повышения эффективности работы и подотчётности её механизмов будут подготовлены финансовые отчёты» (американское посольство в Тунисе 20.12.2020).

Проблема заключается в том, что такие способы помогают при вмешательстве во внутренние дела некоей страны для распространения в ней своего влияния при условии, что в этой стране образовалась политическая пустота и что в ней нет политического влияния другого государства, такого как Британия, не говоря уже о ЕС, который влез туда руками Франции, имеющей в помощниках Германию, вместе пытающихся догнать Британию. Таким образом, подобные действия Америки не смогут пошатнуть влияние Британии и ЕС в Тунисе.

Армия Туниса слишком мала, отчего играет второстепенную роль в политике страны. Поэтому Америка нуждается в большем запасе времени для того, чтобы найти агентов в Тунисе, искренне готовых ей служить, как и больше запаса времени для того, чтобы усилить армию Туниса до такой степени, дабы та стала влиятельной и дабы посредством неё можно было что-то делать. Возможно, в будущем всё это получится у Америки. Но сегодня влияние Америки в Тунисе не имеет решающего веса. Сегодня Америка может оказывать лишь поверхностное влияние на Тунис, призывая к демократии и соблюдению прав человека, но даже так она не оставляет попыток заполучить влияние в этой стране.

b) Британия. До того, как в Тунисе разгорелась революция, Британия полностью контролировала ситуацию в этой стране. Свой контроль она осуществляла из-за кулис руками своего агента Хабиба Бургибы, а затем — Зин аль-Абидина Бен Али. В те годы у Британии не было конкурентов по контролю Туниса на международной арене до такой степени, что Британия контролировала и поддерживала даже оппозиционные партии Туниса, такие как «исламистская» партия «Нахда» Рашида Ганнуши, которая по задумке Британии должна была поглотить в себе и повести нужным Британии курсом всю исламскую оппозицию в тот момент, когда это будет нужно.

Люди Британии спокойно разгуливали по Тунису как у себя дома вдоль и поперёк. Так, например, британское посольство в Тунисе в 2015 г. пригласило консалтинговую компанию «Adam Smith International» для предоставления рекомендаций правительству Туниса (!), проведения тренингов для старших офицеров тунисской армии (!), формулировки политики (!) и введения новых законов (!!!).

Аналогичным способом в Тунис была приглашена подрядная компания «Aktis Strategy Ltd», управляющая контрактами на десятки миллионов фунтов стерлингов в интересах МИД Британии и пробританской международной организации «Содружество наций». Британия управляла политическим классом страны руками Хабиба Бургибы, затем — руками Бен Али, затем — руками Беджи эс-Себси, основавшего партию «Нида ат-Тунис» в 2012 г. Последний до этого был соратником Бургибы и союзником Бен Али. Он объединил все старые светские силы, которые потом применила Британия для удержания своего влияния в Тунисе, что ей и удалось, потому как она удержала в своих руках контроль над политическим классом страны. Однако когда Бен Али был свергнут и покинул Тунис, Британия всё же утратила сильного агента в правлении Туниса, а значит, хоть она и не утратила режим, потому что в Тунисе и за его пределами по сей день действует множество её агентов, всё же её влияние в Тунисе ослабло.

Возвращение проанглийского Рашида Ганнуши из Британии в Тунис было сделано с целью восстановить былое влияние Британии в этой стране, но этого добиться не вышло, потому что члены и руководители партии «Ан-Нахда» не едины под руководством Ганнуши, особенно если учесть, что Ганнуши публично объявил свою партию светской в то время, как в ней ещё остались искренние мусульмане, а также те, кто доверяет эрдогановской Турции. По всем этим причинам Британия не может сплотить ряды своих агентов в Тунисе. Более того, эти же причины открыли дорогу Турции, следующей политике Америки, для оказания влияния на партию «Ан-Нахда» изнутри, а значит, составили угрозу Ганнуши как лидеру его движения. Для сплочения с остальными британскими агентами и недопущения влияния Турции внутри своей партии Ганнуши объявил, что отныне партия «Ан-Нахда» — не исламская, а светская, тем самым отделив всех, кто хочет призывать к Исламу в одну категорию, а всех, кто хочет заниматься политикой, в другую.

После этого в 2014 г. он вошёл в союз с партией «Нида ат-Тунис», сформировав широкий парламентский фронт для поддержки британского агента Беджи эс-Себси. Но партия Ганнуши не сохранила свои силы и начала распадаться. Изучая позицию, которую заняла Британия, можно сделать вывод, что последние события в Тунисе шокировали её. Так британская газета «The Guardian», согласно сайту «Al Jazeera Net», 27.07.2021 опубликовала статью под названием «Взгляд «The Guardian» на события в Тунисе: весна перерастает в зиму».

В статье говорится, что Тунис переживает контрреволюцию: «Захват телеканалов — совершенно нехороший признак». В статье также говорится, что «граждане действуют безразлично и соглашаются с нелиберальными идеями по той причине, что свобода и демократия не привели к политической стабильности и процветающей экономике» в Тунисе. Вместо этого коррупция, инфляция и безработица продолжились. Треть семей Туниса в том году опасались, что у них не хватит продуктов питания из-за вспышки эпидемии коронавируса.

По просочившимся документам правительство Туниса было готово отменить субсидию на хлеб в случае, если это будет необходимо для получения ссуды в 4 млрд. долларов от МВФ сроком на 10 лет. Гнев народа по поводу распространения коронавируса растёт только потому, что правительство всё дальше погружается в национальный долг. Выплаты по ссудам в Тунисе сегодня превышают статьи бюджета на здравоохранение в 6 раз!». Значит, тунисский режим находится под давлением Америки посредством МВФ. «Америка, посредством таких актов давления, пытается усилить своё влияние в Тунисе».

Всё это говорит о том, что по факту влияние Британии в Тунисе ослабло, и Франция, увидев, как Британия теряет хватку в Тунисе, не преминула этим воспользоваться, резко прямо-таки ворвавшись на арену Туниса. До этого Британия полагала, что французское влияние в Тунисе настолько мало, что не представляет опасности. Кроме того, ранее Франция всегда координировала свои действия с Британией, особенно против влияния США. Британия и Франция всегда были в этом солидарны друг с другом. Но вот случился «Брексит», вызвавший серьёзный раскол между ними, и ни одна сторона не предпринимала сколь-либо значимых попыток, чтобы его преодолеть.

Более того, ряд государств ЕС, особенно Германия, заняли сторону Франции. Франция же, в свою очередь, произошедшее в Тунисе переворотом не назвала, что было выражено британскими СМИ: «Представительница министерства иностранных дел Германии Мария Адебахер в понедельник заявила, что Берлин обеспокоен эскалацией конфликтов в Тунисе и призывает страну к конституционному порядку. Вместе с тем, Берлин не считает, что в Тунисе произошёл переворот» («Sputnik» 26.07.2021).

c) Франция. Позиции Франции в Тунисе куда большие, чем кажется на первый взгляд.

Новый президент Туниса Каис Саид был широко известным противником колонизаторской политики. Соответственно, его кандидатура на выборах с революционными лозунгами была приемлема для тунисцев, избравших его в надежде на то, что он избавит их от «старой гвардии», так или иначе правившей государством даже после революции 2011 г. После того, как Каид Саид стал президентом в ноябре 2019 г., он получил определённую независимость в правлении. Но менталитет таких как он толкает их к обязательному поиску более сильного государства, на которое можно опереться, и он обнаружил, что Франция готова оказать ему такую поддержку. В свою очередь, Франция вознамерилась вернуть Тунис в орбиту своего влияния и сделать его активным членом франкоязычной группы государств под названием «Франкофония». Доказательства, указывающие на то, что Франция достигла успеха в Тунисе и сделала Каиса Саида своим агентом, следующие:

• Тунисский парламент раскололся на два лагеря: один поддерживает президента, второй — нет. Лагерь, не поддерживающий президента, т.н. «Коалиция достоинства» с партией «Ан-Нахда» в составе лагеря, оппозиционного президенту Каису Саиду и крайне враждебного Франции, решил нарушить отношения между Тунисом и Францией, предложив на парламентское голосование идею требования «извинений от Франции» за то, что та в прошлом колонизировала Тунис. Ранее во времена эс-Себси или Марзуки эта идея не подавалась, а это указывает на то, что противники президента в парламенте захотели именно сейчас поставить его и Францию в неудобное положение и внести неловкость в отношения Туниса с Францией, напомнив о её колонизаторской вражде. Но президент Туниса стал защищать Францию, тем самым полностью противореча своей бывшей позиции, которую он занимал во время избирательной кампании. Каис Саид заявил: «Кто приносит извинения — сам себя делает должником».

Затем он добавил: «Давайте лучше посмотрим в будущее. Франция совершала преступления в Тунисе, но в рамках режима обороны, а не прямой колонизации, как в Алжире. Тунисцы заплатили высокую цену за свою независимость и заслуживают извинений, но одних извинений недостаточно». Далее он сказал: «Может, извинения вместе с некими проектами или, может, с новым сотрудничеством» — тем самым пытаясь выразить, что список пунктов, по которым Франции придётся извиняться, не станет предлогом для нарушения отношений. В конце он спросил: «Почему сейчас, спустя 60 лет, мы вдруг требуем извинений?» («Ultratunisia» 23.06.2020).

• «В июне 2020 г. Саид избрал Францию в качестве первого европейского ориентира для себя после того, как занял свою должность, чтобы таким образом с самого начала стабилизировать отношения с Парижем» (агентство «Анадолу» 04.06.2021). Прежде чем тунисский президент нанёс визит в Париж, крупные официальные лица Франции прибывали в Тунис, что указывает на разворачивание особых отношений Каиса Саида с Францией сразу после того, как он пришёл к власти. «С этой точки зрения приглашение во Францию, поступившее к президенту Каису Саиду, стало подготовительным жестом к началу военного сотрудничества между двумя странами, особенно ввиду того, что этому визиту предшествовал иной визит министра обороны Франции в Тунис ещё в мае 2020 г., а ещё ранее — визит командующего Штаба французской сухопутной армии. О содержании этих двух визитов не просочилось никакой информации, кроме обычных предложений по вопросам, представляющим общий интерес» («Аль-Джазира» 18.06.2020).

• Франция продолжала отправлять своих высокопоставленных чиновников в Тунис всякий раз, как в Тунисе разгорался кризис, и всякий раз, когда разгоралась нужда в поддержке Франции. «Премьер-министр Франции Жан Костекс прибыл в Тунис в среду ночью с визитом в сопровождении шести министров и пробыл в Тунисе вплоть до четверга. Цель визита состояла в укреплении отношений с этой африканской страной, переживающей ряд кризисов и страдающей под тяжестью коронавируса. В процессе переговоров будут обсуждены такие темы как «экономическое партнёрство», «помощь» и «кризис здравоохранения». Также визит будет включать в себя подписание соглашений, посещение семинара по созданию сети высокоскоростных железнодорожных путей в Тунисе и встречу по вопросам цифровой сферы, организованной бизнесменами Туниса и Франции» («France 24» 02.06.2021).

• «Президент Туниса участвовал в Африканском экономическом саммите, организованном Францией в Париже» («Sputnik» 22.05.2021), после которого не было объявлено ни о каких внешних итогах саммита для Туниса, кроме поставки ряда вакцин против коронавируса. Такая секретность указывает на то, что цель визита состояла в обсуждении внутренней ситуации в Тунисе лично с президентом Макроном, поскольку Каис Саид затем много говорил во французских СМИ о внутренних делах Туниса. Возможно, его визит был ответом на визиты Ганнуши в Катар, которые тот проводил в рамках т.н. им «парламентской дипломатии». Значит, они оба старались подкрепиться поддержкой своих хозяев и коллег-агентов.

• Франция пообещала выделить сумму в 1,7 млрд. евро в виде траншей помощи и займов до 2022 г. с целью стимулирования проектов в сфере здравоохранения и создания рабочих мест. Президент Франции Макрон объявил о передаче первого транша суммой в 350 млн. евро во время визита тунисского президента Каиса Саида в Париж в середине 2020 г. («Al-Araby Al-Jadeed» 02.11.2020).

• Канал «Аль-Джазира» передал 28.07.2021 заявление, сделанное министром иностранных дел Франции Ле Дрианом о том, что «Франция наблюдает за событиями в Тунисе с очень большим интересом». Цитируя его, канал «RT» 28.07.2021 написал: «Министерство иностранных дел Франции в среду заявило о том, что Ле Дриан общался сегодня по телефону со своим тунисским коллегой Османом Джеранди. Ле Дриан подчеркнул «важность скорейшего назначения нового премьер-министра и формирования нового правительства, которое сможет удовлетворить чаяния тунисского народа в сени кризиса, в котором оказалась страна».

Заключение: все признаки бушующего международного конфликта, разразившегося на территории Туниса, говорят о том, что конфликт в итоге ведётся между Британией, изначальной обладательницей максимального влияния в Тунисе, и Францией, влияние которой в Тунисе только начало устанавливаться и ещё не окрепло. Америка далека от центра тяжести в этом конфликте, пусть даже Франция с её агентами хочет усилиться за счёт Америки и её агентов в регионе против агентов Британии в Тунисе, ибо видно, как Франция толкает своих агентов в Тунисе к тому, чтобы заручиться поддержкой американского агента в Египте.

Однако влияние Египта на Тунис совсем невелико по сравнению с влиянием английских агентов в Алжире, с которым у Туниса имеются общие границы. Президент Алжира Абдельмаджид Теббун заявил, что Франция читает тысячу отчётов об Алжире. Отвечая на вопрос журналиста о том, что Франция до сих пор смотрит на Алжир как на свою провинцию, Теббун ответил: «Нет-нет». Затем он добавил: «Вы говорите о другом государстве, которому Франция даёт распоряжения, а то молча их исполняет». Под этими словами он имел в виду Тунис.

Некоторые тоже посчитали, что слова президента Алжира указывают на Тунис, особенно после заявлений тунисского президента Каиса Саида во время его визита во Францию, когда он сказал, что Тунис никогда не был под колонизацией Франции, а находился под её защитой («El-hosary» 08.07.2021).

Теперь, глядя на ситуацию со всех сторон, нам становится ясно, что Франция конкурирует с Британией за власть и влияние в Тунисе. Но конкуренция эта происходит между европейскими странами, без действенного вмешательства Америки, а поэтому международный конфликт за Тунис не столь агрессивен, потому что Америка в нём действенным образом не участвует. Конфликт, как мы сказали, протекает между европейцами. С одной стороны — Франция и Германия, с другой стороны — Британия. Значит, конфликт не будет затяжным, а вернётся к форме консенсусов и договоров. Скорее всего, влияние Британии не покинет Тунис, поскольку Британия имеет такую политическую смекалку, которой нет у Франции. Вместе с тем мы просим Аллаха Сильного и Великого разжечь между ними ярую вражду, а нам помочь с установлением Халифата, который возвеличит Ислам и мусульман и унизит неверие и неверных!

وَيَوْمَئِذٍ يَفْرَحُ الْمُؤْمِنُونَ ‎﴿٤﴾‏ بِنَصْرِ اللَّهِ ۚ يَنصُرُ مَن يَشَاءُ ۖ وَهُوَ الْعَزِيزُ الرَّحِيمُ

«В тот день верующие возрадуются помощи Аллаха. Он помогает, кому пожелает. Он — Могущественный, Милосердный» (30:4,5).

 

 

22 Зульхиджа 1442 г.х.
01.08.2021 г.

Главное меню