Ожесточённое сопротивление со стороны «ИГ»; гражданские лица внутри города; плохие погодные условия, из-за чего не могут быть использованы вертолёты «Chinook» и «Apache», которые часто решают исход уличных битв, потому что имеют военно-технологическое превосходство; пересмотр военного плана…
Всё это стало причиной паузы длинной в две недели в операции по возвращению Мосула под названием «Мы идём, Найнава!». Однако после этого было объявлено о продолжении операции и начале второй её фазы, когда с начала первой фазы уже прошло около трёх месяцев. Так, иракские военные утром 29.12.2016 объявляют о втором этапе операции по возвращению Мосула, которая будет сопровождаться наступлением с трёх сторон: с востока, севера и юго-востока. И это происходит после тактической паузы и прибытия на восток Мосула подкрепления из числа федеральной иракской полиции.
Несмотря на успехи наступающих сил на левобережной части города, ожидается, что организация «ИГ» будет решительно защищать все земли, что у неё остались. Это заставило коалиционные силы мобилизовать весь свой военный потенциал и направить его на взятие города, используя воздушную и артиллерийскую бомбардировку, после чего будет сложная операция по зачистке территории от боевиков, что нуждается в огромном количестве обученных сухопутных войск, способных вести уличные бои. Это – именно то, чего не хватает иракским вооружённым силам, особенно в уличных боях, если не учитывать силы специальных операций Ирака (ISOF), которые специализируются в данном виде боёв. Именно они смогли в мгновение ока вернуть треть левобережного Мосула, в то время как другие боевые отряды не имели реальных продвижений.
Силы 9-й дивизии на юго-востоке Мосула не смогли добиться какого-либо прорыва в центре города в течение более полутора месяцев. Единственная попытка, в которой они смогли якобы продвинуться, была в направлении района «Аль-Вахда», когда они захватили больницу «Ас-Салам». Однако эта операция завершилась полной катастрофой для 36-й бригады, на помощь к которой была отправлена федеральная полиция 5-й дивизии северного сектора, где 16-я дивизия тоже не имеет никаких успехов. Всё, что она смогла сделать – это совершать набеги в пригороде, которые они называют специальным манёвром «атаковать и отойти», однако так и не смогла войти в какой-либо район в левобережном Мосуле.
Что касается правобережной части Мосула, который отличается узкими переулками и труднопроходимостью, то федеральная полиция Ирака и вспомогательные войска, наступающие с южного фланга, подошли к городскому аэропорту и остановились приблизительно в 10 километрах от Мосула после того, как добились значительного успеха в продвижении через город Кайяра (60 км к югу от Мосула), Шура (40 км) и Хаммам-эль-Алиль (25 км). Это – районы, которые боевики «ИГ» не собирались легко сдавать, потому что они представляют собой один из главных оплотов организации. Однако очевидно, что боевики «ИГ» решили принять основной бой внутри города, а не разделять свои силы за его пределами. Иракские вооружённые силы, народные ополчения и силы коалиции уже больше месяца не двигаются со своего места. Это будет способствовать росту возможностей для использования турецких сухопутных сил, чтобы помочь в решении этой задачи. На это уже намекал аль-Абади в телефонном разговоре с Эрдоганом, призвав к совместным действиям в борьбе против «ИГ». Он сказал: «Турецкие силы вносят свой вклад в освобождение Мосула. Их присутствие – это важный элемент этой операции». Всё это означает, что уличные бои, которые вспыхнут в Мосуле, затянутся, и это грозит разрушением всей инфраструктуры города.
Что же касается гуманитарной стороны, то кажется, что иракское правительство не поменяло стратегию своего отношения к беженцам из Мосула так же, как из Анбара, Салахуддина и Диялы. После того, как количество перемещённых лиц из всех городов и сёл достигло отметки 22%, не говоря уже о 78% перемещённых лиц из отвоёванных районов на левобережной части Мосула, в общей сложности они составили 107 тысяч человек согласно последним подсчётам миссии ООН в Ираке 26.12.2016. Это число приближается к максимальной отметке количества людей, которые могут быть приняты в лагерях, построенных для решения этой проблемы. Иракское правительство рассчитывало только на 125 тысяч перемещённых лиц за всё время операции. Это означает, что в случае, если количество перемещённых лиц достигнет числа, о котором говорили международные организации, а это – около одного миллиона человек, то большинство из них не найдёт убежища, способного защитить их от холода, характерного для этого региона, не говоря уже об отсутствии самых простых средств существования в этих лагерях.
Так, член Комитета по перемещению и миграции в Совете представителей Ирака Лика Махди Варди, описывая лагерь для беженцев «Аль-Хазар», сказала: «Это – кладбище, в которое заселяют живых», – указывая на то, что жители Мосула испытают голод, жажду и холод. «Там находятся дети, не знающие о судьбе своих родителей. Имеются многочисленные случаи кишечных инфекций по причине отсутствия питьевой воды, наряду с острой нехваткой медикаментов, топлива и электричества. Мы зафиксировали десятки случаев смерти из-за острой нехватки предметов, необходимых для удовлетворения гуманитарных потребностей». Затем она добавила: «Беспорядочный артобстрел привёл к разделению огромного количества семей, из-за этого сотни детей пришли в лагерь, чтобы укрыться от интенсивных обстрелов». Из-за отсутствия средств для отопления некоторые семьи, бежавшие из Мосула, начали рыть землянки, покрывать их плёнкой и спускаться внутрь, чтобы хоть немного согреться. Однако внезапно пошёл дождь, превратив эти землянки в большие лужи. Об этом сообщает гражданская активистка в Мосуле Сана Элаха. Глава парламентского комитета Ирака по вопросам миграции Раад аль-Дахляки сообщил, что в Мосуле цена белой нефти, используемой в отоплении, достигла 600 тысяч динаров за баррель (400$ США), а цена мешка муки превысила 200 тысяч динаров (150$). Описывая положение здравоохранения в Мосуле, начальник федеральной полиции Ирака Раид Шакир Джаудат говорит, что лекарства в аптеках города полностью иссякли, аппаратура в поликлиниках не работает из-за отсутствия электричества, а на левобережной части города больницы вовсе перестали работать.
Америка и её союзники из числа правителей мусульманских стран во главе с Эрдоганом и аль-Абади не придают никакого значения пролитой крови мусульман и тысячам перемещённых гражданских лиц, которые остались без крыши над головой и переживают различные мучения. Эти правители-преступники причиняют страдания другим людям в погоне за своими интересами. То, что делает Америка, не идёт на пользу никому, кроме её проекта, который она осуществляет посредством различных негодяев, стремясь разделить Ирак, а за ним – и другие страны региона. Всё это осуществляется при помощи сил международной коалиции или региональных марионеточных сил, таких как режимы Ирана, Турции, Саудовской Аравии, Катара и Иордании, в которых правители соревнуются в выполнении приказов Америки. Роль, выделенная для суннитов, которые возглавляют борьбу с несправедливостью и оккупантами, – это перемещение несчастных беженцев после того, как их дома разрушили так, что теперь там нет жизни, безопасности и стабильности. Это – именно то, ради чего неверные и их прихвостни строят свои планы. Это – их козни против нашей раненой Уммы, однако козни Аллаха – выше их козней.
Газета «Ар-Рая»
Али аль-Бадри, Ирак
6 Рабиъ ус-сани 1438 г.х.
04.01.2016 г.