После того, как в 2016 г. КСА и Россия договорились о количестве добычи нефти, цены на нефть стали колебаться в районе 70 долларов за баррель.
КСА и Россия договорились о снижении добычи нефти на 1,8 млн. баррелей в сутки, при этом 1,2 млн. барреля пришлось на страны ОПЕК, остальные — на долю России и другие страны.
До тех пор, пока соглашение соблюдалось, цены на нефть были относительно стабильными, и так продолжалось до начала марта 2020 г. Затем цена стала падать; причиной этому послужило обилие нефти на рынке, появление новых производителей нефти, которые не относятся к членам ОПЕК, а также пандемия коронавируса. Всё это подтолкнуло к переговорам по новому соглашению между ОПЕК в лице КСА и Россией как третьему по величине производителю нефти в мире.
КСА бесцеремонно, без всяких переговоров потребовало от России сократить добычу нефти на 1,2 млн. барреля в сутки. Россия не одобрила такое внезапное требование и отвергла его, поскольку понимала, что это форма диктовки. КСА ухватилось за этот отказ как за предлог, позволяющий ей увеличить добычу нефти до предела своих возможностей. Таким образом, договорённость 2016 г. была расторгнута. Но КСА не ограничилось лишь добычей, оно стало снижать стоимость своей нефти. Более того, для азиатских рынков КСА предоставило дополнительные скидки на нефть в размере 4 долларов за баррель, для американских рынков — 7 долларов за баррель, для европейских — 10 долларов. Так КСА смогло выбить для себя большую долю рынка, также оно приблизилось к производственной мощности до 13 млн. баррелей в сутки.
Вслед за этим решением цена на нефть упала ниже 30 долларов за баррель, чего не наблюдалось за последние 30 лет.
Далее за падением цены на нефть последовали убытки. Так биржевые индексы КСА потеряли 15%, акции «Saudi Aramco» снизились в цене, убытки не обошли и остальные страны-экспортёры нефти, такие как Россия, Иран, Ирак, Алжир, Ливия, Нигерия, Ангола и другие. Фондовые рынки нефти потеряли от 40% до 50% своей стоимости; инвестиции в нефтесервисные компаний так же сократились.
Россия отреагировала на решение КСА дерзко и упрямо. Ведь после начала «нефтяной войны», которая потрясла мировые рынки, Россия хвасталась, что она может справиться с ценой на нефть на уровне 25 долларов за баррель в течение следующего десятилетия.
Стоимость российского рубля снизилась на 20%. Однако себестоимость производства одного барреля в России приблизилась к его себестоимости в КСА, которая составляет 2,5 доллара. Вызов России показывает степень её решимости оставаться активной среди стран, участвующих в процессе ценообразования и добычи нефти.
Нужно понимать, что свой вызов Россия адресовала Америке, а не КСА. Этот вызов ясно даёт понять, что Россия желает остаться влиятельной нефтяной страной, и она не допустит маргинализацию своей роли.
Всё указывает на то, что именно Америка стоит за политикой КСА по беспрецедентному росту добычи нефти и снижению на неё цен:
Во-первых, Американский министр энергетики Дэн Бруйетт заявил, что американские политики стремятся реализовать создание нефтяного альянса между Америкой и КСА. Подтверждением его заявлению стало начало формирования политического блока из членов Конгресса, требующего от КСА полной координации с Америкой для дальнейшей выработки совместной политики в вопросах производства и ценообразования на нефть.
Во-вторых, идёт подготовка к отправке специального представителя министерства энергетики Америки в КСА на несколько месяцев, чтобы согласовать детали нефтяной политики двух стран.
В-третьих, Трамп заявил о том, что он вмешается в нефтяной спор между Саудовской Аравией и Россией в надлежащее время. Трамп считает, что «нефтяная война» очень разрушительна, и в первую очередь — для России, поскольку вся её экономика базируется на нефти, но также вредна и для КСА.
Таким образом, посредством «нефтяной войны» Америка желает лишить Россию возможности влиять на нефтяной рынок, Америка желает единолично заправлять всем, т.е. контролировать добычу нефти, сбыт, ценообразование, подключая к этому своего приспешника в лице КСА. Кто следит за происходящим, знает, что Сальман ибн Абдуль-Азиз и его сын Мухаммад являются инструментом в руках Америки. Америка использует их во всей своей внешней и нефтяной политике.
В последнее время в КСА произошло обновление лиц в кабинетах министерства нефти, сейчас там заседают те, кто беспрекословно будет выполнять американскую повестку дня. Стоит напомнить, что Америка объявила о покупке 77 млн. баррелей саудовской нефти по низкой цене, чтобы пополнить свой стратегический нефтяной резерв. И совершенно очевидно, что это одна из причин снижения цены на нефть в настоящее время, а значит, в скором времени цена начнёт расти.
Сегодня правители КСА беззаботно тратят богатства Уммы ради интересов Америки, не моргнув и глазом.
Газета «Ар-Рая»
Ахмад аль-Хутвани
8 Шаъбана 1441 г.х.
01.04.2020 г.