Политики, обозреватели и лидеры общественного мнения в Америке почти единодушно сочли события 6 января 2021 года (захват демонстрантами Капитолия США) открытой атакой на демократию.
В своей первой речи на посту президента Америки Байден сказал: «Теперь, на этой священной земле, где всего несколько дней назад насилие пыталось пошатнуть самые основания Капитолия, мы собираемся как один народ под Богом — неделимые, — чтобы осуществить мирную передачу власти, как мы это делали на протяжении более двух веков».
Находится ли демократия в безопасности, или ткань американского общества, которая формировалась последние два столетия, может развалиться?
Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо понять суть демократии и окунуться в историю её возникновения как неотъемлемой части идеологии, появившейся после поражения христианской Церкви в ходе длительного революционного движения в средневековой Европе. Французская революция, избавление Европы от христианской гегемонии и разделение власти между Церковью и государством привели к узакониванию четырёх основных свобод человека — свободы слова, собственности, личности и вероисповедания. Свобода личной жизни и религии заставила Церковь смириться с поражением и удовлетвориться лишь теми, кто сам посещает церковь, а также согласиться с установлением «членских взносов», чтобы поддерживать деятельность духовенства.
Что касается свободы слова или выражения мнения, то она породила концепцию демократии, согласно которой люди имеют право избирать своих представителей во власть, чтобы те свободно издавали законы, управляли и защищали государство. Другими словами, свобода слова привела к возникновению демократии как системы правления и принципов управления обществом. Точно так же свобода собственности породила концепции капитализма, которые в конечном итоге сформировали экономическую и денежную систему общества.
Но парадокс заключается в том, что демократия и капитализм превратились в противоположные и противоречивые идеи и несут в себе семена раздора. Капитализм, основанный на идее частной собственности и теории относительного дефицита, производит сверхбогатых людей, которые могут извлекать ресурсы земли быстрее, раньше и в бо́льших количествах, чем другие. Это привело к возникновению крупнейшего в истории разрыва между 1% людей, владеющих более 70% всех богатств мира, и между 99% бедняков и голодающих, которые вынуждены ради куска хлеба день и ночь работать на компании капиталистов. Менее 1% населения мира очень богаты и владеют крупными корпорациями, что позволяет им влиять на такие важные составные общества, как СМИ, социальные объединения, экономические отрасли и тому подобное, как и контролировать их.
Горстка капиталистов владеет такими инструментами и средствами, которые позволяют влиять, направлять, а иногда и подчинять себе свободу выражения мнения 99% людей. Следовательно, концепция свободы слова стала главным врагом свободы собственности и врагом капиталистов, контролирующих жизнь общества будь то в Америке или других странах, основанных на принципе отделения религии от жизни. Широкие массы в этих странах были лишены прав на процветание и свободу, обещанных демократическо-капиталистическим строем. В то же время концепция свободы собственности и порождённый ею сверхбогатый класс стали главными врагами свободы слова.
На основе капиталистических и демократических идей появились противоборствующие силы, находящиеся в одном обществе. Эта ситуация аналогична тому, что наблюдается внутри ядра атома, где сосуществуют частицы с противоположными зарядами. И вместе они находятся только благодаря огромной внешней силе. Другими словами, в любой момент может произойти мощнейший взрыв.
Точно так же демократия и капитализм сосуществуют в одном обществе, несмотря на огромное противоречие между ними. Но это совместное существование нуждается в чрезвычайной силе, которая способна сохранить единство общества и единство страны, особенно, учитывая явное противоречие в основополагающих принципах общества. Поиск таких сил приводит нас к глубинному государству, влиятельным кругам, представителям гигантских корпораций или белым англосаксонским протестантам (WASP), умело работающим над сохранением общества и единства штатов, а также предотвращающим взрыв, похожий на ядерный. Подобно скрытым силам, поддерживающим единство и стабильность атома, силы, поддерживающие целостность и стабильность капиталистическо-демократического общества, тоже сильны, изощрённы и последовательны.
Научно было доказано, что сила сдерживания ядра хрупкая, отчего и происходят ядерные взрывы. Точно так же силы, которым ранее удавалось удерживать противоположности внутри американского общества, могут однажды потерпеть неудачу. Да, с помощью силы и хитрости можно заставить «противоположности» сосуществовать в одном месте, но это место всегда будет склонно к разделению и взрыву, особенно в тех случаях, когда не найдётся материала, способного и дальше удерживать единство. Внешней силе необходимо всегда поддерживать и сохранять стабильность внутри общества, сформированного противоположными идеями, потому что без крепкой силы раскол и взрыв станут неизбежным результатом, как намекал Байден в своей первой президентской речи.
Америка всегда была в состоянии поддерживать внешние силы, чтобы сохранять стабильность общества, построенного на противоречивых идеях, таких как демократия и капитализм, которые на самом деле появились из идей свободы слова и свободы собственности соответственно. Сохранение единства США зависит от хватки влиятельных лиц и того самого глубинного государства, поскольку именно они владеют соответствующими инструментами и эффективно используют положение глобальной системы и глобальной политики.
У влиятельных американских лиц укоренилось мнение, что борьба с внешним врагом является наиболее эффективным способом сохранения стабильного союза внутри Америки. Историки часто говорят об использовании Америкой внешних войн, будь то традиционные войны, такие как Вторая мировая война, Корейская война, война во Вьетнаме и Персидском заливе, или холодная война, как с бывшим Советским Союзом.
Америка неустанно ищет врага, с которым может вести борьбу в течение двух-трёх десятков лет или более. Варианты ограничены, но они есть — Ислам, Китай, Россия или новые варианты, о которых мы раньше не слышали. Сегодня, впервые за 150 лет, мы наблюдаем язычки пламени, которые грозят разрушить общество, долгое время таящее в себе противоположности. И этот взрыв может стать не менее опасным, чем ядерный, когда протоны начинают отделяться от ядра атома. Отделение может быть разрушительным и даже катастрофическим, как выразился президент США Байден. И сейчас для сдерживания потенциального взрыва требуется гораздо больше сил, чем раньше.
Сможет ли Америка ещё раз удержать надвигающуюся угрозу? Мы должны внимательно следить и всегда быть готовыми к любым поворотам.
Газета «Ар-Рая»
Мухаммад Джиляни
1 Раджаба 1443 г.х
02.02.2022 г.