02
Вт, дек

Введение сборов за пользование водами Нила — посягательство на общественную собственность и явное нарушение законов Шариата

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

В пятницу, 16 октября 2025 года, платформа «Мазид» на своём сайте сообщила, что премьер-министр Египта Мустафа Мадбули под предлогом «рационального управления водными ресурсами» и «борьбы с дефицитом воды» издал новое постановление № 3744 от 2025 года, согласно которому вводятся денежные сборы за пользование водами Нила, водными каналами, а также за забор воды для несельскохозяйственных целей.

Постановление было принято на следующий день после другого подобного решения и предусматривает взимание платы за каждый кубометр воды в зависимости от цели её использования. Полученные средства планируется направлять в специальный «фонд восстановления», предназначенный для обслуживания водных каналов, систем ирригации и дренажа, а также для противодействия нарушениям.

Эти меры принимаются на фоне сокращения доли воды, приходящейся на одного человека, до уровня, составляющего лишь половину от международной черты водной бедности, и продолжающегося кризиса вокруг Эфиопской плотины «Возрождения», угрожающей доле Египта в водах Нила.

В последнее время правительство предприняло дополнительные меры по ограничению потребления, включая постепенное повышение тарифов на воду, введение сборов за установку насосов, уголовное преследование за использование чистой воды не по назначению и запрет на выращивание водозатратных культур за пределами специально отведённых зон.

Хотя для некоторых эти суммы могут показаться незначительными, они на деле отражают опасный сдвиг в отношении государства к природным ресурсам. Теперь оно рассматривает их как источник прибыли и сбора налогов, а не как общественную собственность, которую по Шариату государство обязано оберегать и предоставлять людям бесплатно, без каких-либо платежей и сборов.

Воды рек и водных каналов, и прежде всего воды Нила, относятся к ресурсам, которые исламский Шариат определил как общественную собственность мусульман. Они не принадлежат ни частному лицу, ни государству, и правительству не разрешено распоряжаться ими как собственнику — продавать, сдавать в аренду или взимать плату за пользование ими.

Имам Ахмад передал со слов Пророка :

الْمُسْلِمُونَ شُرَكَاءُ فِي ثَلَاثٍ: فِي الْمَاءِ، وَالْكَلَأِ، وَالنَّارِ

«Мусульмане — совладельцы в трёх вещах: в воде, пастбищах и огне».

Этот хадис ясно указывает, что вода является общественным достоянием, которым должны пользоваться все мусульмане, и никто не имеет права монополизировать или продавать её.

Имам аш-Шаукани в книге «Найль аль-аутар» сказал: «Этот хадис гласит о том, что эти три вещи не могут находиться в чьём-либо индивидуальном пользовании,так как люди равны в праве на пользование ими».

А Ибн Кудама в книге «Аль-Мугни» писал: «Не дозволено дарить (источники) воды, удерживать их или продавать, поскольку они предоставлены всем мусульманам».

Следовательно, воды Нила не относятся ни к частной собственности, ни к собственности государства — они относятся к общественной собственности, которую Шариат сделал общим достоянием всех людей. Государство имеет право лишь управлять, распределять и обеспечивать справедливое использование этих ресурсов, но не продавать и не взимать плату за доступ к ним.

Государство — это не коммерческая компания, обогащающееся за счёт общественного имущества, а исполнительный орган, обязанностью которого является забота о делах Уммы как внутри страны, так и за её пределами, в соответствии со словами Пророка :

الْإِمَامُ رَاعٍ، وَهُوَ مَسْؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ

«Имам — это пастырь, и он несёт ответственность за свою паству».

Это включает в себя и обеспечение людей основными потребностями в воде, пище, одежде, жилье и безопасности, гарантируя их доступность для всех без исключения.

Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если мул споткнётся в Ираке, я опасаюсь, что с меня спросят за это, говоря: «о, Умар, почему ты не выровнял перед ним дорогу?»

Так как же тогда можно оправдать того, кто вводит сборы, заставляя людей платить за воду из реки, которая изначально принадлежит им самим?

Ислам возложил ответственность за финансирование систем водоснабжения, ирригации, дренажа и их обслуживание на Байт аль-маль (государственную казну), а не на карманы людей. Если возникает необходимость в ремонте водных каналов или насосных станций, то это должно финансироваться из доходов Байт аль-маля, таких как харадж, фай, анфаль и риказ, а не за счёт введения сборов за пользование водой.

Факыхи разъяснили, что пользование общественной собственностью не может быть предметом продажи, поскольку это означало бы передачу права пользования отдельному человеку того, что принадлежит всем, а это по Шариату недопустимо. Если же государство взимает с людей деньги за доступ к воде, являющейся общественной собственностью, то оно тем самым присваивает то, что ему не принадлежит, возлагая на людей бремя, которое не утверждено Шариатом.

В исламском праве категорически запрещено обложение людей налогами, за исключением единственного случая, когда средства в Байт аль-маль исчерпаны, а у государства остались обязанности по покрытию, например, таких расходов, как на джихад или помощь бедным. В таком случае, как это утверждают правоведы, допускается введение временного сбора с богатых мусульман, достаточного для покрытия этих нужд.

Что же касается постоянных налогов и сборов, которые государство взимает с подданных для финансирования своих расходов, то это относится к категории «макс» (незаконных поборов), относительно которых Пророк сказал:

لَا يَدْخُلُ الْجَنَّةَ صَاحِبُ مَكْسٍ

«Не войдёт в Рай сборщик налогов».

«Макс» — это всё, что не по праву взимается с людей, будь то в виде налогов, сборов или платы. Учёные относили «макс» к формам тирании и неправомерного присвоения имущества людей. Имам аль-Куртуби писал: «Макс — одно из величайших прегрешений и наиболее отвратительных проявлений несправедливости».

Сборы, введённые за использование вод Нила, подпадают под это определение, поскольку являются незаконным взиманием денег за то, что принадлежит Умме и не подлежит продаже, и не может быть источником доходов государства.

Египетский режим оправдывает введение этих сборов предлогом «рационального управления водными ресурсами» и необходимостью «преодоления водного дефицита», усилившегося на фоне строительства эфиопской плотины «Возрождения».

Однако шариатское решение водного кризиса не заключается в перекладывании расходов на людей, а достигается следующими шагами:

  1. Надёжной защитой водных прав Египта без уступок и отказа от них путём соглашений и компромиссов.
  2. Развитием сетей водоснабжения и ирригации для предотвращения колоссальных потерь и утечек, ежегодно исчисляемые миллиардами кубометров воды, ставшие следствием коррупции и неэффективного управления.
  3. Справедливым распределением водных ресурсов и направлением их в приоритетные с точки зрения Шариата области, такие как питьё и сельское хозяйство, а не расточительным использованием в развлекательных или промышленных проектах, не служащих интересам Уммы.
  4. Финансированием проектов по ремонту и модернизации за счёт Байт аль-маля, а не через введение сборов с населения.
  5. Разработкой политики по водным ресурсам, основанной на Акыде Уммы, а не на указаниях Всемирного банка, Международного валютного фонда или условиях внешнего финансирования.

Именно такая забота обеспечит водную безопасность, а не превращение воды в товар, который покупается и продаётся, увеличивая бремя народа.

Введение сборов за использование вод Нила — это не отдельное административное решение, а часть капиталистической экономической системы, рассматривающей каждый ресурс как источник прибыли и сбора налогов, при этом отказываясь от своей ответственности по заботе о делах людей.

Государство, будучи неспособным защитить своё право в водах Нила перед Эфиопией и будучи неэффективным в управлении водными ресурсами, прибегает к самому лёгкому пути — перекладывает бремя на людей. Это противоречит самой сути исламского правления, при котором государство служит Умме, а не господствует над ней.

Воды Нила и водные каналы не принадлежат государству, чтобы оно продавало их людям. Это общественная собственность, которую по Исламу государство обязано оберегать и предоставлять людям бесплатно. Введение сборов за пользование этими ресурсами — это посягательство на право Уммы и явное нарушение законов Шариата.

Решение заключается не во взимании сборов, а в установлении системы правления, применяющей Ислам во всей полноте — системы, которая действительно заботится о делах людей, справедливо распределяет ресурсы, использует средства Байт аль-маля по назначению и не торгует правами Уммы.

Посланник Аллаха сказал:

مَنْ وَلِيَ مِنْ أَمْرِ الْمُسْلِمِينَ شَيْئاً فَاحْتَجَبَ دُونَ حَاجَتِهِمْ وَفَاقَتِهِمْ وَفَقْرِهِمُ احْتَجَبَ اللَّهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ عَنْ خَلَّتِهِ وَحَاجَتِهِ وَفَقْرِهِ وَفَاقِتِهِ

«Кто получит хоть какую-то власть над мусульманами и отгородится от их потребностей, лишений и нужд, в Судный день Аллах отгородится от него, его нужд, лишений и потребностей» (ат-Табарани)



Саид Фадль
Член Информационного офиса Хизб ут-Тахрир, Египет
05.11.2025
Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Газета Ар-Рая