Почему мы каждый год или раз в несколько лет слышим о таком явлении, как шатдаун — приостановка работы правительства США? И что это вообще означает?
Кратко говоря, когда две основные партии в Конгрессе — республиканская и демократическая — не могут прийти к соглашению о бюджете для финансирования работы правительства, деятельность федеральных учреждений приостанавливается, и происходит так называемый шатдаун — приостановка работы правительства. В этом году он произошёл в конце сентября — именно тогда истекает срок действия бюджета прошлого финансового года. После чего впервые с 2018 года правительство было вынуждено перейти в режим блокировки, не имея какого-либо понимания, когда это закончится.
Причиной блокировки в этом году стало то, что республиканцы и демократы в Сенате не смогли договориться по двум законопроектам:
Во-первых, законопроект, предложенный демократами, гарантирующий государственное финансирование до конца октября 2025 года и продлевающий федеральные субсидии на здравоохранение, срок действия которых истекал в конце года.
Во-вторых, демократы отказались присоединиться к республиканцам для одобрения краткосрочной меры, принятой Палатой представителей, предусматривающей сохранение текущего уровня финансирования правительства до конца ноября 2025 года.
Ключевыми действующими лицами в этой ситуации, естественно, являются обе партии — республиканская и демократическая, а также президент США, спикер Палаты представителей (республиканец), лидер большинства в Сенате (республиканец), лидер демократического меньшинства в Палате представителей (демократ) и лидер демократического меньшинства в Сенате (демократ).
Каковы последствия блокировки для государственных служащих и остального населения?
Белый дом заявил, что тысячи федеральных служащих будут отправлены в неоплачиваемый отпуск. Пресс-секретарь Белого дома Кэролайн Левитт и вице-президент Джей Ди Вэнс подтвердили, что это произойдёт в ближайшее время.
Это означает, что многие сотрудники потеряют работу или не будут получать зарплату, если захотят продолжать работать. Например, медицинские учреждения продолжат работу без перерывов, как и диспетчеры воздушного движения и службы безопасности в аэропортах, однако все они будут трудиться без оплаты. Также продолжатся проверки безопасности пищевых продуктов, но их сотрудники также не будут получать зарплату.
Конгресс, между тем, продолжит работу, и его члены будут по-прежнему получать своё жалование, в то время как тысячи сотрудников не будут получать зарплату до окончания блокировки или же будут отправлены в неоплачиваемый отпуск.
Что касается последствий приостановки работы правительства для экономики и простых граждан, то они по всем меркам катастрофичны. Как сообщал журнал Shutterstock 6 октября 2025 года, с каждой неделей продолжения шатдауна экономика США теряет около 15 миллиардов долларов ВВП. В записке, опубликованной Советом экономических консультантов при Белом доме, говорится, что число безработных увеличилось на 43 тысячи человек, не считая ущерба, нанесённого примерно 1,9 миллионам федеральных гражданских служащих, которые либо были временно отстранены, либо вынуждены работать без оплаты.
Что касается простых граждан, то, как указывается в записке, блокировка напрямую затрагивает женщин, младенцев и детей, которые зависят от финансируемых из федерального бюджета программ социальной помощи. Под удар также попадают получатели пособий по системе социального обеспечения и программам медицинской помощи, а также отдельные образовательные программы, чьё финансирование подлежит регулярному пересмотру.
Блокировка работы правительства оказывает прямое влияние и на авиасообщение и работу аэропортов, где число отгулов среди сотрудников Управления транспортной безопасности и диспетчеров воздушного движения увеличился втрое, ведь им приходится работать без оплаты в период приостановки работы правительства.
Кроме того, финансирование программы дополнительного питания для женщин, младенцев и детей (WIC) также быстро иссякает. Ожидается, что программа дополнительной продовольственной помощи, ранее известная как продовольственные талоны, сможет функционировать чуть дольше, но и она не застрахована от остановки.
Шатдаун также сказывается на валовом внутреннем продукте страны, который сокращается примерно на 0,1% каждую неделю из-за снижения активности государственных учреждений.
В этом контексте администрация президента Трампа на текущий момент заморозила не менее 28 миллиардов долларов финансирования, предназначенного для городов и штатов, контролируемых демократами. Это часть усиливающейся кампании Трампа по использованию чрезвычайных полномочий федерального правительства с целью наказания политических оппонентов.
Политическая динамика указывает на то, что ситуация на рынке труда движется к дальнейшему обострению. Администрация президента Дональда Трампа может прибегнуть к массовым увольнениям федеральных служащих, если президент сочтёт, что переговоры с демократами в Конгрессе «не приведут ни к какому прогрессу в принципе».
Следует напомнить, что президент Трамп, который давно призывает к сокращению госрасходов и уменьшению численности федерального аппарата, не скрывает, что шатдаун может быть использован как предлог для сворачивания программ и услуг, которые он считает жизненно важными для демократов. В то же время он расходует огромные суммы на развлекательные проекты, такие как строительство танцевального зала в Белом доме и организация празднования Хэллоуина, которое обходится госбюджету в миллионы долларов.
Существует множество отрицательных последствий шатдауна для экономики, граждан, армии, сферы безопасности и компаний. Их рассмотрение заняло бы много времени, и невозможно перечислить их все в рамках этой статьи. Но итог один — последствия для страны разрушительные и катастрофические.
Удивительно, что все эти кризисы, вызванные правительственным шатдауном, происходящим каждый год или каждые несколько лет, проходят для американского народа как нечто само собой разумеющееся, словно это божественное предопределение или стихийное бедствие, не вызывая у них ни малейшего возмущения. Несмотря на страдания, потерю работы, ежедневного пропитания и даже детского питания, они каждый раз воспринимают это с привычной покорностью, будто это гроза или очередной день недели.
А в этой ситуации партии, которые правят страной, поработив людей, словно говорят: «Хотя мы и являемся теми, кто навязал вам систему жизни, кто управляет вашими средствами к существованию, кто разграбил ваше богатство и правит вами через две партии — красную и синюю, все же возлагаем на вас ответственность за наше собственное разложение, разногласия и борьбу за власть. И единственный способ разрешить наши конфликты — это наказать вас и заставить вас нести бремя нашего разложения, потому что вы заслужили это наказание: вы сами выбрали нас, возвели нас в лидеры, признали нас и довольствовались тем, что сделали нашу демократию своей религией. Так вкусите же унизительное наказание за то, чему вы предались в своих мечтах».
Такова природа капитализма с самого его рождения. Такова его суть и его отношение к собственным народам. И ничего не изменится, пока он не уйдёт в небытие:
وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكاً
«А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь» (20:124).

