20
Ср, окт

Значение слов: «Ля иляха илляЛлах»

Статьи
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Если внимательно взглянуть на положение Исламской Уммы, то можно заметить её серьёзное отклонение от правильного исламского образа жизни.

Некоторые мусульмане склонны полагать, что та унизительная слабость, присущая Умме сегодня, и является причиной отклонения мусульман от правильного образа жизни. Но ведь несоответствие исламскому образу жизни – не единственное и не самое опасное отклонение, с которым столкнулись мусульмане.

Отклонение в понимании важных значений Ислама значительно превышает все остальные упущения. Среди них же более опасным является отклонение от правильного понимания фразы «ля иляха илляЛлах» («нет божества, кроме Аллаха»). Если же мусульманин отошёл от исламского образа жизни, но имеет правильное представление об Исламе, то придётся приложить усилия лишь по исправлению его поведения. А сколько может понадобиться усилий, чтобы сначала исправить его неправильное представление об Исламе, а потом ещё и образ жизни? Без сомнений, на это уйдёт гораздо больше времени и сил!

Такова сложившаяся ситуация в исламском мире на сегодня. В подтверждение этому – хадис Пророка (с.а.с.): «Ислам был чуждым, когда появился, и придёт время, когда он снова станет чуждым, как и в начале, и туба (название огромного дерева в Раю) для чуждых» (Муслим от Абу Хурайры).

«Ля иляха илляЛлах» («Нет божества, кроме Аллаха») — это первый и важнейший столп Ислама. Именно эти слова являются секретом создания мироздания. Всевышний сказал:

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ ٥٦

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).

Слово в аяте «лийеъбудун» («чтобы они поклонялись») означает то же самое, что и «лийуваххидун» («чтобы признавали единство Аллаха»).

Аллах всегда отправлял пророков с лозунгом таухида – «ля иляха илляЛлах». Всевышний говорит:

وَمَا أَرْسَلْنَا مِنْ قَبْلِكَ مِنْ رَسُولٍ إِلَّا نُوحِي إِلَيْهِ أَنَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا أَنَا فَاعْبُدُونِ ٢٥

«Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!»» (21:25).

Это – право Аллаха в отношении своих рабов. В хадисе от Муаза ибн Джабаля (р.а.) говорится: «Я сидел позади Пророка (с.а.с.) на осле, и он спросил меня: «О Муаз! Знаешь ли ты о правах Аллаха на Его рабов и правах рабов на Всевышнего Аллаха?». Я ответил: «Аллах и Его Пророк знают лучше». Он (с.а.с.) сказал: «Право Аллаха на его рабов заключается в том, чтобы рабы поклонялись только (Ему) Всевышнему, не придавая Ему сотоварищей. Что же касается права рабов на Всевышнем Аллахе, то это то, чтобы Аллах не наказывал тех, кто не придавал Ему сотоварищей». Я сказал Посланнику Аллаха: «О Посланник Аллаха, не сообщить ли мне об этом людям?». Он сказал: «Не сообщай им об этом, иначе они расслабятся»» (Бухари, Муслим).

Коран вбирает в себя одновременно:

  • таухид хабари – информация об Аллахе, Его именах, делах, атрибутах и словах;
  • таухид талаби – призыв поклоняться Единственному Аллаху, не придавая Ему сотоварищей;
  • законы единобожия и дополнения – повеления и запреты;
  • законы наказания многобожников – информация о многобожниках и действиях в отношении них в этом мире.

Весь Коран подчёркивает важность таухида в понимании мусульман. «Ля иляха илляЛлах»: Нет достойного в поклонении, кроме Аллаха:

إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ ٥

«Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи» (1:5).

Вся мольба, намазы, жертвоприношения и любые виды поклонений могут быть устремлены только лишь к Аллаху:

وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ ۖ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ ۖ١٨٦

«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, – быть может, они последуют верным путём» (2:186),

قُلْ إِنَّ صَلَاتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ ١٦٢

«Скажи: «Воистину, мой намаз и моё жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров»» (6:162).

Всё, чему поклоняются вместо Аллаха, законы, которые не были ниспосланы Аллахом – это Тагут и куфр.

أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ يَزْعُمُونَ أَنَّهُمْ آمَنُوا بِمَا أُنْزِلَ إِلَيْكَ وَمَا أُنْزِلَ مِنْ قَبْلِكَ يُرِيدُونَ أَنْ يَتَحَاكَمُوا إِلَى الطَّاغُوتِ وَقَدْ أُمِرُوا أَنْ يَكْفُرُوا بِهِ وَيُرِيدُ الشَّيْطَانُ أَنْ يُضِلَّهُمْ ضَلَالًا بَعِيدًا ٦٠

«Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться на суд к тагуту, хотя им приказано не веровать в него? Сатана желает ввести их в глубокое заблуждение» (4:60).

Примером стремления Пророка Мухаммада (с.а.с.) к правильному пониманию таухида мусульманами являются аяты из суры «Анъам», упоминаемые Абдуллахом ибн Масудом как завещание Посланника Аллаха (с.а.с.): «Тот, кто хочет посмотреть на завещание Мухаммада (с.а.с.), на котором стоит его печать, пусть прочитает слова Всевышнего Аллаха:

قُلْ تَعَالَوْا أَتْلُ مَا حَرَّمَ رَبُّكُمْ عَلَيْكُمْ أَلا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا وَلا تَقْتُلُوا أَوْلادَكُمْ مِنْ إِمْلاقٍ نَحْنُ نَرْزُقُكُمْ وَإِيَّاهُمْ وَلا تَقْرَبُوا الْفَوَاحِشَ مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَمَا بَطَنَ وَلا تَقْتُلُوا النَّفْسَ الَّتِي حَرَّمَ اللَّهُ إِلا بِالْحَقِّ ذَلِكُمْ وَصَّاكُمْ بِهِ لَعَلَّكُمْ تَعْقِلُونَ ١٥١ وَلا تَقْرَبُوا مَالَ الْيَتِيمِ إِلا بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ حَتَّى يَبْلُغَ أَشُدَّهُ وَأَوْفُوا الْكَيْلَ وَالْمِيزَانَ بِالْقِسْطِ لا نُكَلِّفُ نَفْسًا إِلا وُسْعَهَا وَإِذَا قُلْتُمْ فَاعْدِلُوا وَلَوْ كَانَ ذَا قُرْبَى وَبِعَهْدِ اللَّهِ أَوْفُوا ذَلِكُمْ وَصَّاكُمْ بِهِ لَعَلَّكُمْ تَذَكَّرُونَ ١٥٢ وَأَنَّ هَذَا صِرَاطِي مُسْتَقِيمًا فَاتَّبِعُوهُ وَلا تَتَّبِعُوا السُّبُلَ فَتَفَرَّقَ بِكُمْ عَنْ سَبِيلِهِ ذَلِكُمْ وَصَّاكُمْ بِهِ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ ١٥٣

«Скажи: «Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь». Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи, делайте добро родителям. Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием вас вместе с ними. Не приближайтесь к мерзким поступкам – ни к очевидным, ни к сокрытым. Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если только у вас нет на это права. Это заповедал вам Аллах, – быть может, вы уразумеете. Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет зрелого возраста. Наполняйте меру и весы по справедливости. Мы не возлагаем на человека сверх его возможностей. Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственника. Будьте верны договору с Аллахом. Это заповедал вам Аллах, – быть может, вы помянете назидание. Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, – быть может, вы устрашитесь» (6:151–153)» (ат-Тирмизи).


Источник: Журнал «Метод Пророка». Выпуск первый.