24
Вс, нояб

Аль-Мизан — мерило 2 ч.

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Мерило мышления, нафса и поведения человека

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Всевышний Аллах сказал:

زُيِّنَ لِلنَّاسِ حُبُّ ٱلشَّهَوَٰتِ مِنَ ٱلنِّسَآءِ وَٱلۡبَنِينَ وَٱلۡقَنَٰطِيرِ ٱلۡمُقَنطَرَةِ مِنَ ٱلذَّهَبِ وَٱلۡفِضَّةِ وَٱلۡخَيۡلِ ٱلۡمُسَوَّمَةِ وَٱلۡأَنۡعَٰمِ وَٱلۡحَرۡثِۗ ذَٰلِكَ مَتَٰعُ ٱلۡحَيَوٰةِ ٱلدُّنۡيَاۖ وَٱللَّهُ عِندَهُۥ حُسۡنُ ٱلۡمَ‍َٔابِ ١٤ قُلۡ أَؤُنَبِّئُكُم بِخَيۡرٖ مِّن ذَٰلِكُمۡۖ لِلَّذِينَ ٱتَّقَوۡاْ عِندَ رَبِّهِمۡ جَنَّٰتٞ تَجۡرِي مِن تَحۡتِهَا ٱلۡأَنۡهَٰرُ خَٰلِدِينَ فِيهَا وَأَزۡوَٰجٞ مُّطَهَّرَةٞ وَرِضۡوَٰنٞ مِّنَ ٱللَّهِۗ وَٱللَّهُ بَصِيرُۢ بِٱلۡعِبَادِ ١٥

«Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения. Скажи: «Рассказать ли вам о том, что лучше этого? Для тех, кто богобоязнен, у Господа есть Райские сады, в которых текут реки, и в которых они пребудут вечно, а также очищенные супруги и довольство от Аллаха». Аллах видит рабов» (3:14,15).

В этих аятах Всевышний сообщает, что у человека есть страсти. Из их числа Он упомянул женщин, сыновей, золото и серебро, прекрасных коней, скотину, нивы. Также Он упомянул, что все эти наслаждения мирской жизни мимолётны. А вот лучшее пристанище находится у Аллаха, ведь у Него есть сады, в которых имеется то, о чём не помышляла душа человека и чего не видел его глаз. В этих садах c дозволения Аллаха люди прибудут вечно, в них приготовлены для обитателей Рая чистые без изъянов жёны, а также огромное количество различных наслаждений. Ведь Он — Тот, Кто видит людей и осведомлён об их делах.

Всевышний сказал:

فَأَقِمۡ وَجۡهَكَ لِلدِّينِ حَنِيفٗاۚ فِطۡرَتَ ٱللَّهِ ٱلَّتِي فَطَرَ ٱلنَّاسَ عَلَيۡهَاۚ لَا تَبۡدِيلَ لِخَلۡقِ ٱللَّهِۚ ذَٰلِكَ ٱلدِّينُ ٱلۡقَيِّمُ وَلَٰكِنَّ أَكۡثَرَ ٱلنَّاسِ لَا يَعۡلَمُونَ ٣٠

«Обрати свой лик к религии, как истинно верующий (ханиф). Таково врождённое качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера, но большинство людей не знают этого» (30:30).

Чистое, врождённое качество (фитра), которое Аллах заложил каждому человеку, — это подчинение Аллаху. Это качество и есть истинная религия. Творения Аллаха не изменяются, человек останется человеком, ведь начиная с Адама (а.с.) и заканчивая последним человеком, который будет жить перед Судным днём, все они имели и будут иметь стремление следовать религии, которой доволен Аллах, быть искренними верующими, которые стремятся только к истине. Вот таковы критерии истины. И в конце аята Аллах заканчивает Свою речь словами «но большинство людей не знают этого». Чуть позже мы увидим, каково суждение разума в вынесении решений о вещах, когда человек не руководствуется системой от Аллаха.

Как мы уже упоминали, инстинкты и органические потребности сами по себе — всего лишь побуждающие факторы к действиям и удовлетворению, они не содержат в себе каких-либо критериев для правильного удовлетворения; так же они не могут указать, в каком направлении должно быть выстроено поведение. Единственное, на что они толкают, так это на то, чтобы удовлетворяющий предмет соответствовал природе человека. Склонности либо идут бок о бок с побуждающим фактором, либо побуждающим фактором может стать сама склонность к чему-либо. И если человек последует за этой склонностью (без разумной оценки на основе правильного источника), то в таком случае он последует своим страстям.

Страсти и склонности постоянно изменчивы, поэтому из-за этой нестабильности человек мечется в болоте под название страсти. В результате своих метаний он будет жить несчастно как в этой жизни, так и в Последующей, где его пристанищем станет огонь Геенны. Истину сказал Пророк ﷺ:

حُفَّتِ النَّارُ بِالشَّهَوَاتِ

«Огонь скрыт за страстями» (Муслим).

Всевышний сказал:

وَمَنۡ أَعۡرَضَ عَن ذِكۡرِي فَإِنَّ لَهُۥ مَعِيشَةٗ ضَنكٗا وَنَحۡشُرُهُۥ يَوۡمَ ٱلۡقِيَٰمَةِ أَعۡمَىٰ ١٢٤ قَالَ رَبِّ لِمَ حَشَرۡتَنِيٓ أَعۡمَىٰ وَقَدۡ كُنتُ بَصِيرٗا ١٢٥ قَالَ كَذَٰلِكَ أَتَتۡكَ ءَايَٰتُنَا فَنَسِيتَهَاۖ وَكَذَٰلِكَ ٱلۡيَوۡمَ تُنسَىٰ ١٢٦ وَكَذَٰلِكَ نَجۡزِي مَنۡ أَسۡرَفَ وَلَمۡ يُؤۡمِنۢ بِ‍َٔايَٰتِ رَبِّهِۦۚ وَلَعَذَابُ ٱلۡأٓخِرَةِ أَشَدُّ وَأَبۡقَىٰٓ

«А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым. И скажет он: «Господи! Почему Ты воскресил меня слепым, если раньше я был зрячим?». (Аллах) скажет: «Вот так! Наши знамения явились к тебе, но ты предал их забвению. Таким же образом сегодня ты сам будешь предан забвению». Так Мы воздаём тем, кто излишествовал и не уверовал в знамения своего Господа. А мучения в Последней жизни будут ещё более тяжкими и длительными» (20:124–127).

Что касается разума, то в своей оценке вещей он зависим от составляющих его факторов. Зная, что неотъемлемой частью процесса мышления являются сама реальность, органы чувств, здоровый функционирующий мозг и предшествующая информация, мы понимаем, что его решения о вещах зависят от силы или слабости этих составных. Например:

— если предшествующая информация о реальной действительности будет иметься в очень большом количестве, то в таком случае вынесенное разумом решение о реальности будет сильным, однако это решение не будет объективным, т.к. предшествующая информация всё равно будет ограничена количественным содержанием; к тому же, она не достигнет степени абсолютных знаний.

— когда связанные с мыслью ощущения повторяются из раза в раз, в таком положении образуется мыслительное ощущение, однако это ощущение не достигает степени всеохватывания, несмотря на многократные повторения. Единственное, чего можно в результате этого достигнуть, это высокого уровня силы в процессе связывания ощущений с мыслью, а также быстроты этого процесса, однако сущность мыслительного ощущения останется ограниченной, даже если ощущение самой реальной действительности будет большим и иметь огромный масштаб, но абсолютного охватывания всё равно не будет достигнуто. Причиной тому является отсутствие у человека возможности охватить все предыдущие и нынешние реальности.

Ко всей этой ограниченности составных разума нужно добавить, что решение относительно вещей, вынесенное человеком, будет мишенью для противоречий, несогласий и споров; к тому же, данное решение при его вынесении будет подвергнуто влиянию окружающей человека среды.

Материал был подготовлен специально для радио Халифой Мухаммадом, Иордания
20 Джумада ас-сани 1438 г.х.
19.03.2017 г.