25
Сб, мая

Аль-Мизан — мерило 7 ч.

Статьи
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Мерило мышления, нафса и поведения человека

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Мы уже говорили, что человек — это единственное из творений Всевышнего, от которого возникают проблемы при существовании ошибки в его мышлении, нафсии и поведении. Примеры с мышлением уже были упомянуты, теперь давайте рассмотрим это со стороны нафсии.

б — Нафсия:

• Неправильное понимание термина «нафс» привело к огромному количеству ошибок. В результате человек лишился счастливой жизни, свободной от потрясений и страданий.

• Отсутствие правильного понимания сущности инстинктов, непонимание разницы между инстинктами и органическими потребностями, ошибочность в определении причин возбуждения инстинктов, ошибочность в понимании, что причина возбуждения органических потребностей является внутренней, привело:

—  к дисбалансу в принятии решений,

— к неправильному взгляду на основные потребности человека,

— к ошибочному определению причин возбуждения инстинктов и их проявления в общественной жизни.

• Непонимание правильного удовлетворения инстинктов сформировало у исследователей нафса ошибочный взгляд на проблемы, которые возникают от неудовлетворения инстинктов и их проявлений. Они решили, что неудовлетворение проявлений инстинкта влечёт за собой физиологические и психические болезни. Подобное понимание отразилось на законодательстве, в результате чего стали издаваться ошибочные законы в решении тех или иных проблем.

• Пробел в понимании сущности проявлений инстинктов привёл к отсутствию различия между инстинктом и его проявлением. В результате была утеряна возможность исправить одни проявления за счёт других.

• Недопонимание важности правильного упорядочивания как инстинктов, так и их проявлений ввергло людей в анархию инстинктов и привело к возникновению психических болезней и страданий.

• Ошибочность в понимании инстинкта поклонения сделала религиозность индивидуальной заботой. В результате огромное количество людей устремилось к обожествлению личностей и идей, а также начались поиски различных чудес, диковин, возникло стремление в установке рекордов и т.п. вещей.

• Изъян в понимании сущности того, что побуждает инстинкты и органические потребности, сделал из побуждения критерий для удовлетворения. Люди не рассматривали его как простое побуждение, нуждающееся в правильном критерии и в правильном удовлетворении.

• Непонимание сущности чувств, склонностей человек, непонимание связи между мышлением и нафсом привело людей к ошибочному формированию своей нафсии. В результате, когда чувства и ощущения одолевают человека, он не может не регулировать их возбуждение, не удовлетворять должным образом, т.к. не имеет у себя понятия, разъясняющего эти чувства и ощущения. А это уже приводит к раздвоению личности, вследствие чего люди живут в постоянном нервном расстройстве с внутренним беспокойством.

• В попытках решить проблему раздвоения личности так же произошёл сбой. Вместо того, чтобы искать правильное понятие, разъясняющее эти чувства, люди устремились к паллиативным мерам: предлагая людям отвлечься каким-либо весельем, заняться чем-то другим. Другими словами, человек должен постараться забыть причины, возбуждающие эти чувства.

в — Поведение:

• Ошибочное понимание сущности поведения человека подтолкнуло изучающих нафс, воспитание и поведение сравнить человека с животными. Сначала они проводили опыты над животными, затем полученные результаты путём обобщения применили к человеку, при этом упустив наличие огромной разницы между образом жизни человека и животных. Образ жизни человека и животных возникает из инстинктивных и органических побуждений, однако из-за наличия разума человек в корне отличается от животных.

Упустив из виду этот момент, они стали неверно истолковывать сущность поведения человека. Они подчинили человека проведённым экспериментам, чтобы затем сравнивать его поведение с лабораторными исследованиями.

Другими словами, они не стали связывать поведение человека с его понятиями, а связали лишь с инстинктами и органическими потребностями.

• Непонимание сущности образа жизни человека привело к разделению во мнениях между самими учёными педагогической социальной психологии. Они пытаются разъяснить, что образ жизни исходит только от инстинктов и органических потребностей, пренебрегая связью образа жизни человека с его понятиями. Если бы они обладали правильным пониманием вещей, это не привело бы к такому разногласию между ними.

• Неясность в понимании сущности образа жизни подтолкнула учёных психологии и учёных литературной критики к предположениям (у которых нет основы) при разъяснении талантов человека. Одни из них посчитали, что талант является врождённым качеством. Другие из числа учёных криминологии посчитали, что даже тяга к преступлениям заложена в природе человека; также они посчитали, что у некоторых людей тяга к преступлениям переходит по наследству (генетическим путём).

• Пробел в понимании сущности поведения человека подтолкнул некоторых людей к снятию с себя ответственности после совершения преступлений, говоря нелепые оправдания: «Вопреки моему желанию …», «Мне предназначено судьбой ...» … и т.д.

 

 

Материал был подготовлен специально для радио Халифой Мухаммад, Иордания