Мерило мышления, нафса и поведения человека
Идея компромисса
С момента исчезновения государства Халифат и до сегодняшнего дня в Умме насаждается идея компромисса. Эта идея берёт своё начало из капиталистической идеологии. По своей сути идея компромисса не является решением проблем, и единственное, на что она претендует, это найти точки соприкосновения между различными взглядами, которые удовлетворят обе стороны. Такая идея не несёт в себе беспристрастность или поиск истины. Компромиссное решение — это не что иное, как решение, взятое из реальности.
Идея реализма
Эта идея так же как недуг поразила Умму. Идея реализма превращает реальную действительность в основу процесса мышления, а не в предмет, над которым необходимо размышлять. На самом деле, реальность является тем объектом, относительно которого выносят решение с целью исправить её или изменить, но ни в коем случае сама реальность никогда не диктует того, как нужно размышлять. В идеале должно происходить следующее: реальность — это предмет, над которым происходит размышление, что посредством органов чувств передаётся в мозг, где происходит связывание ощутимого с ранее имеющейся информацией, чтобы затем вынести решение по поводу рассматриваемой реальности.
Что касается процесса, когда решение берётся из реальности, то это состояние выражено в кораническом описании: «Приник к земле и стал потакать своим желаниям» (т.е. низменное положение), ведь тогда человек начинает следовать своим страстям и прихотям. Кто поступает таким образом, уподобляется человеку, которому были приведены знамения Аллаха, но он отверг их и последовал за своими страстями. Поэтому, из-за следования страстям и такого низменного положения, Аллах не пожелал возвышения этого человека посредством Своих знамений. Такой человек «подобен собаке: если ты прогоняешь её, она высовывает язык, и если ты оставишь её в покое, она тоже высовывает язык», т.е. её не заботит истинное положение вещей.
Вселенная, со всем, что в ней из неживого, человек и жизнь являются творениями Аллаха, созданными из ничего. Подобное качество даёт возможность каждому разумному человеку увидеть связь между этой Вселенной и её Творцом, т.е. то, что она сотворена. Такую связь ещё называют духовной стороной.
Возникает вопрос: кто же может осознать наличие духовной стороны как в себе, так и в других окружающих его вещах?
Ответ:
Такое осознание присутствует у того, кто уверовал в Аллаха как Создателя, Руководителя и Организатора системного порядка в этой Вселенной. Такой человек будет набожным, придерживающимся шариатских законов, что, в свою очередь, образует у него духовное величие. Это даёт ему возможность идти по жизни, развиваясь, т.е. переходя из одной степени в более высшую. Ведь через осознание своей связи с Творцом (т.е. осознание себя как созданного), её контроля, её постоянства, осознание величия Творца, Его абсолютной мудрости, величия Его руководства, широты Его милости человек шаг за шагом поднимается со своим нафсом, сущностью, духом по ступеням наивысшего развития. С учётом его веры и набожности он может стать одним из любимцев Аллаха, а кто будет враждовать с ним, тому Аллах объявит войну. Именно таким верующим уготована радостная весть в этом мире и в Последней жизни. Это — великое преуспеяние. Знайте, что слова Аллаха не подлежат отмене!
Люди приближаются к Аллаху, выполняя Его законы, которые направлены на регулирование отношений либо с самим собой, либо с Творцом, либо с другими людьми. Самая любимая вещь перед Аллахом — это приближение верующих к Нему через выполнение фардов. Однако верующие также совершают мандубы, чтобы Аллах полюбил их ещё больше. Поэтому Аллах становится их слухом, которым они слышат, зрением, которым они видят, руками, которыми они берут, ногами, которыми они ходят. Если они попросят Его, Он даёт им, если они прибегнут к Нему за помощью, Он окажет её им.
Определить критерий справедливости не под силу человеку, истинная справедливость будет достигаться только в том случае, если руководствоваться законами Аллаха. Причина этого заключается в том, что человек не обладает абсолютными знаниями. Всевышний, говоря о неверующих, сказал следующее:
بَلْ كَذَّبُوا بِمَا لَمْ يُحِيطُوا بِعِلْمِهِ وَلَمَّا يَأْتِهِمْ تَأْوِيلُهُ
«Так нет же, они объявляют ложью знание, которое не способны постичь и толкование которого ещё не свершилось» (10:39).
Неверующие не способны на основе своих ограниченных знаний понять все тонкости Корана, именно поэтому Аллах объявил об их лжи. Давайте обратимся к словам Хидра, сказанным им Мусе (а.с.):
وَكَيْفَ تَصْبِرُ عَلَىٰ مَا لَمْ تُحِطْ بِهِ خُبْرًا
«Как ты сможешь терпеливо относиться к тому, что ты не объемлешь знанием?» (18:68).
Отсутствие знаний у человека истощает его терпение. Обладателем всеобъемлющих знаний о вещах является лишь Аллах. Ведь даже лист падает только с Его ведома, и нет ни зёрнышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, что было бы зафиксировано в ясном Писании. Аллаху известно то, что на суше и в море, и только Он обладает знанием о Часе, ниспосылает дождь и знает о том, что в утробах. Он — Тот, Кто придаёт нам в утробах такой облик, какой пожелает. Ни один человек не знает, что он приобретёт завтра, и ни один человек не знает, в какой земле он умрёт. Ведь Аллах — Живой, Вседержитель. Им не овладевают ни дремота, ни сон, Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Его Трон объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он — Возвышенный, Великий, Ему известно тайное и сокрытое. Он знает о предательском взгляде и о том, что скрывают груди людей. Он знает обо всём том, что на небесах, на земле, между ними, и что под землёй. Его знания абсолютны. Всевышний Аллах сказал:
وَإِنَّ رَبَّكَ لَيَعۡلَمُ مَا تُكِنُّ صُدُورُهُمۡ وَمَا يُعۡلِنُونَ ٧٤ وَمَا مِنۡ غَآئِبَةٖ فِي ٱلسَّمَآءِ وَٱلۡأَرۡضِ إِلَّا فِي كِتَٰبٖ مُّبِينٍ
«Воистину, твой Господь знает то, что таят их сердца, и то, что они обнаруживают. На небе и на земле нет такого сокровенного, которого бы не было в ясном Писании» (27:74,75).
Материал был подготовлен специально для радио Халифой Мухаммадом, Иордания