Приводит Ахмад и другие хадис от Абдуллаха ибн Амра:
بَيْنَمَا نَحْنُ حَوْلَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ نَكْتُبُ إِذْ سُئِلَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَيُّ الْمَدِينَتَيْنِ تُفْتَحُ أَوَّلًا قُسْطَنْطِينِيَّةُ أَوْ رُومِيَّةُ فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَدِينَةُ هِرَقْلَ تُفْتَحُ أَوَّلًا يَعْنِي قُسْطَنْطِينِيَّةَ
«Когда мы находились вокруг Посланника Аллаха ﷺ и вели записи, его ﷺ спросили о том, какой из двух городов будет завоёван первым: Константинополь или Рим? На что он ответил: «Город Ираклия будет первым», — имея в виду Константинополь».
Хадис является достоверным и общеизвестным. Его слышали и продолжают слышать многие мусульмане. Он широко известен среди учёных, о нём писали многие. Но я хотел бы рассмотреть этот хадис с точки зрения его содержания и указаний, а не просто как радостную весть.
Данный хадис несёт в себе идейное указание, поскольку с точки зрения семантической формулировки привлекло к себе внимание то, что спрашивающий имеет беспрецедентную глубину в идейном плане. Ведь коснувшись сокровенной темы, первым делом ему пришёл в голову вопрос о том, какой из городов будет завоёван первым. Другими словами, смогут ли мусульмане обрести силу, которая позволит завоевать один или оба города? Стоит отметить тот факт, что человек не спрашивает о том, как это сделать, какой должна быть сила, какими должны быть возможности. Он понимает, что оба города будут завоёваны, и это факт, но ему хочется знать, кто будет первым. Всё это указывает на высшую степень убеждённости в том, с чем пришёл Посланник Аллаха ﷺ.
В вопросе также присутствует политическое указание, указывающее на степень осведомлённости мусульман о происходящем в мире, и на их заинтересованность внешней политикой. Они знали, что оба города являются крупнейшими крепостями Римской империи, и в случае их завоевания будет достигнута величайшая победа, которая позволит распространить Ислам до невиданных доселе пределов. Это свидетельствует о любви мусульман к своей религии, желании донести её до других, о понимании своей обязанности в деле донесения Божественного Послания до остального мира.
Этот хадис — не единственный, где говорится о благой вести, ведь благие вести имеются и в других текстах. Так Всевышний Аллах в одном из аятов радует нас следующим:
هُوَ الَّذِي أَرْسَلَ رَسُولَهُ بِالْهُدَىٰ وَدِينِ الْحَقِّ لِيُظْهِرَهُ عَلَى الدِّينِ كُلِّهِ وَلَوْ كَرِهَ الْمُشْرِكُونَ
«Он — Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и истинной религией, чтобы превознести её над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам» (9:33).
В этом аяте подтверждается величие Ислама над остальными религиями. Он по своей формулировке является сообщением, но при этом понимается, что здесь также имеет место приказ. То есть, Аллах требует от мусульман вести деятельность по вознесению Ислама на мировой арене. Аят наполнен красноречием, которое успокаивает сердца мусульман, вселяет дух надежды, побуждает к действиям, отвергает пассивность. Именно это понимали сподвижники, табиины и те, кто последовал за ними. И мы видим в истории Ислама, как мусульмане, начиная с эпохи Праведного Халифата, не раз пытались завоевать Константинополь, дабы оказаться из числа тех, о ком Посланник Аллаха ﷺ сказал следующее:
لَتُفْتَحَنَّ الْقُسْطَنْطِينِيَّةُ فَلَنِعْمَ الْأَمِيرُ أَمِيرُهَا وَلَنِعْمَ الْجَيْشُ ذَلِكَ الْجَيْشُ
«Константинополь непременно будет завоёван! Как же прекрасен тот амир и как же прекрасно то войско!» (Ахмад, аль-Хаким).
В результате только через 800 лет после слов Посланника ﷺ этой чести был удостоен молодой султан Мухаммад аль-Фатих (Мехмед II Завоеватель). Так осуществилось завоевание первого города, теперь остался лишь Рим. И, с дозволения Аллаха, это непременно будет сделано! Однако завоевание Рима требует установления Второго Праведного Халифата. И это тоже одна из радостных вестей, о которой Посланник Аллаха ﷺ сообщил нам:
تَكُونُ النُّبُوَّةُ فِيكُمْ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ، ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا، ثُمَّ تَكُونُ خِلاَفَةٌ عَلَى مِنْهَاجِ النُّبُوَّةِ، فَتَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ، ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا، ثُمَّ تَكُونُ مُلْكًا عَاضًّا، فَيَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ يَكُونَ، ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا، ثُمَّ تَكُونُ مُلْكًا جَبْرِيَّةً، فَتَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ، ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا،ثُمَّ تَكُونُ خِلاَفَةً عَلَى مِنْهَاجِ النُّبُوَّةٍ. ثُمَّ سَكَتَ
«Пророчество продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, оно исчезнет. Затем наступит период Халифата, основанного на методе пророчества. Он так же продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, он прекратится. Затем наступит период злой монархии, которая так же продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, он прекратится. Затем наступит период деспотичного правления, которое продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, он прекратится. А затем снова наступит период Халифата, правление в котором будет осуществляться по методу пророчества», — а затем он ﷺ замолчал» (Ахмад).
Мы по-прежнему ощущаем важность этих вестей, особенно в наши дни, когда другие нации набросились на нас как хищник, который набрасывается на свою жертву. Клянусь Аллахом! Сегодня мы подобны мути, рассеянной в потоке, но ситуация скоро в корне изменится, ведь Аллах окажет помощь ведущим деятельность по установлению власти Ислама. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ اللَّهَ زَوَى لِي الْأَرْضَ فَرَأَيْتُ مَشَارِقَهَا وَمَغَارِبَهَا، وَإِنَّ أُمَّتِي سَيَبْلُغُ مُلْكُهَا مَا زُوِيَ لِي مِنْهَا
«Аллах сложил (собрал) передо мною всю землю, и я увидел её от востока до запада. Владения моей Уммы охватят всё, что было собрано и сложено передо мною …» (Муслим),
لَيَبْلُغَنَّ هَذَا الأَمْرُ مَا بَلَغَ اللَّيْلُ وَالنَّهَارُ وَلَا يَتْرُكُ اللَّهُ بَيْتَ مَدَرٍ وَلَا وَبَرٍ إِلَّا أَدْخَلَهُ اللَّهُ هَذَا الدِّينَ بِعِزِّ عَزِيزٍ أَوْ بِذُلِّ ذَلِيلٍ عِزًّا يُعِزُّ اللَّهُ بِهِ الْإِسْلَامَ وَذُلًّا يُذِلُّ اللَّهُ بِهِ الْكُفْرَ
«Это дело непременно дойдёт дотуда, докуда доходят ночь и день. И Аллах введёт в эту религию каждый дом, из шерсти или кирпича: либо с помощью величия величественного, либо с помощью унижения униженного. Могуществом Аллах возвеличит эту религию, а унижением Аллах унизит неверие» (Ахмад).
Хизб ут-Тахрир со всей решимостью ведёт деятельность по возрождению в душах мусульман стремления к распространению Ислама, по возрождению их былого величия и статуса на мировой арене, дабы они вновь стали лучшей общиной, выведенной для людей.
Мы просим Аллаха укрепить нас силой Ислама и его последователей, мы просим Его унизить неверие и его последователей, ведь для Него это легко!
Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Юсуф Саляма — Германия
16 Джумада аль-уля 1441 г.х.
11.01.2020 г.