Повеление одобряемого и удержание от запретного (аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар) не ограничивается некой одной сферой Ислама. Это положение охватывает все сферы: акыда, обряды поклонения, политика, социальная сфера, экономика и т.д.
Ат-Тахир ибн Ашур относительно аята:
وَلْتَكُن مِّنْكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلَى الْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ
«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное» (3:104),
— писал следующее: «В словах «الْخَيْرِ» (добро), «الْمَعْرُوفِ» (одобряемое) и «الْمُنكَر» (предосудительное) используется определённый артикль «اَلْ», который имеет значение «аль-истиграк», указывающее на всеохватность. Тут данный артикль указывает на все виды отношений между людьми, в зависимости от знаний и способностей. Данный артикль схож с артиклем под названием «аль-истиграк аль-урфи»1.
Слово «предосудительное» (الْمُنكَرُ) упоминается в следующих словах Посланника ﷺ:
مَنْ رَأَى مِنْكُمْ مُنْكَرًا فَلْيُغَيِّرْهُ بِيَدِهِ
«Пусть тот из вас, кто увидит предосудительное, изменит это собственноручно…». Однако тут это слово упоминается без определённого артикля «аль», чтобы указать на общее значение (аль-амм). Если слово стоит без определённого артикля «аль» и приходит в контексте, где содержится шарт (условие), или нафй (отрицание), или нахй (запрет), то оно будет указывать на общее значение (аль-амм). Таково постановление учёных науки усуль аль-фикх.2
Следовательно, одна из фатальных ошибок, которую необходимо исправить, — это желание ограничиться побуждением лишь к части одобряемого и запрещением части предосудительного, или ограничить деятельность аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар лишь одной сферой. Подобное положение ведёт к тому, что мусульмане начинают приказывать одобряемое в обрядах поклонения, таких как намаз, закят, хадж, но при этом оставляют приказывать одобряемое в сфере политики и правления. Есть люди, которые приказывают одобряемое и запрещают предосудительное простым людям, но при этом закрывают глаза на отдельные группы, такие как правители, обладатели силы, лидеры мнения и т.д. Этих людей почему-то не заботит пренебрежение со стороны правителей, обладателей силы и лидеров мнения к своим обязанностям, а также совершение ими грехов, даже если они этому сами становятся свидетелями.
В Сунне есть доказательства тому, что обязанность повелевать одобряемое и удерживать от предосудительного не приемлет выделения одной части из общего (ат-табъид) содержания религии, поскольку закрытие глаз на грехи кого-то, дабы угодить ему, ведёт к оставлению всей обязанности (аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар). Оставление аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар влечёт за собой наказание для всех. Приводится от Абдуллаха ибн Амра: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил:
إِذَا رَأَيْتَ أُمَّتِي تَهَابُ الظَّالِمَ أَنْ تَقُولَ لَهُ أَنْتَ الظَالِمُ فَقَدْ تُوُدِّعَ مِنْهُمْ
«Если ты увидел, как моя Умма боится сказать несправедливому: «Ты — несправедливый!», — значит, благо покинуло их». В другой версии говорится:
إِذَا رَأَيْتَ أُمَّتِي تَهَابُ فَلَا تَقُولُ لِلظَّالِمِ يَا ظَالِمُ، فَقَدْ تُوُدِّعَ مِنْهُمْ
«Если ты увидел, как моя Умма боится несправедливого и не говорит ему: «Ты — несправедливый!», — значит, благо покинуло их!».3 Приводится от Хузайфы:
قُلْتُ لِلنَّبِيِّ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، مَتَى يُتْرَكُ الْأَمْرَ بِالْمَعْرُوفِ وَالنَّهْيَ عَنِ الْمُنْكَرِ وَهُمَا سَيِّدَا أَعْمَالِ أَهْلِ الْبِرِّ؟ قَالَ: إِذَا أَصَابَكُمْ مَا أَصَابَ بَنِي إِسْرَائِيلَ. قُلْتُ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، وَمَا أَصَابَ بَنِي إِسْرَائِيلَ؟ قَالَ: إِذَا دَاهَنَ خِيَارُكُمْ فُجَّارَكُمْ وَصَارَ الْفِقْهُ فِي شِرَارِكُمْ وَصَارَ الْمُلْكُ فِي صِغَارِكُمْ، فَعِنْدَ ذَلِكَ تَلْبِسُكُمْ فِتْنَةٌ تَكِرُّونَ وَيُكَرُّ عَلَيْكُمْ
«Как-то я спросил Пророка ﷺ: «О Посланник Аллаха! В какой момент будет оставлено дело повеление одобряемого и удержание от предосудительного, а ведь это — лучшее из праведных дел?», — на что он ﷺ ответил: «Тогда, когда вас постигнет то, что постигло Бану Исраиль». Я спросил: «О Посланник Аллаха! А что постигло Бану Исраиль?». Он ﷺ ответил: «Когда лучшие из вас будут заискивать перед грешниками из вашего числа, фикх будет в руках худших из вас, власть [перейдёт] к младшим из вас, и в этот период вас накроет фитна, вы будете сражаться и будут сражаться против вас».4
Приводится от Анаса ибн Малика:
قِيلَ يَا رَسُولَ اللَّهِ، مَتَى نَتْرُكُ الْأَمْرَ بِالْمَعْرُوفِ وَالنَّهْىَ عَنِ الْمُنْكَرِ؟ قَالَ: إِذَا ظَهَرَ فِيكُمْ مَا ظَهَرَ فِي بَنِي إِسْرَائِيلَ قَبْلَكُمْ. قَالُوا: وَمَا ذَاكَ يَا رَسُولَ اللَّهِ؟ قَالَ: إِذَا ظَهَرَ الِادِّهَانُ فِي خِيَارِكُمْ وَالْفَاحِشَةُ فِي شِرَارِكُمْ وَتَحَوَّلَ الْفِقْهُ فِي صِغَارِكُمْ وَرُذَالِكُمْ
«Однажды кто-то спросил: «О Посланник Аллаха! В какой момент мы оставим приказывать одобряемое и запрещать предосудительное?», — на что он ﷺ ответил: «Тогда, когда среди вас появится то, что появилось среди Бану Исраиль, жившего до вас». Его ﷺ спросили: «О Посланник Аллаха! А что это?». На это он ﷺ ответил следующее: «Когда среди лучших из вас появится заискивание, мерзости [распространятся] среди худших из вас, а фикх перейдёт к младшим из вас и подлым из вас!».5
Несомненно, применение аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар к одним и неприменение к другим из-за прихоти, желаний и страха указывает на то, что не за горами бедствие, которое коснётся всех людей. Следовательно, для тех, кто понимает значение аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар, кто осознаёт важность этого, кто понимает законы, связанные с этой деятельностью, кто искренен перед своей религией и Уммой, тем людям становится ваджибом разъяснить остальным об опасности применения аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар избирательно, в адрес одних, и неприменение к другим, о противоречии такого подхода по Шариату. А также необходимо разъяснить, что выполнение обязанности аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар надлежащим, продуктивным образом ведёт к сохранению границ деятельности аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар, которые были установлены Законодателем.
Материал из книги «Нормы Шариата о деятельности «повелевать одобряемое и удерживать от предосудительного» (аль-Амру биль мааруф ван-нахъю аниль мункар)»
Ясин ибн Али
1. Книга «Ат-Тахрир ва ат-танвир», автор ат-Тахир ибн Ашур.
2. Для большей детализации можно обратиться к книгам «Тайсиру аль-вусуль иля аль-усуль», автор Ата ибн Халиль, «Шарху аль-каукабу аль-мунир», автор Ибн ан-Наджжар аль-Ханбали, «Аль-Каваиду аль-фаваиду аль-усулия», автор Ибн Аль-Лахам аль-Ханбали.
3. Привели Ахмад в «Муснад», аль-Хаким в «Аль-Мустадрак», ат-Табарани в «Аль-Муджам аль-аусат», аль-Байхакы в «Ас-Сунану аль-кубра», аль-Баззар в «Муснад». Аль-Хайсами в «Маджмау аз-заваид» сказал: «Привели Ахмад, аль-Баззар, ат-Табарани. В одном из иснадов аль-Баззара и в иснаде Ахмада передатчики являются передатчиками хадисов, вошедших в «Сахих». В иснаде данного хадиса имеется разрыв (инкита), поскольку Абу аз-Зубайр аль-Макки не встречал Абдуллаха ибн Амра. Однако имеется другой хадис, который свидетельствует в пользу этого хадиса:
إِنَّ أُمَّتِي إِذَا رَأَوُا الْظَّالِمَ فَلَمْ يَأْخُذُوا عَلَى يَدَيْهِ يُوشِكُ أَنْ يَعُمَّهُمُ اللَّهُ بِعِقَابِهِ
«Если моя Умма увидит несправедливого и не схватит его за руки (т.е. не остановит его), то она будет близка к тому, что Аллах подвергнет её Своему наказанию».
4. Аль-Хайсами в «Маджмау аз-заваид» сказал: «Привёл ат-Табарани в «Аль-Муджам аль-аусат», в иснаде которого присутствует Аммар ибн Сайф. О последнем аль-Иджли и другие сказали, что он заслуживает доверия. Другая группа учёных сказала, что Аммар бин Сайф — из числа слабых передатчиков. Другие передатчики в иснаде заслуживают доверия, но имеются те, в отношении которых есть разногласия».
5. Привели ат-Табарани в «Муснад аш-шамийин», аль-Байхакы в «Шуабу аль-иман», Ибн Ваддах в «Китаб аль-бидаи», ат-Тахави в «Мушкилю аль-асар».