31
Чт, окт

Называть неверного неверным

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Анализируя историю Ислама, мы видим, что все учёные единодушны в том, чтобы называть неверующими тех, кто в основе представляет куфр: речь идёт об иудеях, христианах и им подобных. Никто из мусульманских учёных не высказывал иного мнения на этот счёт.

Вопрос о том, чтобы называть неверующего неверующим, появился с введением в Умме понятий имана (веры) и куфра (неверия). Достаточно упомянуть высказывания некоторых учёных из числа праведных предшественников относительно того, чтобы называть неверующими тех, кто в основе таковым является, или тех, чьё неверие доказано.

Имам аль-Азам Абу Ханифа сказал следующее: «Я слышал от Саида ибн аль-Мусаййиба, что тот, кто не относит кяфиров к их положению в Огне, подобен им» («Аль-фикх аль-абсат»).

Кади Ийяд сказал: «Кто не выносит такфир иудеям, христианам или отрёкшимся от своей религии мусульманам, а также колеблется или сомневается в своём такфире, тот становится неверующим» («Аш-Шифа би-т-Тариф хукук аль-Мустафа»).

Имам ан-Навави сказал: «Те, кто не считают кяфирами представителей иных религий помимо Ислама, либо впадают в сомнение в отношении этого, или же соглашаются с тем, что их путь, то есть их религия правильная, то такие люди сами становятся кяфирами, даже если они утверждают, что являются мусульманами и соглашаются с вероисповеданием Ислама» («Равдату Талибин»).

Имам аль-Газали сказал: «Установлено иджмой, что те, кто не делает такфир христианам, иудеям и всем, кто относится к иной религии, или не делает такфир тем, кто колеблется или сомневается в такфире, являются неверующими» («Ат-Тафрика»).

Как видно, исламские учёные в вопросах, связанных с куфром, считают неверующим того, кто не согласен с чем-то категоричным по указанию и определению (катъыят уд-диляля и катъыят ус-субут) в Исламе. Однако они также причисляют к этой категории и тех, кто не делает такфир такому человеку; они относят его так же к куфру. Это происходит потому, что такой человек в основе отрицает шариатский текст.

Эти объяснения показывают, что существует абсолютное единодушие в такфире тех, кто доподлинно является неверующим.

وَمَا يَجۡحَدُ بِ‍َٔايَٰتِنَآ إِلَّا ٱلۡكَٰفِرُونَ

«И только неверующие отвергают Наши знамения» (29:47).

 

Материал из книги «Такфир», выпущенной издательством журнала «Köklü Değişim»
Автор: Куртулуш Севинч