а) Начало процесса
Политические распри и противостояния в Умме начались после смерти Посланника Аллаха ﷺ. На самом деле, после смерти Посланника Аллаха ﷺ политические распри начались внутри Уммы. То есть до этого они имели место между Посланником Аллаха ﷺ и обществом, в котором он жил. Хотя современные «учёные» пытаются выставить политические споры в связи с Халифатом в плохом свете и говорят: «Разве могут быть в Исламе распри за правление в Халифате?», — это не относится конкретно к Халифату, а имело место во все времена и во всех правящих системах. На самом деле, политические споры — это факт жизни, и они существовали до и после Посланника Аллаха ﷺ. И они будут иметь место и в будущем. С точки зрения шариатских текстов, такой спор является мандубом.
Известно, что после смерти Посланника Аллаха ﷺ произошли события «войн с вероотступниками» и возник ряд лжецов, выдающих себя за пророков. Абу Бакр (р.а.) сражался с ними должным образом и завершил, сражаясь, своё нахождение во главе Халифата. Затем, во времена правления Умара (р.а.), земли Ислама расширились, и он собрал сподвижников в Медине и не позволял им удаляться от центра Халифата. В его время не было крупных политических конфликтов, пока Умар не стал шахидом от рук сасанидского персидского раба Абу Лулу. Умар держал сподвижников рядом с собой в Медине, чтобы они могли советовать и помогать ему. Другой его целью было уберечь сподвижников от мирских соблазнов, которым эти великие люди могли подвергнуться в землях, далёких от центра и контроля, из-за чего новообращённые мусульмане, следуя примеру подобных сподвижников, не сказали: «Вот они, сподвижники Посланника Аллаха ﷺ. Они ведут себя так-то и так-то». Умар (р.а.) говорил им следующее: «Джихад и великие дела, которые вы совершали вместе с Посланником Аллаха ﷺ, достаточны для вас как усилия, сделанные во имя Ислама».
После мученической смерти Умара (р.а.) началась эпоха Усмана (р.а.). Однако когда к власти пришёл Усман (р.а.), он разрешил сподвижникам покидать Медину и отправляться туда, куда они пожелают. Тогда эти выдающиеся сподвижники покинули Медину и отправились в другие города и земли. Они стали там владельцами имущества и собственности. Они строили дома для себя.
Таким образом общество в период правления Усмана (р.а.) постепенно менялось. Однако сам он нисколько не изменился, ничего не поменял в исламской системе и не переставал следовать по стопам Посланника ﷺ и предшествующих двух халифов.
Присутствие великих сподвижников за пределами Медины побуждало злонамеренных людей и врагов Ислама заниматься различной разрушительной деятельностью. Первой отправной точкой для разрушения общества и государственного строя стало начало сплетнических разговоров о халифе.
В период правления Усмана (р.а.) в Куфе вспыхнула первая фитна. Эта фитна, подробности которой мы можем изучить из источников по истории, привела к мученической смерти Усмана (р.а.).
Новая проблема возникла после мученической смерти Усмана (р.а.). Возникло две группы: те, кто говорил: «Пусть убийцы Усмана будут найдены и возмездие будет применено немедленно!», — и те, кто говорил: «Возмездие непременно будет совершено, но сначала пусть будет остановлена фитна, подготовившая почву для мученической смерти Усмана, которая ещё не закончилась!».
Именно из-за конфликта между этими двумя группами в истории произошло событие, получившее название «Верблюжья битва» [موقعة الجمل].
б) Верблюжья битва
Слово «джамаль» [جمل] в переводе с арабского означает «верблюд». Верблюжья битва была названа так потому, что она произошла вокруг верблюда Аиши (р.а.).
В те дни, когда Усман (р.а.) находился в осаде, Аиша (р.анха) отправилась в Мекку. Возвращаясь в Медину после окончания сезона хаджа, она узнала, что Усман (р.а.) был убит, а Али (р.а.) стал халифом. Тогда она вернулась в Мекку и сказала: «Клянусь Аллахом, Усман был убит как притеснённый, и я отыщу того, кто пролил его кровь!». Позже произошла Верблюжья битва, подробности которой можно узнать из источников по истории. Битва произошла в Басре в 656 году между халифом Али ибн Абу Талибом и сторонниками Аиши (р.а.). Эта битва стала первым сражением между мусульманами.
в) Сиффинская битва
Муавия, валий Сирии, был родственником халифа Усмана (р.а.), который был убит мятежниками. Он думал, что Али (р.а.) не желает расследовать это убийство и некоторых причастных людей, которые могут быть ответственны за убийство Усмана (р.а.). Поэтому он начал восстание против Али (р.а.).
В январе 657 года, после Верблюжьей битвы, Али (р.а.) вернулся в Куфу из Басры. Попытки Али (р.а.) отправить посланцев и убедить Муавию не увенчались успехом. Али (р.а.) перенёс центр Исламского Государства из Медины в Куфу и с собранной там армией осадил сирийскую провинцию, находившуюся под контролем Муавии. Две армии сошлись лицом к лицу у Сиффина вдоль Евфрата.
г) Инцидент с третейским судьёй
Битва при Сиффине, начавшаяся в начале Сафара 37 года по хиджре (июля 657 г.), продолжалась со всей интенсивностью до утра 10 Сафара (28 июля). Когда Али ибн Абу Талиб собирался нанести последний удар по армии Муавии через своего знаменитого полководца аль-Аштара, на помощь Муавии пришёл Амр ибн аль-Ас, завоеватель Египта, который остановил битву и выдвинул своё знаменитое предложение прибегнуть к арбитражу Книги Аллаха для решения сложившейся проблемы.
Это также можно назвать политическим гением Муавии.
По совету Амра сирийцы, которые приблизились к поражению, привязали великий дамасский мусхаф Корана к концам пяти копий и призвали иракцев на арбитраж Книги Аллаха. Это произвело на иракцев, которые устали от войны и не решались обнажить меч против собственного племени и единоверцев, тот эффект, на который рассчитывал Амр. Али (р.а.) сообщил своему колеблющемуся войску, что это уловка, но это не подействовало на них. Тогда он был вынужден прекратить войну и отозвать аль-Аштара. Аль-Ашас ибн Кайс, который участвовал в различных завоеваниях во время правления Умара (р.а.) и был правителем во время правления Усмана и Али (р.анхума), настаивал на арбитраже и, несмотря на противодействие Али (р.а.), он и его последователи объявили Абу Мусу аль-Ашари арбитром иракцев. Арбитром Муавии был Амр бин аль-Ас.
д) Хариджиты
После инцидента с третейским судьёй появилась группа людей, которая заявила, что не признаёт человеческий арбитраж, и вынесла такфир Муавии и Али. Мабад ибн Халиди аль-Джухани упоминается в исторических источниках как первый человек, воплотивший в жизнь это утверждение.
Аль-Джухани и его окружение выступили против соглашения с лозунгом «Ля хукма илля лиллях» («Нет хукмов, кроме как от Аллаха», «Решение принадлежит лишь Аллаху»). Несмотря на все объяснения Али (р.а.), многие из тех, кто не послушал его и изначально настаивал на прекращении войны и обращении к арбитражу, на этот раз, когда они не смогли убедить халифа нарушить соглашение, покаяться и отказаться от арбитража, отреклись от него и отступили в Харуру близ Куфы, таким образом образовав первую группу хариджитов.
е) Конец хариджитов
Около 12000 хариджитов собралось в Харуре, и они избрали Шабаса ибн Риби ат-Тамими, который командовал левым крылом армии Али в Сиффине, своим предводителем, а Абдуллаха ибн аль-Кавва аль-Яшкури — имамом для проведения молитв. Они также объявили, что отныне, после того, как они взяли управление в свои руки, исламские дела будут решаться через шуру, что присяга на верность будет дана Аллаху и что одобряемое (маруф) будет заповедано, а порицаемое (мункар) — запрещено.
Али (р.а.) назначил Абдуллаха ибн Аббаса встретиться с ними. Ибн Аббас пытался убедить хариджитов в неправильности их поведения с помощью различных доказательств, но они интерпретировали эти доказательства в соответствии со своими собственными мнениями и сохраняли своё узкое и жестокое понимание, которое они выдвигали с самого начала.
أنَّ الْحَرُورِيَّةَ لَمَّا خَرَجَتْ على علِيِّ بْنِ أبِى طَالِبٍ. قَالُوا: لا َ حُكْمَ إلاّ للّهِ. فقَالَ عَلِيٌّ: كَلِمَةُ حَقٍّ يُرَادُ بِهَا بَاطِلٌ
«Когда харурийя [1] восстали против Али ибн Абу Талиба, они сказали: «Решение принадлежит лишь Аллаху». Али (р.а.) сказал: «Это истинное изречение, под которым подразумевается ложь!» (Муслим, «Закят», 157).
Знаменитое изречение Али (р.а.) в приведённом выше диалоге: «Правдивое изречение, под которым подразумевается ложь!», — было основано на этом инциденте. На этот раз Али (р.а.) лично отправился в их штаб и провёл совещание с их имамом Ибн аль-Кавва о причинах их отделения и неправильности их поведения. Затем Али (р.а.) написал письмо хариджитам и попросил их подчиниться ему и сражаться против врага, заявив, что они не основываются на законном основании и не поступают в соответствии с Книгой Аллаха и Сунной Посланника Аллаха ﷺ. Однако хариджиты не приняли этого.
Когда Али (р.а.) планировал начать подготовку к войне против дамаскинцев, хариджиты, постепенно ожесточались, убили одного из сподвижников — Абдуллаха ибн Хаббаба ибн аль-Аратта — и его беременную жену только потому, что тот не разделил их взглядов и возразил им, а когда хариджиты объявили, что тот, кто не делает такфир Усману и Али (р.анхума), является неверующим и должен быть убит по этой причине, и наряду с этим не давали право на жизнь тем, кто не соглашался с их взглядами, Али выступил против них. В Нехреване он сначала поговорил с ними и потребовал от них выдать убийц мусульман, а когда они отказались, он послал Кайса ибн Сада ибн Убаду и Абу Айюба аль-Ансари, чтобы попытаться наставить их. После этого некоторые из хариджитов вместе с Фарвой ибн Навфалем ибн аль-Ашджаи покинули группу и отправились в Мандали. Хариджиты, разгневанные этой ситуацией, начали войну. В результате почти все хариджиты были истреблены (9 Сафара 38 г.х./17 июля 658 года).
Основной принцип хариджитов заключается в том, что те, кто совершает большие грехи, становятся неверующими и пребудут в Аду навечно.
Материал из книги «Такфир», выпущенной издательством журнала «Köklü Değişim»
Автор: Куртулуш Севинч
1. Харурийя — название, данное первым хариджитам, которые выступили против Али (р.а.) с лозунгом, что решение принадлежит только Аллаху.