(Объяснение книги «Экономическая система в Исламе»)
Хвала Аллаху, который предписал людям законы праведности и предостерёг их от путей порочности. Мир и благословение лучшему из праведных людей, который был отправлен ко всему человечеству как милость и который усердствовал на пути Аллаха, ведя подлинный джихад, а также его семье и благородным сподвижникам, которые воплотили в жизнь систему Ислама в правлении, экономике и в социальной сфере. Мы просим Всевышнего Аллаха приобщить нас к ним и воскресить вместе с ними в день Воскрешения, когда все люди предстанут перед Господом миров.
Уважаемые мусульмане!
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
Мы продолжаем серию встреч по изучению и объяснении книги «Экономическая система в Исламе». На нашей восьмой встрече мы рассмотрим вместе с вами содержание предисловия этой уникальной книги, которую написал выдающий учёный Такыюддин Набхани. Да поможет нам в этом Аллах. Сегодня мы представим вашему вниманию вклад уважаемого шейха Фатхи Салима, да смилуется над ним Аллах, в объяснение предисловия изучаемой нами книги «Экономическая система в Исламе».
Выдающий шейх Фатхи Салим, да смилуется над ним Аллах, в объяснении и упрощении предисловия книги «Экономическая система в Исламе» пишет следующее: «Экономисты-капиталисты придумали следующие термины: «предельная полезность», «общая полезность», «полная экономическая ценность», «индивидуальная польза» и «коллективная польза».
Полезность
Полезность – это особенность имущества, которая устраняет чувства страдания или вызывает чувство наслаждения, либо образует обстоятельства, необходимые для получения этих результатов. Другими словами, это – способность вещи удовлетворить потребность. Это – связь между имуществом и потребностью. Полезность появляется с наличием потребности и исчезает с отсутствием потребности. Человек осознаёт эту связь и способен оценить её. Данная полезность зависит от степени потребности человека в момент использования. С каждым усилением этой потребности увеличивается эта полезность, и при каждом снижении потребности она уменьшается. Одним словом, полезность зависит от важности потребности в отношении индивидуума.
Степень потребности отличается от одного человека к другому, в зависимости от социальных условий, обычаев и культуры. Мы не отрицаем, что общество играет определённую роль в формировании индивидуального восприятия пользы. Западные капиталисты называют её «потребительной ценностью». И когда она уравнивается с обменной ценностью, тогда она, по их словам, становится полезностью. Так, полезность – это желаемое имущество, независимо от того, согласуется ли она с этикой, моралью и здоровьем, или нет, поскольку это несоответствие не влияет на то, что она является пользой у них. Полезность может быть непосредственной, как польза, получаемая от потребительского товара. Но также полезность может быть косвенной, как польза, получаемая от производных товаров, т.е. от посредственных товаров, как станки, машины и посредственные деньги, такие как облигации. И прежде чем начать разговор о законах полезности в капиталистической идеологии, хотелось бы пояснить значение двух терминов: общая полезность и предельная полезность.
Общая полезность
Общая полезность (total utility) представляет собой совокупную полезность, получаемую потребителем в результате потребления всех потребительских единиц. Если человек ест пять лепёшек в день, то общая полезность – это совокупность полезности, получаемая от этих пяти лепёшек.
Предельная полезность
Предельная полезность (marginal utility) – это ценность полезности вещи, которая представляет собой ценность любой единицы, которая оценивается своей конечной полезностью, т.е. пользой единицы, которая удовлетворяет самую слабую потребность. Данную теорию западные экономисты назвали «конечной или придельной полезностью». Полезность нельзя определять только по усмотрению производителя, считая расходы её производства, поскольку такой подход полностью игнорирует спрос и берёт во внимание только предложение. Также нельзя определять пользу исключительно только по усмотрению потребителя, а точнее, по коэффициенту пользы и степени потребности в ней с учётом фактора дефицита, поскольку такой подход берёт во внимание только спрос и игнорирует предложение. Необходимо брать во внимание как предложение, так и спрос, одновременно, а польза должна определяться у крайней черты удовлетворения потребности, т.е. у последней грани её удовлетворённости. Например, ценность лепёшки определяется у крайней черты голода, а не в начале голода, и при естественном наличии хлеба на рынке, а не в момент его дефицита. Это и будет ценность пользы.
Законы пользы:
Для того, чтобы получить законы, влияющие на полезность (в их понимании), предположим, что есть определённое количество одного сорта хлеба. И если это количество разделить на равные единицы и использовать эти единицы по последовательности в удовлетворении потребности (например, в пище), то у каждой единицы хлеба будет полезность. Однако, эти равные единицы при последовательном употреблении в удовлетворении потребности не дают одну и ту же полезность для потребителя, т.е. не один и тот же коэффициент удовлетворённости.
Для полной ясности приведём следующий пример. Предположим, что вы достаточно голодны, чтобы съесть пять единиц хлеба. После первой единицы хлеба (стоимостью $8) вы уже немного насытились, поэтому за вторую готовы заплатить $7. После второй за третью вы готовы заплатить $6. После третьей единицы хлеба вы наелись, поэтому за четвёртую единицу хлеба готовы заплатить только $4, а за пятую – только $1. Таким образом, общая полезность потребления пяти единиц хлеба оценивается в $8 + $7 + $6 + $4 + $1 = $26. В данном примере мы прослеживаем следующее:
Первое: увеличение общей полезности с увеличением потребления. Общая полезность – это сумма полезностей, получаемая человеком от потребления потребительских единиц. Это – пропорциональное действие потребления, которое снижается со снижением потребления и возрастает с ростом данного потребления.
Второе: снижение предельной полезности с увеличением потребления. Мы заметили, что общая полезность увеличивается с увеличением потребляемых единиц. Как и заметили, что процент увеличения общей полезности возник в результате потребления последней единицы. В противоположность этому мы видим, что предельная полезность варьируется с увеличением потребления. Данное явление называется законом снижения предельной полезности. Закон снижения полезности с увеличением потребления применяется к предельной полезности, а не общей. Он относится к полезности имущества (вещи) в отношении потребителя и не касается полезности самого имущества. Феномен убывания предельной полезности не возвращается к самому имуществу, поскольку природа вещей требует того, чтобы субъективная полезность одинаковых единиц была равной. Напротив, этот феномен возвращается к самому потребителю».
Прежде чем закончить нашу встречу, подытожим законы, регулирующие полезность:
Увеличение общей полезности и снижение предельной полезности:
1 – Общая полезность возрастает с ростом потребления.
2 – Общая полезность прямо пропорциональна потреблению.
3 – Предельная полезность снижается с ростом потребления.
4 – Предельная полезность обратно пропорциональна потреблению.
Уважаемые мусульмане!
Ограничимся этим объёмом информации на этой встрече. До следующих встреч, иншаАллах. Да хранит вас Аллах от всех невзгод и недугов. Просим Всевышнего одарить нас славой благодаря Исламу и вознести Ислам посредством нас. Просим Его удостоить нас своею помощью и обрадовать всех верующих установлением Праведного Халифата в самое скорое время. Просим Его сделать нас борцами, свидетелями и мучениками (шахидами) этого Праведного Государства. Воистину, Он – Покровитель и Всемогущ. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.