В Кувейте уже некоторое время продолжается общественное обсуждение по поводу лишения десятков тысяч жителей страны национальных удостоверений — «гражданства» — по различным причинам, озвученным официальными властями. Этот вопрос в определённой мере напоминает так называемую проблему бедуинов, с последствиями которой сталкиваются более ста тысяч жителей страны.
Мы не намерены вдаваться в подробности юридических, конституционных или исторических аспектов этих проблем, а хотим лишь провести читателя по обзору системы, в которой подобные трудности отсутствуют, более того, отсутствуют причины и мотивы, изначально порождающие эти проблемы. Речь идёт об исламской праведной системе.
Ключ к решению этой проблемы, с точки зрения разума и юриспруденции, заключается в шариатских нормах, касающихся определения принадлежности к гражданству и основы прав и обязанностей подданных государства. Это один из важнейших аспектов исламской политической мысли, который редко раскрывается детально и практически из-за доминирования прогнившей националистической идеи и вытекающих из неё порочных концепций и эгоистичных чувств.
Прежде всего скажем так: тот, кто избрал Дар уль-Ислам своим местом проживания, считается получившим исламское гражданство, независимо от того, является ли он мусульманином или немусульманином. Под Дар уль-Ислам в шариатском смысле понимается территория, находящаяся под властью Ислама, в которой господствует Шариат, а безопасность, как внутренняя, так и внешняя, обеспечивается Исламом.
Ислам установил, что все, кто обладает исламским гражданством, наделяются правами и обязаны соблюдать шариатские предписания. Что же касается тех, кто проживает за пределами Исламского Государства, будь то мусульмане или немусульмане, то они не считаются подданными этого государства, а следовательно, лишены тех прав, которыми пользуются его подданные.
Передаётся от Сулеймана ибн Бурайды, от его отца, что он сказал:
كَانَ رَسُولُ اللهِ ﷺ إِذَا أَمَّرَ أَمِيرًا عَلَى جَيْشٍ أَوْ سَرِيَّةٍ أَوْصَاهُ فِي خَاصَّتِهِ بِتَقْوَى اللهِ وَمَنْ مَعَهُ مِنْ الْمُسْلِمِينَ خَيْرًا، ثُمَّ قَالَ: ... وَإِذَا لَقِيتَ عَدُوَّكَ مِنْ الْمُشْرِكِينَ فَادْعُهُمْ إِلَى ثَلَاثِ خِصَالٍ أَوْ خِلَالٍ، فَأَيَّتُهُنَّ مَا أَجَابُوكَ فَاقْبَلْ مِنْهُمْ وَكُفَّ عَنْهُمْ؛ ثُمَّ ادْعُهُمْ إِلَى الْإِسْلَامِ فَإِنْ أَجَابُوكَ فَاقْبَلْ مِنْهُمْ وَكُفَّ عَنْهُمْ، ثُمَّ ادْعُهُمْ إِلَى التَّحَوُّلِ مِنْ دَارِهِمْ إِلَى دَارِ الْمُهَاجِرِينَ وَأَخْبِرْهُمْ أَنَّهُمْ إِنْ فَعَلُوا ذَلِكَ فَلَهُمْ مَا لِلْمُهَاجِرِينَ وَعَلَيْهِمْ مَا عَلَى الْمُهَاجِرِينَ، فَإِنْ أَبَوْا أَنْ يَتَحَوَّلُوا مِنْهَا فَأَخْبِرْهُمْ أَنَّهُمْ يَكُونُونَ كَأَعْرَابِ الْمُسْلِمِينَ، يَجْرِي عَلَيْهِمْ حُكْمُ اللهِ الَّذِي يَجْرِي عَلَى الْمُؤْمِنِينَ، وَلَا يَكُونُ لَهُمْ فِي الْغَنِيمَةِ وَالْفَيْءِ شَيْءٌ، إِلَّا أَنْ يُجَاهِدُوا مَعَ الْمُسْلِمِينَ
«Когда Посланник Аллаха ﷺ назначал командира над войском или отрядом, он давал ему особое наставление: бояться Аллаха и проявлять наилучшее отношение к мусульманам, которые с ним. Затем он говорил: « ... если встретишь врага из числа многобожников, призови их к трём вещам, и что бы из этого они ни приняли, прими от них и не воюй с ними. Сначала призови их к Исламу: если они примут, прими от них и не воюй с ними. Затем призови их переселиться из их земель в Дар уль-Мухаджирин (Дар уль-Ислам), и сообщи им, что если они это сделают, то получат те же права, что и мухаджиры, и на них будут те же обязанности. Если же они откажутся переселяться, то сообщи им, что они будут как мусульмане-бедуины: на них будут распространяться шариатские постановления, как на верующих, но они не будут иметь доли в трофеях и в имуществе, полученном без боя, если только не будут сражаться вместе с мусульманами» (Муслим).
Этот хадис прямо указывает, что тот, кто не переселяется в Дар уль-Ислам, даже если он мусульманин, не обладает никакими правами гражданства. Поэтому шариатские нормы со стороны государства не применяются к мусульманину, проживающему за пределами Исламского Государства, и он не обладает правами подданных Исламского Государства. Это право приобретается только путём переселения в Дар уль-Ислам и отсутствует, если человек находится за его пределами. В то же время эти постановления распространяются на зиммиев (немусульман, находящихся под защитой мусульман) внутри Дар уль-Ислам, они также обладают правами поданных государства.
Все, кто обладает исламским гражданством, пользуются шариатскими правами и ответственны за шариатские обязанности. Государству категорически запрещено проводить какое-либо различие между подданными в вопросах управления, судопроизводства, заботы о делах людей и других подобных сферах. Обязанность государства — относиться ко всем одинаково, без учёта происхождения, религии, цвета кожи или других факторов. Это предписано общими шариатскими доказательствами, касающимися судопроизводства, управления и попечения о делах людей.
Всевышний Аллах говорит:
وَإِذَا حَكَمْتُم بَيْنَ النَّاسِ أَن تَحْكُمُوا بِالْعَدْلِ
«А когда вы судите между людьми, судите справедливо» (4:58),
это обращение является общим, касающимся всех людей, будь то мусульмане или немусульмане.
Также Посланник Аллаха ﷺ сказал:
الْبَيِّنَةُ عَلَى الْمُدَّعِي وَالْيَمِينُ عَلَى مَنْ أَنْكَرَ
«Посему истец должен привести доказательства, а отвергающий обвинение — принести клятву» — это правило общее и распространяется как на мусульман, так и на немусульман.
И ещё он ﷺ сказал:
الْإِمَامُ رَاعٍ وَهُوَ مَسْؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ
«Имам — это пастырь, и он ответственен за свою паству».
Слово «паства» здесь приводится в общем значении и охватывает всех подданных — мусульман и немусульман.
Таким образом, все шариатские тексты, касающиеся подданства, являются общими и указывают на недопустимость проведения различий между мусульманином и немусульманином, между арабом и неарабом, между белым и чёрным. Все, кто обладает исламским гражданством, равны между собой, без каких-либо различий перед власть имущими в праве на попечение, защиту жизни, чести и имущества, а также перед судьёй в равенстве и справедливости.
Нельзя говорить, что эти утверждения далеки от реальности и это по двум причинам:
Во-первых, понятия Дар уль-Ислам и исламского подданства в действительности применялись на протяжении почти 13 веков, начиная с того момента, как Пророк ﷺ основал Исламское Государство в Медине, и вплоть до его упразднения в начале прошлого столетия.
Примером тому является история того, что христиане Шама предпочли жизнь под властью Исламского Государства жизни под властью Византии, поскольку осознавали и чувствовали справедливость и беспристрастность исламского правления. Об этом свидетельствует их обращение к Абу Убайде, да будет доволен им Аллах, когда он вернул им джизью, ранее взятую, так как не мог более обеспечивать их защиту. Они заявили, что предпочитают исламское правление римскому.
К слову, некоторые факихи (правоведы) указывают, что договор зиммы (договор защиты) является обязательным для нас, но необязательным для них. Это означает, что Исламскому Государству запрещено расторгать договор с зиммиями по собственной инициативе, в то время как сами зиммии вправе расторгнуть его и стать подданными другого государства.
Во-вторых, нормы и предписания Ислама предназначены для того, чтобы исправлять реальность, а не подстраиваться под неё или тем более делать её источником законов. С точки зрения Ислама, реальность — это объект размышления, но не его источник. Если Шариат запрещает ту или иную политическую позицию, то она не становится дозволенной под предлогом «приспособления к обстоятельствам» или «соответствия действительности». Политическую позицию и политическую деятельность определяет Шариат, а не разум, и позиция мусульманина, основанная на шариатском доказательстве, не должна меняться под давлением обстоятельств, требований «современного национального государства» или международных правовых обязательств.
Да, понятия Дар уль-Ислам и исламского подданства — это основополагающие концепции в Исламской системе правления. Их необходимо прояснить в умах, за них нужно держаться, к ним необходимо призывать и работать над тем, чтобы полное господство принадлежало исключительно Исламу. Чтобы религия всецело принадлежала Аллаху, а земли мусульман стали единым Исламским домом под управлением одного государства. Чтобы были устранены искусственные политические и моральные барьеры, созданные Западом с целью расчленения благородной единой Уммы, в точности по завету британского шпиона Лоуренса, сказавшего:
«Если нам удастся надёжно контролировать их, они навсегда останутся раздробленными на враждующие между собой княжества, которые никогда не смогут объединиться».