04
Сб, мая

Взгляд человека на инстинкт родопродолжения

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Адресован: Faisal Kazmi

Вопрос:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху! В книге «Социальная система ислама» приводится следующее: «Целью существования этого инстинкта (инстинкта родопродолжения) является потомство для сохранения рода, и поэтому взгляд человека на этот инстинкт необходимо направить на эту цель, ради которой он создан в человеке, т.е. – на сохранение рода, и в этом нет разницы между мужчиной и женщиной» (стр. 15, 4-ое издание на русском, 2004г.).

В этой же книге приводится: «…А́зл (семяизвержение вне полового органа женщины в процессе полового акта) является абсолютно дозволенным действием, каким бы ни было намерение человека, который совершает это. Делает ли человек азл для того, чтобы не иметь детей, или для того, чтобы иметь меньше детей, или он делает это из жалости к своей жене из-за её ослабевания от беременности и родов, или он делает это, желая не отягощать её... Или имеется какое-то другое намерение в этом. Но, в любом случае, азл остаётся абсолютно дозволенным, и муж вправе делать это, невзирая на своё намерение…» (стр. 182) и «…Неправильным будет утверждение, что уменьшение рождаемости (путём азла) противоречит большей рождаемости, к которой побудил Пророк ﷺ, когда сказал: «Женитесь, имейте детей и будьте многочисленны». Так нельзя говорить, потому что дозволенность Пророком ﷺ совершать азл не противоречит тому, что он ﷺ побудил мусульман иметь много детей. Побуждение к тому, чтобы иметь много детей – это одно, а дозволенность делать азл – это другое…» (стр 184).

Вопрос заключается в следующем: если желание наслаждения или отказ от увеличения потомства противоречит продолжению рода, ради которого заложен данный инстинкт, то как можно совместить данные два изречения: «взгляд человека на этот инстинкт необходимо направить на эту цель, ради которой он создан в человеке, т.е. на сохранение рода» и «А́зл является абсолютно дозволенным действием, каким бы ни было намерение человека, который совершает это». Другими словами, дозволено ли кому-либо отказываться от цели, ради которой заложен данный инстинкт, например, совершать азл?

Автор вопроса: Muhib ar-Rasoul (г. Лахор, Пакистан).

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху!

Когда говорится, что взгляд человека на инстинкт рода необходимо направить на цель, ради которой он создан в человеке, т.е. на сохранение рода, то имеется в виду удовлетворение данного инстинкта между мужчиной и женщиной в рамках супружеской жизни в качестве супруга и супруги или мужчины и его наложницы. И именно такие отношения создают здоровые условия для продолжения и сохранения рода – появления детей, заботы о них и ухода за родителями.  Это отличается от взгляда на удовлетворение данного инстинкта с целью наслаждения и удовольствия, т.к. последнее означает дать свободу человеку в том, чтобы удовлетворять инстинкт любыми путями: мужчине с женщиной вне супружеской жизни, мужчине с мужчиной, женщине с женщиной – что на сегодняшний день и происходит в странах Запада, где взгляд на инстинкт основан на удовольствии. В результате получили распространение всевозможные виды анормальных половых связей: обмен жёнами, прелюбодеяние, распутство, половые контакты с животными и др.

Когда говорится, что продолжение рода должно быть основой для этого инстинкта и над данной целью не должно преобладать стремление получить удовольствие и наслаждение, то имеется в виду то, что нельзя давать свободу человеку, чтобы он мог удовлетворять этот инстинкт любыми путями.

Что касается азла, то это – другой вопрос.  Азл с точки зрения Шариата находится в рамках данного здравого взгляда, т.к. азл совершается в супружеской жизни между мужчиной и его женой или мужчиной и его наложницей. Цель азла относится к выполнению супружеских обязанностей, а не к цели самого инстинкта. Каждое приближение мужа к жене не обязывает стремиться продолжить род. Например, половая близость мужа с женой сразу после завершения менструального цикла, во время её беременности или бесплодия не преследует цель создать потомство.

Вышеперечисленные примеры схожи с азлом с точки зрения отсутствия цели родить детей. А поэтому нет противоречия между дозволенностью азла и необходимостью основывать инстинкт на его истинной цели.

Это – с одной стороны. А с другой стороны, до нас дошли хадисы, позволяющие азл, например:

عَنْ جَابِرِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ أَنَّ رَجُلًا مِنَ الْأَنْصَارِ جَاءَ إِلَى رَسُولِ اللَّهِ ﷺ فَقَالَ: إِنَّ عِنْدِي جَارِيَةً وَأَنَا أَعْزِلُ عَنْهَا فَقَالَ ﷺ: «إِنَّهُ سَيَأْتِيهَا مَا قُدِّرَ لَهَا» ثُمَّ أَتَاهُ بَعْدَ ذَلِكَ فَقَالَ: إِنَّهَا قَدْ حَمَلَتْ فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ: «مَا قَدَّرَ اللَّهُ نَسَمَةً تَخْرُجُ إِلَّا هِيَ كَائِنَةٌ»

«От Джабира ибн Аблуллаха передаётся, что один человек из ансаров подошёл к Посланнику Аллаха ﷺ и сказал: «У меня есть невольница, и я совершаю с ней азл». Посланник ﷺ сказал: «Он (Аллах) даст ей то, что для неё предписано». Потом этот человек пришёл ещё раз и сказал: «Она забеременела». Посланник ﷺ сказал: «Нет такой души, чтобы Аллах определил ей появиться на свет, и она не появилась»» (хадис приводит Ибн Хиббан).

Одним словом, нет противоречий между тем, что приводится на страницах 15 и 184.


Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта.
22  Рабиъ ус-Сани 1436 х.
11.02.2015 г.

Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир шейха Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты на вопросы посетителей его страницы в Фейсбук «Ответ фикхий»

Главное меню