Адресован: Мухаммаду Аз-Зару (محمد الزرو)
Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух! Прошу у Аллаха, чтобы вы пребывали в здравии, благополучии и во благе. Мой вопрос таков: дозволен ли обмен валют без получения денег на руки, а путём перевода их другому человеку? Например, я хочу купить 1000 динаров в обменном пункте; согласовав все детали, я на месте оплачиваю оговорённую стоимость и говорю им, чтобы они выслали деньги другому, не давая 1000 динаров мне на руки. Дозволено ли это, или же условием является то, чтобы я взял эти деньги в руки? Да благословит Вас Аллах, поможет Вам и укрепит Вас.
Ответ: Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятух! Как понятно из вопроса, данная операция не ограничивается только операцией по переводу денег, так как наряду с ней ещё и проводится операция по обмену валют, т.е. ты покупаешь динары за другую валюту. Например, Вы даёте 3000 реалов за 1000 динаров, желая при этом того, чтобы их перевели туда, куда Вы попросите, т.е. сначала происходит операция обмена, а после – операция по переводу денег.
Что касается обмена между различными видами валют, то необходимо, чтобы она происходила из рук в руки, т.е. должен произойти обмен тут же и немедля, а иначе это будет запретным:
Бухари передал от Сулеймана ибн Абу Муслима, который сказал: «Я спросил у Абу Минхаля о наличном обмене, и он ответил: — Я и мой партнёр купили часть товара наличными, а часть – в кредит. Однажды к нам пришёл Бараъ ибн Азиб, и мы спросили у него об этом, и он сказал: «Когда я и мой компаньон Зайд ибн Аркам занимались таким же делом и спросили об этом Пророка ﷺ, то он сказал: "То, что было оплачено наличными, берите, а то, что было взято в кредит, оставьте"».
Муслим передал от Малика ибн Авса аль-Хидсани, что он сказал: «Я вышел к людям и сказал: "Кто поменяет мне (мои динары) на дирхамы?". В ответ на это Тальха ибн Убайдуллах, находившийся возле Умара, сказал: "Покажи нам своё золото и принеси нам, мы возьмём его. А когда придёт наш слуга, мы дадим тебе твоё серебро". В ответ на это Умар сказал: — Нет, клянусь Аллахом. Ты либо непременно дашь ему серебро, либо верни назад его золото, ибо Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Обмен серебра на золото, пшеницы на пшеницу, ячменя на ячмень, фиников на финики будет ростовщичеством, если не обменять сразу же, при наличии того и другого».
Муслим передаёт от Убады ибн Самита, что «Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Золото за золото, серебро за серебро, пшеницу за пшеницу, ячмень за ячмень, финик за финик и соль за соль обмениваются один к одному, в равном весе и из рук в руки, но если же перечисленное отличается между собой по виду, то покупайте, почём хотите, при условии, что это будет из рук в руки"». Смысл слов «из рук в руки» означает то, что расчёт должен производиться из рук в руки, т.е. один из вас должен получить риалы, а другой – динары, и всё это должно произойти в одно время…
А после того, как Вы получите на руки свои динары, можете их перевести туда, куда хотите, и при этом нет разницы в том, воспользуетесь ли Вы для перевода услугами этого обменного пункта, или же воспользуетесь услугами других.
Некоторые могут сказать: каков мотив того, что нужно взять эти деньги в руки, если их впоследствии всё равно нужно перевести другому? Ответом на это будет то, что мотивом этого являются хадисы Посланника ﷺ, которые очевидно и утвердительно, без какой-либо неясности и запутанности указывают на обязательность наличного обмена. Из слов «при наличии того и другого» и слов «из рук в руки» ясно понимается наличный обмен, и они никак не мотивируются и не нуждаются в истолковании – это моё понимание в данном вопросе, а Аллах – Знающий и Мудрый.
Ваш брат Ата ибн Халил Абу ар-Рашта
19 Раби ас-сани 1437
19.01.2016
Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты на вопросы посетителей его странички в «Фейсбук»