Ответ адресован: Абдуль Джамилю Камиъу
Вопрос: Мир Вам, о шейх! У нас в Афганистане очень распространена одна сделка, и мы не знаем, является ли она правильной. По форме она выглядит следующим образом: бедный человек берёт у другого годовалого или десятимесячного телёнка и растит его год или два года. Затем, если телёнок оказался самкой, и она стала стельной, то бедняк берёт себе рождённого телёнка и молоко, а корову возвращает владельцу, или же они продают её до отёла, то деньги делят поровну. Если же телёнок оказался самцом, то они продают его и делят деньги поровну, или же растят его, тогда пользу распределяют между собой поровну. В первом случае сделка называется «дивъяний», а во втором — «нысфакий». Является ли такая сделка правильной или нет?
Пусть Аллах воздаст Вам благом.
Ответ: И Вам мир от Аллаха и Его милость и благословение.
Одним из условий найма в Исламе является то, чтобы оплата была известной. В книге «Экономическая система в Исламе» в главе «Оплата труда» на странице 99 говорится: «Одним из условий найма является определённость оплаты путём её показа или описания, устраняющих неизвестность, потому что Пророк ﷺ сказал:
إِذَا اِسْتَأْجَرَ أَحَدُكُمْ أَجِيْراً فَلْيُعْلِمْهُ أُجْرَهُ
«Если кто-либо из вас нанял работника, пусть известит его о размере оплаты».
Наём может быть оплачен деньгами, а также товарами и пользой. Всё, что может быть стоимостью, равно является ли оно вещью или пользой, может быть эквивалентом найма с условием, чтобы оно было определённым, ибо неопределённая стоимость не может быть эквивалентом. И поэтому наём косаря за какую-либо часть урожая будет неправильным из-за неизвестности оплаты. Но если нанять рабочего за один саъ или определённую долю, то это будет правильным. Также разрешается нанимать рабочего взамен на то, чтобы накормить и одеть его, или за определённую плату вместе с одеждой и питанием, потому что это разрешается в отношении женщин, кормящих грудным молоком. Сказал Аллах:
وَعَلَى الْمَوْلُودِ لَهُ رِزْقُهُنَّ وَكِسْوَتُهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ
«И отцу следует накормить и одеть кормящих его детей женщин по приличию» (2:233).
В данном аяте говорится об обязательности оплаты и предоставления одежды за вскармливание молоком. Если это дозволяется в отношении кормилицы молоком, то оно так же дозволяется в отношении других, поскольку всё это является наймом, ведь вскармливание грудью является одним из видов найма».
Следовательно, оплата должна быть известной, чтобы можно было получить оплату за труд без всяких конфликтов, потому что основой всех договоров является устранение конфликтов и споров между людьми. И поэтому оплата должна быть известной согласно словам Пророка ﷺ:
إِذَا اِسْتَأْجَرَ أَحَدُكُمْ أَجِيْراً فَلْيُعْلِمْهُ أُجْرَهُ
«Если кто-либо из вас нанял работника, пусть известит его размером оплаты» (вывел ад-Даракутний от Ибн Масъуда).
Также передаёт Ахмад от Абу Саида, что Пророк ﷺ:
نَهَى عَنْ اِسْتِئْجَارِ اْلأَجِيْرِ حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَهُ أُجْرَهُ
«Запретил нанимать человека, пока не будет известна его оплата».
Если всё же оплата осталась неизвестной, то наём считается действительным, и при возникновении разногласий относительно суммы оплаты за наём рассматривается то, какая плата производится за подобную работу в том или ином регионе… Данную тему можно подробно изучить в книге «Экономическая система в Исламе» в главе «Наём».
В свете вышесказанного я понял Ваш вопрос следующим образом:
Бедняк берёт годовалого или десятимесячного телёнка, затем растит его год или два года. Оплата его труда такова:
** Если телёнок оказался самкой, и он вырастил её, и она стала коровой, то в таком случае:
- А — Если она отелилась в период нахождения на откормке у бедняка, то платой за его труд является рождённый плод (телёнок) и молоко. Затем бедняк отдаёт корову владельцу…
- Б — Или же он берёт половину стоимости коровы после её продажи до отёла в качестве своей заработной платы.
** Если телёнок оказался самцом, то плата за его труд будет произведена по истечении одного года или двух лет вскармливания:
- В — Бедняк и владелец телёнка продадут его и полученные деньги поделят между собой поровну.
- Г — Или же они оставят его себе, поделив его пользу между собой поровну.
И если я понял вышесказанное правильно, то закон Шариата в подобном случае связан с известностью оплаты, а также период вскармливания должен быть определённым и известным. Тогда ответ будет таков:
— В пункте «А» сделка является недозволенной, поскольку платой является то, что содержится в животе самки. А это — неизвестное…
— В пункте «Б» плата известна, поскольку она составляет половину стоимости коровы после её продажи в установленный срок. А поэтому сделка в таком положении дозволена.
— В пункте «В» плата составляет половину стоимости телёнка после его продажи в установленный срок. И это тоже дозволено.
— В пункте «Г» нужно определить пользу, которая будет делиться поровну, чтобы она была известной и ясной. И тогда сделка будет дозволенной. Если же она будет неизвестной, тогда эта сделка не является дозволенной.
Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
3 Джумада ас-сани 1438 г.х.
02.03.2017 г.