30
Вт, апр

Закон Шариата о вакцинации лекарством, которое содержит в себе запрещённые (мухаррам) вещества

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

от Mohammad Abdul Basir

Вопрос: Ассаляму алейкум, наш амир!

Пусть Аллах защитит Вас и Хизб ут-Тахрир, а также дарует Вашими руками победу. Пусть Аллах почтит нашу Умму Вторым Праведным Халифатом!

Мой вопрос заключается в том, что правительство Англии каждый год предлагает делать нашим детям прививки от гриппа, дабы они не заболели. Всё это делается в качестве меры предосторожности, но при этом мы можем отказаться от вакцинации. Насколько мне известно, сама вакцина содержит в себе желатин из свинины, который, по их словам, очищен. Сама вакцина имеет форму спрея для носа. Отсюда вопрос: дозволено ли детям или взрослым принимать профилактические вакцины или лекарства, которые содержат в себе запрещённые (мухаррам) вещества, такие как свинина, спирт и т.п.?

Пусть Аллах хранит Вас и Ваше здоровье, а также вознаградит Вас за ответ!

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

Пусть Аллах благословит Вас за Ваше дуа! Мы так же просим для Вас более лучшего!

Вы спрашиваете о законе Шариата относительно вакцинации и лечении лекарством, которое содержит в себе запрещённые (мухаррам) вещества. Ранее мы уже отвечали о вакцинации и лечении запрещёнными веществами/вещами и наджасом (скверной). Для ответа на Ваш вопрос мы приведём цитаты из прежних ответов:

1) «Вакцинация — это лечение. Лечение же является мандубом, а не фардом. Доказательства этому — следующие:

1 — Приводит Бухари от Абу Хурайры (р.а.): «Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَا أَنْزَلَ اللَّهُ دَاءً إِلَّا أَنْزَلَ لَهُ شِفَاءً

«Какую бы болезнь ни послал Аллах, Он обязательно посылает и исцеление от неё».

Приводит Муслим от Джабира ибн Абдуллаха (р.а.), что Пророк ﷺ сказал:

لِكُلِّ دَاءٍ دَوَاءٌ فَإِذَا أُصِيبَ دَوَاءُ الدَّاءِ بَرَأَ بِإِذْنِ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ

«Для каждой болезни есть лечение, и если лечение будет соответствовать болезни, то наступит исцеление по воле Аллаха — Всемогущего и Великого».

Приводит Ахмад в своём «Муснаде» от Абдуллаха ибн Масуда (р.а.):

مَا أَنْزَلَ اللَّهُ دَاءً إِلَّا قَدْ أَنْزَلَ لَهُ شِفَاءً عَلِمَهُ مَنْ عَلِمَهُ، وَجَهِلَهُ مَنْ جَهِلَهُ

«Какую бы болезнь ни послал Аллах, Он обязательно посылает исцеление от неё. Знает об этом тот, кто знает, и не знает тот, кто не знает».

Эти хадисы указывают на то, что каждая болезнь имеет своё лечение, в ходе которого приходит выздоровление. Здесь заложен побуждающий фактор к тому, чтобы искать и находить способы исцеления, что ведёт, с дозволения Аллаха, к выздоровлению больного организма. С другой стороны — побуждение остаётся побуждением и не носит обязательный характер, т.е. не является ваджибом.

2) Приводит Ахмад от Анаса (р.а.):

إِنَّ اللَّهَ حَيْثُ خَلَقَ الدَّاءَ خَلَقَ الدَّوَاءَ فَتَدَاوَوْا

«Аллах создал болезнь и создал исцеление, так лечитесь же».

Приводит Абу Дауд от Уса́мы ибн Шари́ка (р.а.):

أَتَيْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَأَصْحَابَهُ كَأَنَّمَا عَلَى رُءُوسِهِمُ الطَّيْرُ فَسَلَّمْتُ ثُمَّ قَعَدْتُ فَجَاءَ الْأَعْرَابُ مِنْ هَا هُنَا وَهَا هُنَا فَقَالُوا يَا رَسُولَ اللَّهِ أَنَتَدَاوَى فَقَالَ تَدَاوَوْا فَإِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ لَمْ يَضَعْ دَاءً إِلَّا وَضَعَ لَهُ دَوَاءً غَيْرَ دَاءٍ وَاحِدٍ الْهَرَمُ

«Как-то я пришёл к Пророку ﷺ и застал его сподвижников сидящими так, словно на головах у них птицы. Я поприветствовал присутствующих и сел. Затем с разных сторон пришли бедуины и спросили: «О Посланник Аллаха, лечиться ли нам?», — на что он ﷺ ответил: «Лечитесь, ибо Всемогущий и Великий Аллах, создав болезнь, создал и исцеление от неё, кроме одной — старость». Под старостью подразумевается смерть.

В первом хадисе имеется приказ лечиться, в этом же хадисе содержится ответ бедуинам о лечении, а также обращение к другим людям, чтобы они лечились, поскольку Аллах, создав болезнь, создал и исцеление от неё. В обоих хадисах присутствует обращение в виде приказа. Приказ в основе обозначает лишь требование, а не указывает на ваджиб. Приказ будет указывать на ваджиб, если у его основания находится решительное (джазим) утверждение. Чтобы говорить о решительности, необходимо наличие карины, которая бы указывала на это. Однако в обоих хадисах отсутствует такая карина. Более того, имеются хадисы, указывающие на дозволенность оставления лечения, что опровергает обязательность лечения, о котором говорится в этих двух хадисах.

Приводит Муслим от Имрана ибн Хаси́на (р.а.), что Пророк ﷺ сказал:

يَدْخُلُ الْجَنَّةَ مِنْ أُمَّتِي سَبْعُونَ أَلْفًا بِغَيْرِ حِسَابٍ قَالُوا وَمَنْ هُمْ يَا رَسُولَ اللهِ قَالَ هُمُ الَّذِينَ لَا يَكْتَوُونَ وَلَا يَسْتَرْقُونَ وَعَلَى رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ

«Зайдут в Рай без расчёта из моей Уммы семьдесят тысяч человек». Его спросили: «О Посланник Аллаха, кто они?», — на что он ﷺ ответил: «Они — те, кто не просит, чтобы им читали рукъю (молитвы, используемые при лечении), не делают прижигания и на своего Господа только полагаются!». Рукъя и прижигание относятся к лечению.

Приводит Бухари от Аты ибн Абу Рабаха: «Ибн Аббас (р.а.) сказал мне:

أَلَا أُرِيَكَ امْرَأَةً مِنْ أَهْلِ الْجَنَّةِ فَقُلْتُ بَلَى قَالَ هَذِهِ الْمَرْأَةُ السَّوْدَاءُ أَتَتِ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَتْ إِنِّي أُصْرَعُ وَإِنِّي أَتَكَشَّفُ فَادْعُ اللَّهَ تَعَالَى لِي قَالَ إِنْ شِئْتِ صَبَرْتِ وَلَكِ الْجَنَّةُ وَإِنْ شِئْتِ دَعَوْتُ اللَّهَ تَعَالَى أَنْ يُعَافِيَكِ فَقَالَتْ أَصْبِرُ فَقَالَتْ إِنِّي أَتَكَشَّفُ فَادْعُ اللَّهَ لِي أَنْ لَا أَتَكَشَّفَ فَدَعَا لَهَا

«Не показать ли тебе женщину из числа обитателей Рая?». Я сказал: «Да». Ибн Аббас продолжил: «Эта чернокожая женщина пришла к Пророку ﷺ и сказала: «Когда у меня бывают приступы, я начинаю обнажаться. Обратись к Аллаху с мольбой за меня!», — на что он ﷺ сказал: «Если хочешь, терпи, и тогда тебе будет Рай, а если хочешь, я обращусь к Аллаху с мольбой, чтобы Он исцелил тебя». Она сказала: «Я буду терпеть», — а потом добавила: «Я обнажаюсь, попроси же Аллаха, чтобы я не обнажалась», — и он ﷺ обратился к Аллаху с мольбой за неё». Оба хадиса указывают на дозволенность оставления лечения.

Упомянутое выше указывает на то, что такие выражения, как «так лечитесь же» и «лечитесь», не являются ваджибом. Следовательно, приказ, присутствующий в хадисах, либо указывает на мубах, либо на мандуб, т.к. имеется сильное побуждение к лечению со стороны Посланника Аллаха ﷺ. Другими словами, приказ лечиться, пришедший в хадисах, указывает на то, что лечиться — мандуб.

Следовательно, вакцинация будет мандубом, т.к. вакцинация относится к лечению, а лечение, как мы уже сказали, мандуб. Если подтвердится, что какой-то вид вакцины наносит вред, как, например, его вещества испорчены или несут вред по той или иной причине, в таком случае делать вакцину такими препаратами — харам. Данное решение основывается на правиле о вреде, выведенном из хадиса Пророка ﷺ, который сообщил Ахмад от Ибн Аббаса (р.а.):

لاَ ضَرَرَ وَلاَ ضِرَارَ

«Не позволяется причинять вред ни себе, ни другим». Однако подобного рода случаи с вакцинами крайне редки…

Говоря о Халифате, несомненно, в нём будет практиковаться вакцинация населения, преимущественно от инфекционных и им подобных заболеваний. Лекарство будет качественным, без каких-либо недостатков. Но нельзя забывать, что именно Аллах дарует исцеление:

وَإِذَا مَرِضْتُ فَهُوَ يَشْفِينِ

«Который исцеляет меня, когда я заболеваю» (26:80).

Общеизвестно в Шариате, что для халифа является ваджибом уделять особое внимание здравоохранению, т.к. это относится к заботе о населении согласно словам Посланника Аллаха ﷺ:

اَلْإِمَامُ رَاعٍ وَمَسْؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ

«Имам является попечителем и несущим ответственность за своих подданных» (Бухари от Абдуллаха ибн Умара). Данный текст является общим (амм), а значит, он включает в себя аспект того, что государство несёт ответственность за здравоохранение и медицину, поскольку это — из области заботы о населении.

Имеются и отдельные (хасс) доказательства о здравоохранении и медицине:

— Приводит Муслим от Джабира (р.а.):

بَعَثَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِلَى أُبَيِّ بْنِ كَعْبٍ طَبِيباً فَقَطَعَ مِنْهُ عِرْقاً ثُمَّ كَوَاهُ عَلَيْهِ

«Посланник Аллаха ﷺ отправил к Убаю ибн Каабу врача, который надрезал ему вену, а затем прижёг её».

— Приводит Хаким в «Аль-Мустадрак» от Зайда ибн Асляма, который передал следующие слова своего отца:

مَرِضْتُ فِي زَمَانِ عُمَرَ بْنَ الْخَطَّابِ مَرَضاً شَدِيداً فَدَعَا لِي عُمَرُ طَبِيباً فَحَمَانِي حَتَّى كُنْتُ أَمُصُّ النَّوَاةَ مِنْ شِدَّةِ الْحِمْيَةِ

«Я очень сильно заболел во времена правления Умара ибн аль-Хаттаба, и тогда Умар вызвал ко мне врача, который посадил меня на такую диету, что я обсасывал косточки от её строгости». Мы видим, как Посланник Аллаха ﷺ в статусе правителя послал врача к Убаю, и Умар в качестве правителя вызвал врача для лечения Зайда. Оба факта являются доказательствами того, что здравоохранение и медицина относятся к основным потребностям граждан, которые государство должно удовлетворять на бесплатной основе» (ответ на вопрос от 18.11.2013).

2) «Использование наджаса является харам по следующим доказательствам:

— Приводит Бухари от Джабира ибн Абдуллаха, который слышал, как Посланник Аллаха ﷺ в год взятия Мекки (будучи в Мекке) говорил:

إِنَّ اللَّهَ وَرَسُولَهُ حَرَّمَ بَيْعَ الْخَمْرِ وَالْمَيْتَةِ وَالْخِنْزِيرِ وَالْأَصْنَامِ فَقِيلَ يَا رَسُولَ اللَّهِ أَرَأَيْتَ شُحُومَ الْمَيْتَةِ فَإِنَّهَا يُطْلَى بِهَا السُّفُنُ وَيُدْهَنُ بِهَا الْجُلُودُ وَيَسْتَصْبِحُ بِهَا النَّاسُ فَقَالَ لَا هُوَ حَرَامٌ ثُمَّ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عِنْدَ ذَلِكَ قَاتَلَ اللَّهُ الْيَهُودَ إِنَّ اللَّهَ لَمَّا حَرَّمَ شُحُومَهَا جَمَلُوهُ ثُمَّ بَاعُوهُ فَأَكَلُوا ثَمَنَهُ

«Аллах и Его Посланник запретили продавать хамр (вино), мертвечину, свинину и идолов!». Его ﷺ) спросили: «О Посланник Аллаха, а что ты скажешь о жире мёртвых животных, которым покрываются (борта и днища) кораблей и смазываются кожи и который используется для освещения?», — на что он ﷺ сказал: «Нет, это харам!», — а затем добавил: «Да поразит Аллах иудеев! Поистине, когда Аллах запретил им использовать жир (животных), они стали перетапливать его и продавать, пожирая полученные деньги».

— В своей книге «Тахзиб аль-Асар» ат-Табари передаёт от Джабира, который сказал: «Пророк Аллаха ﷺ сказал:

لَا تَنْتَفِعُوا مِنَ الْمَيْتَةِ بِشَيْءٍ

«Не используйте из мертвечины ничего».

Исключением является шкура мертвечины, как об этом говорится в хадисе от Маймуны, которая сказала:

أُهْدِيَ لِمَوْلَاةٍ لَنَا شَاةٌ مِنَ الصَّدَقَةِ فَمَاتَتْ فَمَرَّ بِهَا النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَللَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ أَلَا دَبَغْتُمْ إِهَابَهَا وَاسْتَنْفَعْتُمْ بِهِ قَالُوا يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنَّهَا مَيْتَةٌ قَالَ إِنَّمَا حُرِّمَ أَكْلُهَا

«Нашей вольноотпущеннице из садака была подарена овца, которая затем умерла. Когда проходил мимо Посланник Аллаха ﷺ, то он сказал: «А не выдубили ли вы кожу и не воспользовались ею?», — на что ему ответили: «О Посланник Аллаха, ведь это была мертвечина!». Он продолжил: «Вам было запрещено лишь употребление её в пищу» (Абу Дауд).

— Приводит Бухари от Анаса:

كُنْتُ سَاقِيَ الْقَوْمِ فِي مَنْزِلِ أَبِي طَلْحَةَ وَكَانَ خَمْرُهُمْ يَوْمَئِذٍ الْفَضِيخَ فَأَمَرَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مُنَادِيًا يُنَادِي أَلَا إِنَّ الْخَمْرَ قَدْ حُرِّمَتْ قَالَ فَقَالَ لِي أَبُو طَلْحَةَ اخْرُجْ فَأَهْرِقْهَا فَخَرَجْتُ فَهَرَقْتُهَا فَجَرَتْ فِي سِكَكِ الْمَدِينَةِ

«Однажды я поил людей вином в доме Абу Тальхи. В то время их вино (готовилось) из недозрелых фиников. В этот момент Посланник Аллаха ﷺ повелел глашатаю возвестить: «Вино стало запретным!». Анас передаёт далее: «Абу Тальха сказал мне: «Выйди и вылей его». И я всё вылил. В тот день по улицам Медины текло вино».

— Приводит Абу Дауд от Абу Хурайры, что Пророк ﷺ сказал:

إِنَّ اللَّهَ حَرَّمَ الْخَمْرَ وَثَمَنَهَا وَحَرَّمَ الْمَيْتَةَ وَثَمَنَهَا وَحَرَّمَ الْخِنْزِيرَ وَثَمَنَهُ

«Аллах запретил хамр и его стоимость, запретил мертвечину и её стоимость и запретил свинину и её стоимость».

3. Исключением является лечение, т.к. лечение запрещёнными (мухаррам) веществами/вещами или наджасом (скверной) не является харамом:

— Доказательством, указывающим на дозволенность лечения запрещёнными (мухаррам) веществами/вещами, является хадис от Анаса (р.а.):

رَخَّصَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَوْ رُخِّصَ لِلزُّبَيْرِ بْنِ الْعَوَّامِ وَعَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ عَوْفٍ فِي لُبْسِ الْحَرِيرِ لِحِكَّةٍ كَانَتْ بِهِمَا

«Посланник Аллаха ﷺ разрешил аз-Зубайру ибн аль-Авваму и Абдуррахману ибн Ауфу, которые страдали от чесотки, носить шёлк» (Муслим). В основе носить шёлк мужчинам харам, однако Посланник ﷺ дозволил это в целях лечения.

Также на это указывает другой хадис, переданный ан-Насаи, Абу Даудом и ат-Тирмизи:

حَدَّثَنَا عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ طَرَفَةَ عَنْ جَدِّهِ عَرْفَجَةَ بْنِ أَسْعَدَ أَنَّهُ أُصِيبَ أَنْفُهُ يَوْمَ الْكُلَابِ فِي الْجَاهِلِيَّةِ فَاتَّخَذَ أَنْفًا مِنْ وَرِقٍ فَأَنْتَنَ عَلَيْهِ فَأَمَرَهُ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنْ يَتَّخِذَ أَنْفًا مِنْ ذَهَبٍ

«Рассказал нам Абдуррахман ибн Тарафа от своего деда Арфаджа ибн Асъада, который рассказывал: «Ещё в доисламское время (джахилия) в день сражения при Кулябе мне отрубили нос. В связи с этим я приделал себе нос из серебра. Но из-за этого нос у меня стал смердеть, и тогда Посланник Аллаха ﷺ повелел мне, чтобы я приделал себе нос из золота».

А мы знаем, что золото для мужчин харам, однако считается дозволенным использовать его в целях лечения.

— Что касается дозволенности лечения наджасом, то на это указывает хадис, переданный Бухари от Анаса (р.а.):

أَنَّ نَاسًا اجْتَوَوْا فِي الْمَدِينَةِ فَأَمَرَهُمُ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنْ يَلْحَقُوا بِرَاعِيهِ يَعْنِي الْإِبِلَ فَيَشْرَبُوا مِنْ أَلْبَانِهَا وَأَبْوَالِهَا فَلَحِقُوا بِرَاعِيهِ فَشَرِبُوا مِنْ أَلْبَانِهَا وَأَبْوَالِهَا

«Некоторые люди приехали в Медину и почувствовали недомогание. В связи с этим Пророк ﷺ велел им присоединиться к его пастуху, который пас стадо верблюдов, и пить их молоко и мочу. Они присоединились к его пастуху и пили верблюжье молоко и мочу…». Под словом «اجْتَوَوْ» (почувствовали недомогание) следует понимать, что этим людям не подошла местная еда и что им нездоровилось. Следовательно, Посланник ﷺ разрешил им в целях излечения воспользоваться мочой, а она, в свою очередь, — наджас». Приводит Бухари от Абу Хурайры:

قَامَ أَعْرَابِيٌّ فَبَالَ فِي الْمَسْجِدِ فَتَنَاوَلَهُ النَّاسُ فَقَالَ لَهُمُ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ دَعُوهُ وَهَرِيقُوا عَلَى بَوْلِهِ سَجْلًا مِنْ مَاءٍ أَوْ ذَنُوبًا مِنْ مَاءٍ فَإِنَّمَا بُعِثْتُمْ مُيَسِّرِينَ وَلَمْ تُبْعَثُوا مُعَسِّرِينَ

«Однажды один бедуин встал и начал мочиться в мечети. Люди набросились на него, но Пророк ﷺ сказал: «Оставьте его! Вылейте ведро воды на то место, куда он помочился. Поистине, вы посланы не для того, чтобы усложнять, но посланы облегчать».

(ответ на вопрос от 26.01.2011).

3) «Ответ на это — следующий: использование хамра (опьяняющего) в лечении, а также лечение с использованием спирта… будет дозволено, но макрух. Доказательством этому служит следующее:

— Приводит Ибн Маджа от Тари́ка ибн Сувайда аль-Хадрами (р.а.):

قُلْتُ يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنَّ بِأَرْضِنَا أَعْنَابًا نَعْتَصِرُهَا فَنَشْرَبُ مِنْهَا قَالَ لَا فَرَاجَعْتُهُ قُلْتُ إِنَّا نَسْتَشْفِي بِهِ لِلْمَرِيضِ قَالَ إِنَّ ذَلِكَ لَيْسَ بِشِفَاءٍ وَلَكِنَّهُ دَاءٌ

«Я спросил: «О Посланник Аллаха! В наших землях растёт виноград, который мы выжимаем и пьём». Он ﷺ ответил: «Нельзя!». Тогда я снова спросил: «Но мы лечим им наших больных», — на что он ﷺ сказал: «Это не лечение, это яд».

В этом хадисе приходит запрет на использование в лечении наджаса или же запрещённого в виде хамра (вина). Однако при этом Посланник Аллаха ﷺ в другом хадисе разрешил лечение наджасом, таким как верблюжья моча. Приводит Бухари от Анаса ибн Малика (р.а.):

أَنَّ نَاسًا مِنْ عُرَيْنَةَ اجْتَوَوِا الْمَدِينَةَ فَرَخَّصَ لَهُمْ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنْ يَأْتُوا إِبِلَ الصَّدَقَةِ فَيَشْرَبُوا مِنْ أَلْبَانِهَا وَأَبْوَالِهَا

«Люди из Урайны прибыли в Медину и заболели, и Посланник ﷺ повелел им отправиться к верблюдам, предназначенным для закята, и выпить их молока и мочи…». Прибыв в Медину, люди из Урайны заболели, т.к. им не подошёл климат. Посланник Аллаха ﷺ дозволил им лечиться мочой верблюдов, хотя это является наджасом.

Также он ﷺ дозволил лечение запрещёнными (мухаррам) вещами (одеждой из шёлка). Приводят ат-Тирмизи и Ахмад от Анаса ибн Малика:

أَنَّ عَبْدَ الرَّحْمَنِ بْنَ عَوْفٍ وَالزُّبَيْرَ بْنَ الْعَوَّامِ شَكَيَا الْقَمْلَ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي غَزَاةٍ لَهُمَا فَرَخَّصَ لَهُمَا فِي قُمُصِ الْحَرِيرِ

«Абдуррахман ибн Ауф и аз-Зубайр ибн аль-Аввам пожаловались Посланнику Аллаха ﷺ на чесотку в одном из сражений, и тогда он ﷺ разрешил им надеть одежду из шёлка». Далее Анас (р.а.) продолжил:

قَالَ وَرَأَيْتُهُ عَلَيْهِمَا

«И я видел её на них» (текст принадлежит ат-Тирмизи). Эти два хадиса выступают в качестве карины (посыла) на то, что запрет в хадисе Ибн Маджи — некатегоричный, т.е. лечение наджасом и запрещёнными (мухаррам) веществами/вещами является макрухом.

Поэтому использование лекарств, в составе которых имеется спирт, дозволено, но макрух (нежелательно), поэтому лучше не использовать спирт при изготовлении лекарств. Однако если он был использован в изготовлении лекарств, то хукм использования этого лекарства — макрух. Поэтому, если больной использует лекарство, в составе которого спирт, то это макрух. Всё это касается смесей со спиртом, которые являются лекарством по мнению специалистов, а не чем-то другим» (ответ на вопрос от 19.09.2013).

Таким образом, вакцины, которые содержат запрещённые вещества или наджас, дозволены, но их использование — макрух. Причина этого заключается в том, что вакцинация относится к лечению, а лечиться запрещёнными веществами/вещами или наджасом — макрух. Если же обнаружится, что вакцина несёт вред человеку, тогда её использовать запрещено.

Я надеюсь, что данный аспект стал для Вас понятным, но Аллах знает лучше.

 

8 Раджаба 1442 г.х.
21.03.2021 г.

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»

Главное меню