от Самана ибн Ризка
Вопрос: С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.
Дорогой шейх, прошу Вас внести ясность в один аспект. В книге «Экономическая система» в теме «Внешняя торговля» говорится:
«Предоставление безопасности (амн) харбию означает предоставление защиты ему и его имуществу. Если харбий намеревался поселиться в стране (Дар уль-Ислям), а прожив некоторое время, решил вернуться в Дар уль-харб … Поскольку посещение Дар уль-харб с намерением постоянного проживания в Дар уль-Ислям аналогично реальности зиммия, который отправился в Дар уль-харб. Поэтому на него распространяется закон о зиммиях».
Отсюда у меня возник вопрос: каким образом государство может узнать о намерении человека, т.к. оно неосязаемо? Ведь если речь идёт о том, что харбий принял решение остаться для проживания в Дар уль-Ислям, то он должен об этом известить надлежащие госслужбы, а не просто вознамериться в сердце. Мне кажется, что описание и формулировка должны учитывать его волеизъявление, а не намерение.
Извиняюсь за столь объёмный вопрос.
Ответ:
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.
Текст, который Вы привели из книги «Экономической системы», полностью звучит так:
«Предоставление безопасности (амн) харбию означает предоставление защиты ему и его имуществу. Если харбий намеревался поселиться в стране (Дар уль-Ислям), а затем, прожив некоторое время, решил вернуться в Дар уль-харб, при этом оставив своё имущество в долг или насовсем у мусульманина или зиммия, то это следует рассмотреть. Если он возвращается в Дар уль-харб с какой-либо целью, в качестве торговца, посланника или туриста, или по нужде, но затем возвращается в Дар уль-Ислям, то предоставленная безопасность (амн) его жизни и защита его имущества сохраняются. Поскольку посещение Дар уль-харб с намерением постоянного проживания в Дар уль-Ислям аналогично реальности зиммия, который отправился в Дар уль-харб. Поэтому на него распространяется закон о зиммиях. Его выезд в Дар уль-харб не отменяет его безопасность (амн), пока у него существует намерение на возвращение в Дар уль-Ислям. Но если он вернулся в Дар уль-харб для постоянного проживания, то предоставленная ему безопасность (в Дар уль-Ислям) отменяется. Поэтому при желании повторно въехать в Дар уль-Ислям он будет нуждаться в новой безопасности (амн)» (конец цитаты).
В данном тексте под намерением не подразумевается намерение в сердце, как это происходит в обрядах поклонения. Здесь имеется в виду открытое желание и решение, т.е. когда харбий объявит о решении жить в Дар уль-Ислям. Слова «намереваться», «намерение» в книгах по фикху широко используются в значении «желание», «решении». В приведённой Вами цитате наряду со словом «намеревался» используется слово «прожив»: «Если харбий намеревался поселиться в стране, а прожив …», — т.е. решился прожить и фактически там жил.
Также в выражении «намеревался … а прожив» присутствует своего рода языковая тонкость, которая указывает только на фактическое проживание и ни на что иное. Что касается самого проживания, то этим вопросом будет занимать соответствующий отдел.
С дозволения Аллаха, в Халифате будет принят закон, который позволит упорядочить вопрос проживания немусульман и тех, кто не имеет гражданства, но въехал на территорию Халифата. В рамках этого закона будут предусмотрены административные процедуры, которые будут проходить те, кто желает получить разрешение на проживание в Халифате.
23 Шаъбана 1436 г.х.
10.06.2015 г.