Политико-военный альянс между Пакистаном, Турцией и Азербайджаном начал принимать организованную форму с момента встречи летом 2024 года лидеров этих трёх стран на саммите — президента Турции Эрдогана, премьер-министра Пакистана Шахбаза Шарифа и президента Азербайджана Ильхама Алиева. На этом трёхстороннем саммите обсуждались политические отношения между странами, а также региональные и международные вопросы, такие как Газа, Кипр, Кашмир и проблема исламофобии.
Было принято решение перевести процесс трёхстороннего сотрудничества, ранее ограничивавшийся встречами на уровне председателей парламентов и министров иностранных дел, на уровень глав государств. Также подчёркнута важность развития возможностей сотрудничества между этими тремя дружественными и братскими странами, что будет способствовать процветанию их народов, а также укреплению регионального и глобального мира и стабильности.
Саммит подтвердил значимость сотрудничества между тремя странами в борьбе с трансграничными угрозами, особенно в контексте так называемой борьбы с терроризмом, и выразил совместную решимость противостоять этой угрозе как общей опасности.
Исторически турецко-пакистанская координация в вопросах региональной политики проявилась ещё в 1950 году, когда Турция поддержала Пакистан по вопросу Кашмира. Впоследствии обе страны вместе с Ираком вступили в багдадский пакт — альянс, поддерживаемый Британией в противостоянии американскому агенту в регионе, правителю Египта Гамалю Абдель Насеру в контексте англо-американского соперничества за Ближний Восток в 1950-х годах.
Однако подлинное военное сотрудничество между Пакистаном и Турцией началось после 2015 года и включало в себя координацию в сфере обороны между двумя государствами, а также значительное расширение совместного военного производства. Наряду с этим активно развивалось и экономическое сотрудничество, особенно в рамках реализации китайского проекта «Шёлковый путь» по транспортировке товаров из Китая через Пакистан в Турцию, а затем в Европу.
Что касается западных стран, особенно США, то столь плотное двустороннее сотрудничество между двумя важнейшими региональными державами не вызывает у них серьёзного беспокойства, поскольку Турция является членом НАТО и полностью придерживается правил Североатлантического альянса. Это автоматически втягивает Пакистан в своего рода косвенную зависимость от альянса, делая его объектом западного влияния.
Тем не менее, США испытывают некоторое недовольство по поводу сближения Пакистана с Китаем в ущерб Индии — союзнице Запада и Америки, а также важному участнику международного политического блока QUAD, в который входят США, Индия, Япония и Австралия. Однако это недовольство не оказывает существенного влияния на суть международных отношений с Пакистаном и Турцией.
В целях устранения этого дисбаланса, особенно после недавнего вооружённого столкновения между Индией и Пакистаном, и в попытке уравновесить союз Пакистана, Турции и Азербайджана посредством создания встречного альянса в составе Индии, Ирана и Армении, Индия начала поставлять вооружение Армении в ответ на военную поддержку Турции, оказанную Азербайджану. Это произошло после вывода Российского контингента из региона вслед за поражением Армении в войне за Нагорный Карабах и отказа Москвы, занявшей нейтральную позицию, от поддержки Армении.
Фактически Индия уже приступила к увеличению объёмов экспорта оружия в Армению — шаг, направленный на сдерживание нарастающего стратегического альянса между Турцией, Азербайджаном и Пакистаном. Индия рассматривает этот тройственный союз как откровенно враждебный и обладающий явными военными и политическими измерениями, представляющий прямую угрозу её региональным интересам и являющийся открытым антагонистом, особенно после последнего конфликта между Индией и Пакистаном.
В 2022 году между Индией и Арменией был подписан контракт на сумму 244,7 миллиона долларов, предусматривающий поставку Армении индийских реактивных систем залпового огня «Pinaka», а также комплекта боеприпасов и вспомогательного оборудования. Предположительное количество поставляемых установок — не менее четырёх батарей. В сделку также вошли миномётные снаряды, противотанковые ракеты и другие виды боеприпасов.
В 2023 году индийская компания Kalyani Strategic Systems заключила ещё одну сделку на сумму 155,5 миллиона долларов по поставке Армении артиллерийских орудий калибра 155 мм в рамках укрепления военных связей между двумя странами. В том же году, в конце октября, компания Zen Technologies, специализирующаяся на разработке военных симуляторов и систем противодействия беспилотникам, объявила о поставке в Армению своей продукции на сумму 41,5 миллиона долларов. В 2024 году Армения подписала ещё одну сделку на неуказанное количество зенитно-ракетных комплексов «Akash». Таким образом, Армения стала одним из крупнейших покупателей продукции индийской оборонной промышленности, а Индия — одним из её ключевых поставщиков вооружения.
Соединённые Штаты, разумеется, явно склоняются на сторону Индии против Пакистана. Это выражается, в частности, в том, что поставленные Пакистану американские истребители, такие как F-16, ограничены в использовании — их запрещено применять против Индии. Эти ограничения позволяют использовать их лишь в оборонительных целях или против джихадистских движений.
Со своей стороны, Иран также занял сторону Армении и Индии, встав в противовес оси Пакистан – Турция – Азербайджан. Совсем недавно Иран сорвал проект «Зангезурского коридора», который должен был соединить Турцию и Азербайджан с выходом к странам Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан). Этот шаг был направлен на препятствие тюркскому объединению и создание геополитического барьера, мешающего формированию единого тюркского пространства.
Таким образом, в регионах Ближнего Востока, Кавказа и Южной Азии сформировались два враждебных трёхсторонних альянса:
Пакистан – Турция – Азербайджан
Индия – Иран – Армения
В каждом из них присутствуют две крупные державы, одна из которых — ядерная, и по одному небольшому государству-союзнику. Образование этих блоков создало региональный баланс, способствующий устойчивости обстановки после ухода России с геополитической арены региона.