2 марта глава самопровозглашённой ДНР Александр Захарченко рассказал в интервью российским СМИ об ультиматуме по поводу блокады Донбасса:
«Сейчас пошёл отсчёт. Каждый день — это тот гвоздь, который вбивается в крышку гроба страны, которая называлась раньше Украина. Максимум 60 дней — и государство практически перестанет существовать», заявил он.
Захарченко также заявил, что уже ждёт начала обострения военных действий на Донбассе.
Начало 2017 г. ознаменовалось новой эскалацией конфликта на Донбассе.
В середине января 2017 г. по инициативе депутатов Верховной Рады Украины Семёна Семенченко, Павла Костенко и Владимира Парасюка началась торговая блокада Отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО), находящихся под контролем пророссийских боевиков. Данная акция, по словам её инициаторов, ставит целью освобождение удерживаемых в самопровозглашённых республиках пленных, а также прекращение финансирования терроризма посредством торговли с этими республиками.
Власти Украины, предвидя негативные последствия данных шагов, практически сразу же выступили против: так, 27 января председатель донецкой областной военно-гражданской администрации Павел Жебровский заявил, что выступает за «урегулированную законодательно» торговлю с ОРДЛО.
С 29 января, сразу после первого телефонного разговора Дональда Трампа с Владимиром Путиным, начались боевые действия в Авдеевке. Как известно, с этого дня начался интенсивный обстрел украинских позиций из запрещённых Минскими договорённостями артиллерийских и реактивных систем и танков.
15 февраля кабинет министров Украины ввёл чрезвычайное положение в энергетике из-за нехватки угля для выработки необходимого количество электроэнергии, что стало следствием начавшейся с начала года блокады Донбасса.
Вдобавок следует отметить, что заявления, сделанные американскими ответственными лицами по вопросу украинского кризиса в феврале 2017 г., стали полным разочарованием для России.
2 февраля 2017 г. во время своего первого выступления новоназначенный представитель США при ООН Никки Хейли заявила:
«США стоят вместе с народом Украины, который более трёх лет страдает от оккупации и военной интервенции России... США продолжают осуждать и призывают немедленно прекратить российскую оккупацию Крыма. Крым является частью Украины».
15 февраля президент США Дональд Трамп опубликовал т.н. «твит полного разочарования», в котором он заявил, что Крым был захвачен Россией из-за излишней мягкости Обамы.
А накануне вечером о позиции Дональда Трампа по отношению к России в отношении Крыма высказался официальный представитель Белого дома Шон Спейсер:
«Президент Трамп чётко дал понять, что ожидает от российского парламента деэскалации насилия в Украине и возвращения Крыма».
Угрозы Захарченко, прозвучавшие на фоне вышеупомянутых событий, стали результатом истечения срока ультиматума со стороны «властей» ДНР с требованием прекратить блокаду ОРДЛО. С начала весны самопровозглашённые республики прекратили поставки угля на территорию Украины и «национализировали» украинские промышленные предприятия, находящиеся на подконтрольной им территории.
Сегодня для всех очевидно, что украинский кризис с самого начала не был изолированным от других международных проблем. Сверхдержавы, в большей степени — Россия и США, а в меньшей — европейские государства (Франция, Англия, а также Германия), периодически используют обострение украинского кризиса для продвижения своих интересов.
Да, уместно говорить о перераспределении товаропотоков со стороны украинских олигархов в деле торговли с самопровозглашёнными республиками, однако с учётом важности украинского кризиса для международных игроков данный фактор может быть, в лучшем случае, лишь сопутствующим, но не отнюдь не основополагающим.
Многочисленные эпизоды обострения возникают из-за естественных внутренних причин, но нередко являются результатом влияния данных международных игроков. Ни для кого не секрет, что т.н. «главы» самопровозглашённых республик являются не более чем марионетками Кремля, а слабость украинского правительства в условиях необъявленной войны и экономического кризиса делает его беспомощным в противостоянии самовольной инициативе трёх народных депутатов, за которыми, возможно, стоят определённые внешние силы.
Что касается возможности претворения озвученного Захарченко сценария, то он выглядят крайне маловероятным. Инициатива в данном вопросе Россией была упущена в первой половине 2014 г., когда шёл процесс т.н. «воссоединения Крыма с Россией». Тогда Россия со всей решимостью готовилась к полномасштабному вторжению в случае начала сопротивления со стороны вооружённых сил Украины, которые на тот момент находились на территории Крыма. Сегодня сценарий масштабного вторжения в Украину обернётся колоссальными потерями для самой России. Хотя, несомненно, небольшая вероятность описанного Захарченко сценария присутствует, и это происходит в силу того, что современная Россия в полном соответствии со сложившейся многовековой традицией предпочитает военные рычаги политическим манёврам.
Добиться распада Украины исключительно экономическими рычагами, а именно — прекращением поставок угля и «национализацией» украинских предприятий, невозможно. В скором времени украинское правительство при помощи т.н. «западных партнёров» найдёт альтернативную замену данным поставкам.
В украинском кризисе основное противостояние происходит между США и Россией. Европа практически с самого начала кризиса, опасаясь крупномасштабного конфликта у своих границ, придерживается политики умиротворения России, наложения санкций и замораживания конфликта. В данном противостоянии США находятся в положении атакующего, а Россия — в положении обороняющегося.
Аннексия Крыма и конфликт на Востоке Украины являются «ахиллесовой пятой» России. Безудержное желание России вернуться в международный клуб мировых сверхдержав любой ценой давно сделало её податливой на уговоры США «сотрудничать по самому широкому спектру международных вопросов». С момента начала украинского кризиса США использовали Россию для решения таких международных вопросов, как иранская ядерная программа, «урегулирование сирийского кризиса» и устрашение Европы с целью усиления позиций НАТО.
С приходом администрации нового президента Дональда Трампа, который определил для своей внешней политики главным приоритетом противостояние возрастающей экономической и военной мощи Китая, у политически близорукой России появился очередной шанс выслужиться перед США. Однако её внешнеполитическая бездарность не позволяет ей понять, что Америка, по крайней мере — в среднесрочной перспективе, не согласится с полным урегулированием украинского кризиса, ведь в её понимании будет крайне глупо зарезать курицу, которая несёт золотые яйца.
В этом и заключается политика современных сверхдержав в украинском кризисе, для которых Украина, её богатства и народ являются не более чем расходным материалом в достижении своих международных интересов.
Газета «Ар-Рая»
Фазыл Амзаев
Глава информационного офиса Хизб ут-Тахрир в Украине
05.03.2017
Номер газеты в PDF