Требование отчёта с правителей, как это велено Всевышним Аллахом, осуществляется как отдельными личностями, так и сплочениями и партиями.
Как Всевышний Аллах повелевает мусульманам призывать к добру, приказывать одобряемое, запрещать предосудительное и требовать отчёт с правителей, так же Он повелевает создать в своей среде политические сплочения, которые призывали бы к добру, т.е. к Исламу, приказывали одобряемое, запрещали предосудительное и требовали отчёта с правителей. Всевышний Аллах сказал:
وَلْتَكُن مِّنكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلَى الْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ
«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (3:104).
То есть Аллах говорит: «О мусульмане! Создайте в своей среде группу (джамаат), которая будет заниматься двумя делами: призывать к Исламу, а также приказывать одобряемое и запрещать предосудительное».
Требование Аллаха о создании группы является категоричным (джазим), потому что дело, которое возлагается на эту группу, является обязанностью (фард) для мусульман, как об этом говорится во многих аятах и хадисах. Это и является причиной (карина) того, что создание группы мы называем категоричным требованием Аллаха.
[…]
Для того, чтобы группа на самом деле была группой и могла приступить к выполнению задач, она должна отвечать определённым условиям, что позволит ей сохранять свой статус, продолжая вести деятельность.
В первую очередь условием группы является связь (рабита) между её членами, что сделало бы их единым организмом, т.е. сплочением. Если такая связь отсутствует, то она не может называться группой. Чтобы она оставалась группой, у неё так же должен быть руководитель (амир), которому в обязательном порядке будут подчиняться все члены. Шариат предписывает любой группе из трёх или более человек выбрать амира. Пророк ﷺ сказал:
لَا يَحَلُّ لِثَلَاثَةٍ بِفَلَاةٍ مِنَ الأَرْضِ إِلَّا أَمَّرُوا أَحَدَهُمْ
«Не дозволено троим находиться в каком-либо пустынном месте, не выбрав одного из них амиром» (Ахмад).
Два условия, т.е. связь между членами группы и амир, которому необходимо подчиняться, указывают на то, что слова Всевышнего Аллаха «пусть среди вас будет группа» означают: пусть среди вас будет группа, в которой установлена связь между членами и в которой есть амир.
[…]
Имеющийся в аяте приказ о создании группы означает приказ о создании политических партий. Это исходит из-за того, что данный аят пояснил деятельность этой группы, включив в неё призыв к Исламу, а также приказ одобряемого и запрет предосудительного. Необходимость приказывать одобряемое и запрещать предосудительное сообщена в общей форме (амм), и эти действия должны быть направлены ко всем, включая правителей, что говорит об обязательности требования с них отчёта. Требование отчёта с правителей является политической деятельностью, которую проводят политические партии, и это даже входит в число важнейших сфер деятельности политических партий.
[…]
Наш аят указывает и на то, что эти партии должны быть исламскими, основанными на исламской акыде и принимающими (табанни) только шариатские положения. Они не должны быть социалистическими, коммунистическими, капиталистическими, националистическими или патриотическими, не должны призывать к демократии, секуляризму или масонству, они не должны брать в основу ничего, кроме исламской акыды, и не должны принимать (табанни) ничего, кроме исламских законов.
[…]
Чтобы достичь поставленной цели, эти партии должны быть открытыми, а не тайными, поскольку призыв к добру, приказ одобряемого, запрещение предосудительного, требование отчёта с правителей и достижение власти через Умму — всё это происходит открыто, а не втайне.
Действия этих партий не должны быть физическими. Их работа заключается в словах. Они словом призывают к Исламу, словом приказывают одобряемое и словом запрещают предосудительное. Поэтому их способы должны быть мирными. Они не должны использовать оружие и физическую силу как средство достижения своей цели.
[…]
Из книги «Политические воззрения Хизб ут-Тахрир»
Новостной обзор Газета «Ар-Рая»
11.03.2020