17
Вс, нояб

Разъяснение конституционных статей раздела «Социальная система» 2 ч.

Статьи
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Разъяснение 112 статьи Конституции: «Основным положением женщины является быть матерью и хранительницей семейного очага. Её честь и достоинство должны быть защищены».

Данная статья затрагивает три аспекта:

1) женщина в основе — мать;

2) женщина в основе — хранительница семейного очага;

3) честь и достоинство женщины должны быть защищены.

Три этих положения выведены из Корана и Сунны. Именно в этих текстах идёт обращение к женщине как к женщине. Так Всевышний говорит:

فَٱنكِحُواْ مَا طَابَ لَكُم مِّنَ ٱلنِّسَآءِ مَثۡنَىٰ وَثُلَٰثَ وَرُبَٰعَ

«женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трёх, четырёх» (4:3).

Также в хадисе, который приводится от Анаса ибн Малика, что Пророк (с.а.с.) повелевал жениться, строго запрещал табаттуль1, при это говоря:

تَزَوَّجُوا الْوَدُودَ الْوَلودَ فَإِنِّي مُكَاثِرٌ بِكُمُ الْأَنْبِيَاءَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ

«Женитесь на любящей и рожающей женщине. И в Судный день я буду превосходить вами остальных пророков» (Ахмад, ат-Табарани).

Передаётся от Маъкиля ибн Ясара:

جَاءَ رَجُلٌ إِلَى النَّبِىِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ إِنِّى أَصَبْتُ امْرَأَةً ذَاتَ حَسَبٍ وَجَمَالٍ وَإِنَّهَا لَا تَلِدُ أَفَأَتَزَوَّجُهَا قَالَ لَا ثُمَّ أَتَاهُ الثَّانِيَةَ فَنَهَاهُ ثُمَّ أَتَاهُ الثَّالِثَةَ فَقَالَ تَزَوَّجُوا الْوَدُودَ الْوَلُودَ فَإِنِّى مُكَاثِرٌ بِكُمُ الْأُمَمَ

«Однажды к Пророку (с.а.с.) пришёл мужчина и сказал: «Мне очень понравилась одна красивая женщина знатного происхождения, но она не может иметь детей, жениться ли мне на ней?», — на что Пророк (с.а.с.) сказал: «Нет!». Затем тот пришёл к нему во второй раз, но он (с.а.с.) снова запретил ему это, затем, когда он пришёл в третий раз, Пророк (с.а.с.) ему сказал: «Женитесь на любящей и рожающей женщине. И я буду гордиться вашей многочисленностью перед другими общинами!» (Абу Дауд, ан-Насаи).

Из приведённых доказательств становится ясным, что Аллах заложил в супружество мудрость, и в результате этой мудрости на свет появляется потомство. Потомство позволяет человеческому роду продолжить своё существование. Что касается побуждения Посланника (с.а.с.) жениться и преумножать потомство, а также его запрета жениться на бесплодных женщинах, то это ясно указывает на то, что в основе женщина является матерью. Также она является женой, которая выполняет то, что предписал ей Шариат, и то, что он ей порекомендовал. Более того, хадисы явно указывают на её материнство. Приводится от Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса:

أَنَّ امْرَأَةً قَالَتْ يَا رَسُولَ اللهِ إِنَّ ابْنِي هَذَا كَانَ بَطْنِي لَهُ وِعَاءً وَثَدْيِي لَهُ سِقَاءً وَحَجْرِي لَهُ حِوَاءً إِنَّ أَبَاهُ طَلَّقَنِي وَأَرَادَ أَنْ يَنْزِعَهُ مِنِّي فَقَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنْتِ أَحَقُّ بِهِ مَا لَمْ تَنْكِحِي

«Одна женщина сказала Пророку (с.а.с.): «О Посланник Аллаха! Поистине, для моего сына моя утроба была его местом, моя грудь была для него бурдюком, а мои колени были ему местом сидения. Его отец развёлся со мной и хочет отнять его у меня». Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал ей: «Ты имеешь на него больше права, пока не выйдешь замуж» (Абу Дауд).

В этом хадисе упоминаются периоды, которые проходит женщина во время и после беременности. Это указывает на важность её роли материнства. Отсюда Посланник (с.а.с.) вынес решение в пользу женщины — матери, — что она обладает большим правом заботы о своём ребёнке, нежели мужчина.

Все эти доказательства указывают на то, что женщина в основе — мать, не говоря уже о законах беременности, рождения и кормления. Что касается того, что она — хранительница семейного очага, то приводится следующее:

قَضَى رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَى ابْنَتِهِ فَاطِمَةَ بِخِدْمَةِ الْبَيْتِ وَقَضَى عَلَى عَلِيٍّ بِمَا كَانَ خَارِجًا مِنَ الْبَيْتِ

«Посланник Аллаха (с.а.с.) постановил для своей дочери Фатимы ухаживать по дому, а для Али — исполнять работы, которые вне дома» (Ибн Абу Шайба).

Посланник Аллаха (с.а.с.) просил своих жён, чтобы они ухаживали за ним. Передаётся, что он (с.а.с.) сказал:

يَا عَائِشَةَ اسْقِينَا يَا عَائِشَةَ أَطْعمِينَا

«О Аиша, напои нас. О Аиша, накорми нас» (Абу Дауд, Ахмад),

يَا عَائِشَةَ هَلُمِّي الشَّفْرَةَ وَاشْحَذِيهَا بِحَجَرٍ

«О Аиша, принеси нож и поточи его о камень» (Муслим).

Передаётся от Анаса ибн Малика:

أَنَّ رَجُلاً سَافَرَ وَمَنَعَ زَوْجَتَهُ مِنَ الْخُرُوجِ فَمَرَضَ أَبُوهَا ‏ فَاسْتَأْذَنَتْ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي عِيَادَةِ أَبِيهَا فَفَقَالَ لَهَا رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ اِتَّقِي اللهَ وَلَا تُخَالِفِي زَوْجَكِ فَمَاتَ أَبُوهَا فَاسْتَأْذَنَتْ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي حُضُورِ جَنَازَتِهِ فَقَالَ لَهَا‏ اِتَّقِي اللهَ وَلَا تُخَالِفِي زَوْجَكِ فَأَوْحَى اللهُ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِنِّي قَدْ غَفَرْتُ لَهَاَ بِطَاعَةِ زَوْجِهَا

«Один человек, отправившись в путь, запретил своей жене выходить из дома. В отсутствие мужа у этой женщины заболел отец, и она попросила разрешения у Посланника Аллаха (с.а.с.) навестить своего отца. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал ей: «Бойся Аллаха и не поступай наперекор своему мужу». После этого её отец умер, и она просила у Посланника Аллаха (с.а.с.) разрешения присутствовать на похоронах, на что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал ей: «Бойся Аллаха и не поступай наперекор своему мужу». В результате этого Всевышний Аллах сообщил своему Посланнику (с.а.с.): «Поистине, Я простил её за её покорность своему мужу». (Ибн Батта в книге «Законы женщин»).

Передаётся от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

لاَ يَحِلُّ لِامْرَأَةٍ أَنْ تَصُومَ وَزَوْجُهَا شَاهِدٌ إِلَّا بِإِذْنِهِ

«Женщине нельзя держать (добровольный) пост в присутствии мужа без его дозволения» (Бухари).

Передаётся от Ибн Аббаса, что Пророк (с.а.с.) сказал:

وَمِنْ حَقِّ الزَّوْجِ عَلَى زَوْجَتِهِ أَنْ لَا تَصُومَ تَطَوُّعًا إِلَّا بِإِذْنِهِ

«К праву мужа на свою жену относится, чтобы она держала желательный пост лишь с его разрешения» (ат-Табарани).

Шариат постановил женщине навестить своего отца, если он болен, и позволил ей держать добровольный пост, если в обоих случаях не затрагивается право её мужа, что в очередной раз указывает на то, что она — хранительница семейного очага. Уход за мужем важнее мубаха, как, например, купля-продажа мандуба, как, например, дополнительные намазы. Жена должна оставить мубах и мандуб, отдав предпочтение уходу за мужем. Ведь в основе она — хранительница семейного очага.

Что касается чести и достоинства женщины, которые должны быть защищены, то на это имеется много шариатских текстов. Так в Коране Аллах говорит:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ لَا تَدۡخُلُواْ بُيُوتًا غَيۡرَ بُيُوتِكُمۡ حَتَّىٰ تَسۡتَأۡنِسُواْ وَتُسَلِّمُواْ عَلَىٰٓ أَهۡلِهَا

«О те, которые уверовали! Не входите в чужие дома, пока не спросите позволения и не поприветствуете миром их обитателей» (24:27).

Всевышний Аллах дозволяет входить людям в чужие дома только с разрешения их жителей, расценив обратное поведение дикостью. Всевышний Аллах говорит:

حَتَّىٰ تَسۡتَأۡنِسُواْ وَتُسَلِّمُواْ

«Пока не спросите позволения» (24:27).

Данное выражение является кинаей (намёком) на обязательность просить разрешения. Другими словами, запрещено заходить в дом, когда женщина находится в положении табаззуля2. Поэтому является ваджибом даже для взрослых детей спрашивать разрешения войти к своей матери. Передаётся от Аты ибн Ясира:

أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ سَأَلَهُ رَجُلٌ فَقَالَ يَا رَسُولَ اللَّهِ أَسْتَأْذِنُ عَلَى أُمِّي فَقَالَ نَعَمْ قَالَ الرَّجُلُ إِنِّي مَعَهَا فِي الْبَيْتِ فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ اِسْتَأْذِنْ عَلَيْهَا فَقَالَ الرَّجُلُ إِنِّي خَادِمُهَا فَقَالَ لَهُ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ اِسْتَأْذِنْ عَلَيْهَا أَتُحِبُّ أَنْ تَرَاهَا عُرْيَانَةً قَالَ لَا قَالَ فَاسْتَأْذِنْ عَلَيْهَا

«Однажды один мужчина спросил Посланника Аллаха (с.а.с.): «О Посланник Аллах (с.а.с.), нужно ли мне спрашивать разрешения, чтобы войти к своей матери?», — на что он (с.а.с.) ответил: «Да!». Мужчина сказал: «Но я живу с ней в одном доме», — на что он (с.а.с.) ответил: «Всё равно спрашивай у неё разрешение!». Мужчина продолжил: «Я ей прислуживаю», — на что он (с.а.с.) ответил: «Спрашивай у неё разрешения, разве тебе нравится застать её нагой?». На что тот сказал: «Нет». Посланник (с.а.с.) сказал: «Тогда спрашивай у неё разрешение!» («Муватта» Имама Малика).

Всевышний говорит:

وَلَا يُبۡدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنۡهَاۖ وَلۡيَضۡرِبۡنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَىٰ جُيُوبِهِنَّۖ وَلَا يُبۡدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا لِبُعُولَتِهِنَّ أَوۡ ءَابَآئِهِنَّ أَوۡ ءَابَآءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوۡ أَبۡنَآئِهِنَّ أَوۡ أَبۡنَآءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوۡ أَبۡنَآئِهِنَّ أَوۡ أَبۡنَآءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوۡ إِخۡوَٰنِهِنَّ أَوۡ بَنِيٓ إِخۡوَٰنِهِنَّ أَوۡ مَا مَلَكَتۡ أَيۡمَٰنُهُنَّ أَوِ ٱلتَّٰبِعِينَ غَيۡرِ أُوْلِي ٱلۡإِرۡبَةِ مِنَ ٱلرِّجَالِ أَوِ ٱلطِّفۡلِ ٱلَّذِينَ لَمۡ يَظۡهَرُواْ عَلَىٰ عَوۡرَٰتِ ٱلنِّسَآءِ

«Пусть они не выставляют напоказ своих украшений, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают свои украшения никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свёкров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестёр, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишённых вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин» (24:31).

Всевышний Аллах ясно определил, что дозволено показывать женщине в частной жизни, помимо лица и кистей рук. Однако это позволено показывать лишь мужчинам из числа махрамов (близких родственников), детям и тем мужчинам, которые не испытывают желания к женщине.

Это разграничение ясно указывает на то, что честь, достоинство и сама женщина должны быть защищены, в частности, когда речь идёт об уединении с посторонним мужчиной. Посланник (с.а.с.) сказал:

لاَ يَخْلُوَنَّ رَجُلٌ بِامْرَأَةٍ إِلَّا وَمَعَهَا ذِى مَحْرَمٍ

«Пусть не уединяется мужчина с женщиной без присутствия махрама» (Бухари).

Также Посланник (с.а.с.) сказал:

لاَ يَحِلُّ لِامْرَأَةٍ تُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَاليَوْمِ الآخِرِ أَنْ تُسَافِرَ مَسِيرَةَ يَوْمٍ وَلَيْلَةٍ لَيْسَ مَعَهَا حُرْمَةٌ

«Не разрешено женщине, верующей в Аллаха и Судный день, отправляться в поездку, (которая займёт) день и ночь, без махрама рядом с ней» (Бухари).

От Ибн Аббаса передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.), произнося проповедь, говорил:

لاَ يَخْلُوَنَّ رَجُلٌ بِامْرَأَةٍ إِلاَّ وَمَعَهَا ذُو مَحْرَمٍ وَلاَ تُسَافِر الْمَرْأَةُ إِلاَّ مَعَ ذِي مَحْرَمٍ

«Пусть не уединяется мужчина с женщиной без присутствия махрама и пусть женщина не отправляется в путь без своего махрама».

После этого один человек встал и сказал:

يَا رَسُولَ اللهِ إِنَّ امْرَأَتِي خَرَجَتْ حَاجَّةً وَإِنِّي اكْتُتِبْتُ فىِ غَزْوَةِ كَذَا وَكَذَا

«О Посланник Аллаха! Моя жена отправилась в хадж, а я записал своё имя в список воинов». На что Посланник Аллаха (с.а.с.) ответил:

اِنْطَلِقْ فَحُجَّ مَعَ امْرَأَتِكَ

«Отправляйся и соверши хадж вместе со своей женой» (Муслим).

Мы видим решение Посланника (с.а.с.) оставить участие в джихаде ради предоставления защиты женщине.

Также Аллах сказал:

وَٱلۡقَوَٰعِدُ مِنَ ٱلنِّسَآءِ ٱلَّٰتِي لَا يَرۡجُونَ نِكَاحٗا فَلَيۡسَ عَلَيۡهِنَّ جُنَاحٌ أَن يَضَعۡنَ ثِيَابَهُنَّ غَيۡرَ مُتَبَرِّجَٰتِۢ بِزِينَةٖ

«Нет греха на престарелых женщинах, которые не надеются на замужество, если они снимут верхнюю одежду, не показывая свои украшения» (24:60).

В данном аяте речь не идёт о запрете украшаться, т.к. надевать украшения — мубах для женщин. А речь идёт о запрете показывать украшения чужим таким образом, что это привлекает взоры мужчин. Сам запрет пришёл на выставление напоказ украшений, но никак не на сами украшения. Все эти категоричные доказательства говорят об обязательности защищать честь и достоинства женщин. Посланник (с.а.с.) сказал:

إِنَّ الْجَارِيَةَ إِذَا حَاضَتْ لَمْ يَصْلُحْ أَنْ يُرَى مِنْهَا إِلَّا وَجْهُهَا وَيَدَاهَا إِلَى الْمَفْصِلِ

«Когда девушка достигает половой зрелости, не дозволяется, чтобы у неё виднелось что-либо, кроме лица и кистей рук» (Абу Дауд),

دَخَلَتْ عَلَيَّ ابْنَةُ أَخِي مُزَيَّنَةً فَدَخَلَ عَلَيَّ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَأَعْرَضَ فَقُلْتُ يَا رَسُولَ اللَّهِ إنَّهَا ابْنَةُ أَخِي وَجَارِيَةٌ فَقَالَ إذَا عَرَكَتِ الْمَرْأَةُ لَمْ يَجُزْ لَهَا أَنْ تُظْهِرَ إِلَّا وَجْهَهَا وَإِلَّا مَا دُونَ هَذَا وَقَبَضَ عَلَى ذِرَاعِ نَفْسِهِ فَتَرَكَ بَيْنَ قَبْضَتِهِ وَبَيْنَ الْكَفِّ مِثْلَ قَبْضَةٍ أُخْرَى أَوْ نَحْوِهَا

«Как-то раз ко мне пришла дочь моего брата Музайяна, а когда ко мне зашёл Пророк (с.а.с.), то сразу отвернулся. Я сказала ему: «О Посланник Аллаха (с.а.с.), это дочь моего брата, и она всего лишь девушка». На что Пророк (с.а.с.) сказал: «Когда у женщины начинаются менструальные циклы, то с этого времени она может показывать только лицо и вот это». При это он обхватил своё предплечье кистью, оставив между двумя кистями расстояние в один кулак» (ат-Табари).

Данные рамки одеяния женщины и её аурата являются доказательством того, что честь и достоинство женщины должно оберегаться.

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.

 

 

Абу Садик
23 Зуль-хиджа 1430 г.х.
10.12.2009 г.