Всевышний Аллах говорит:
أَلَمۡ تَرَ إِلَى ٱلَّذِينَ يَزۡعُمُونَ أَنَّهُمۡ ءَامَنُواْ بِمَآ أُنزِلَ إِلَيۡكَ وَمَآ أُنزِلَ مِن قَبۡلِكَ يُرِيدُونَ أَن يَتَحَاكَمُوٓاْ إِلَى ٱلطَّٰغُوتِ وَقَدۡ أُمِرُوٓاْ أَن يَكۡفُرُواْ بِهِۦۖ وَيُرِيدُ ٱلشَّيۡطَٰنُ أَن يُضِلَّهُمۡ ضَلَٰلَۢا بَعِيدٗا ٦٠ وَإِذَا قِيلَ لَهُمۡ تَعَالَوۡاْ إِلَىٰ مَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ وَإِلَى ٱلرَّسُولِ رَأَيۡتَ ٱلۡمُنَٰفِقِينَ يَصُدُّونَ عَنكَ صُدُودٗا
«Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться на суд к тагуту, хотя им приказано не веровать в него? Дьявол желает ввести их в глубокое заблуждение. Когда им говорят: «Придите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику», — ты видишь, как лицемеры стремительно отворачиваются от тебя» (4:60,61).
Также Всемогущий Аллах говорит:
فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤۡمِنُونَ حَتَّىٰ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيۡنَهُمۡ ثُمَّ لَا يَجِدُواْ فِيٓ أَنفُسِهِمۡ حَرَجٗا مِّمَّا قَضَيۡتَ وَيُسَلِّمُواْ تَسۡلِيمٗا
«Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (4:65).
И говорит:
وَمَآ ءَاتَىٰكُمُ ٱلرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَىٰكُمۡ عَنۡهُ فَٱنتَهُواْۚ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَۖ إِنَّ ٱللَّهَ شَدِيدُ ٱلۡعِقَابِ
«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (59:7).
Это — доказательства того, что во всех своих делах мусульманин обязан руководствоваться законом Шариата, и запрещено ему руководствоваться иными законами. Аллах велел мусульманам принимать то, что принёс Посланник ﷺ, как фард, мандуб и мубах, и сторониться того, что он запретил, как харам и макрух. Необходимо соблюдать каждое требование Посланника Аллаха ﷺ, будь то приказ выполнить действие, как фард и мандуб, или приказ оставить действие, как харам и макрух, или предоставление выбора между совершением и оставлением, как мубах.
Всё это входит в понимание слов Аллаха «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам», поскольку частица «ما» («то, что» и «того, что») — имеет обобщающее значение (амм) и касается всех шариатских законов. Этот аят был ниспослан относительно распределения трофеев между мухаджирами исключая ансаров, т.е. относительно одного из шариатских законов. Другими словами, аят касается шариатских законов, что подтверждается действиями Посланника Аллаха ﷺ, и он приходит в обобщающей форме «то, что дал» и «того, что запретил», т.е. аят касается всех законов Шариата. Если к этому добавить следующий аят:
فَلۡيَحۡذَرِ ٱلَّذِينَ يُخَالِفُونَ عَنۡ أَمۡرِهِۦٓ أَن تُصِيبَهُمۡ فِتۡنَةٌ أَوۡ يُصِيبَهُمۡ عَذَابٌ أَلِيمٌ
«Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания» (24:63), —
тогда можно понять, что слова «берите» и «сторонитесь» указывают на обязательность выполнения. Поэтому каждый мусульманин обязан принимать шариатский закон и соблюдать его. Даже такого объяснения уже достаточно для осознания того, что руководствоваться иными законами запрещено, потому что значение слов «берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» сводится к тому, что непозволительно брать во внимание приказы и запреты не Посланника Аллаха ﷺ. Более того, брать то, что не принёс Посланник ﷺ, и сторониться того, что он не запретил, противоречит приказу Посланника ﷺ, т.е. тому, что он требует.
Коран ясно утвердил это значение, категорично отрицая полноту веры тех, кто правит не по Шариату Ислама, принесённому Посланником Аллаха ﷺ. Коран осуждает тех, кто желает обращаться к чему-либо иному помимо Исламского Шариата и называет это обращением к тагуту.
Ибн Абу Хатим вывел с сахих иснадом от Ибн Аббаса, что когда Абу Барза аль-Аслями до принятия Ислама был судьёй среди иудеев, к нему за решением обратилась группа мусульман. Тогда Всевышний Аллах ниспослал следующие слова:
أَلَمۡ تَرَ إِلَى ٱلَّذِينَ يَزۡعُمُونَ أَنَّهُمۡ ءَامَنُواْ
«Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали» (4:60), —
которые явно указывают на то, что обращение к нешариатским законам считается обращением к тагуту, и посредством этого дьявол хочет ввести людей в заблуждение.
Коран не ограничился порицанием тех, кто обращается к нешариатским законам, но он ещё и отверг полноту веры тех, кто не удовлетворился шариатским решением. Однажды иудей и один лицемер стали препираться, и лицемер пожелал, чтобы их рассудил Каб ибн аль-Ашраф, но иудей захотел обратиться к Пророку ﷺ. Они пришли к Пророку ﷺ, который вынес решение в пользу иудея, и этим решением не удовлетворился лицемер лишь из-за своего лицемерия.
Всемогущий Аллах говорит:
فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤۡمِنُونَ حَتَّىٰ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيۡنَهُمۡ
«Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними» (4:65).
Аллах не ограничился лишь требованием обращаться на суд к Шариату, но и ставит условием быть довольным Его решением. Далее Он говорит:
ثُمَّ لَا يَجِدُواْ فِيٓ أَنفُسِهِمۡ حَرَجٗا مِّمَّا قَضَيۡتَ وَيُسَلِّمُواْ تَسۡلِيمٗا
«Не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (4:65).
Эта часть аята указывает на то, что недостаточно просто обратиться за решением Шариата, боясь власти Ислама, как это сделал лицемер; мусульманин должен удовлетвориться полученным решением и полностью подчиниться.
Поэтому мусульманину запрещено в своих делах обращаться к нешариатским решениям. Это касается законов, обычаев и традиций. Более того, запрещено обращаться за решением к разуму и выгоде, поскольку Аллах определил критерий, которым должен руководствоваться мусульманин в своих делах, и это то, с чем пришёл Посланник Аллаха ﷺ. Согласно Исламу, обращение к другим законам помимо Шариата, считается обращением к тагуту.
Согласно вышесказанному, обращение за решением к разуму, выгоде, обычаям, традициям и другим законам куфра является обращением к тагуту.
Мусульмане обязаны обращаться к шариатским законам и лишь ими руководствоваться в своих делах, поскольку это фард, как и намаз, имея под собой категоричные доказательства с ясными указаниями. Мы предостерегаем мусульман от обращения к неисламским законам, поскольку это считается обращением к тагуту и законам куфра.
8 Рамадан 1380 г.х.
23.02.1961 г.
Хизб ут-Тахрир, Бейрут