21
Чт, нояб

Заработная плата наёмного работника

Хадис
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Приветствуем вас, наши дорогие братья, на новой встрече с программой «Вместе с благородным хадисом». Мы начинаем с лучшего приветствия – Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Дайте наёмнику его плату

Приводит Ибн Маджа в своём «Сунане», что передал Аббас ибн аль-Валид ад-Димашкий от Вахба ибн Сайида ибн Атийя ас-Салямий, а тот – от Абдурахмана ибн Зейда ибн Асляма, а тот – от своего отца, а тот – от Абдуллаха ибн Умара, который сказал: «Сказал Посланник Аллаха ﷺ:

قَبْلَ أَنْ يَجِفَّ عَرَقُهُ أَجْرَهُ أَعْطُوا الْأَجِيرَ

«Дайте наёмнику его плату прежде, чем высохнет его пот»».

Приводится в примечании к этой передаче хадиса у Ибн Маджа:

Слова его «أَعْطُوا الْأَجِير» (дайте наёмнику) означают, что «подобает поспешить в том, чтобы отдать ему его право после того, как он освободился от дела».

Слова его «قَبْل أَنْ يَجِفَّ عَرَقه» (прежде, чем высохнет его пот) означают, что «он закончил со своим делом».

Этот хадис указывает на важность того, чтобы поспешить отдать наёмнику его плату сразу после проделанной работы, а не откладывать предоставление платы наподобие того, как это делают многие из нанимателей сегодня… Сколько таких нанимателей, которые отсрочивают плату рабочим или служащим у него! При том, что у этих людей есть самые разные потребности, связанные между собой. И правительство практикует подобную задержку в выплате зарплаты работникам на целые месяца, при том, что персонал остро нуждается в этих зарплатах. Этот наёмник или служащий, у которого нет иного дохода, кроме его зарплаты с работы, начинает брать взаймы у одного и другого до тех пор, пока не сможет получить свою зарплату. Он находится в стеснённом положении, а ведь он выполнял свою работу незамедлительно и без задержки. Шариат приказывает нам выполнять свои обеты, взятые с нас, и отдавать права тем, кто является их владельцем, а эти люди, задерживающие оплату, пожирают труд других неправомерно. Разве они не знают, что задержка зарплаты с целью использования её в деле, с которого потом предполагается доход, является запретным, так как наёмник после своей работы стал владельцем этой оплаты, и нет для нанимателя в этой оплате никакого больше права? И поэтому промедление в передаче наёмнику его платы для того, чтобы использовать её в виде капиталовложения, и трата его имущества – запретны, и нет для работодателя в этих деньгах никакого права.

Да благословит Аллах Али ибн Абу Талиба, когда тот сказал халифу Умару Фаруку: «Ты проявил добродетельность и они проявили её, а если бы ты занимался только собой, то и они бы так поступали». Это наше сегодняшнее положение. Наши правители заняты лишь собою и разрешили запретное, после чего начал заниматься лишь собою всякий притеснитель своей собственной души, а источники его существования стали источниками его погибели.

Приводится хадис о трёх людях, за которыми был закрыт камнем проход в пещере, который они не могли убрать. Они обратились к Аллаху, указывая свои праведные дела, и третий из них сказал: «О Аллах, я нанимал работников и отдал им их плату, кроме одного, который оставил то, что было его, и ушёл, после чего я вложил его деньги, так что увеличилось от них имущество. Потом, через некоторое время, он пришёл ко мне и сказал: «О раб Аллаха, дай мне мою зарплату». И я ему сказал: «Все верблюды, коровы, овцы и рабы, которых ты видишь – получены от твоей зарплаты». И он сказал: «О раб Аллаха, не издевайся надо мной». Я ему ответил: «Поистине, я не издеваюсь над тобой». Тогда он взял всё это и угнал, и не оставил от этого ничего. О Аллах, если я это сделал ради Лика Твоего, то освободи нас от того, что произошло с нами». После чего открылась скала, и они вышли.

В этом человеке – пример для нас того, как он знал права наёмного рабочего, сохранил его имущество и умножил его в интересах его владельца так, что его история была приведена из уст Благородного Пророка ﷺ как поучение для нас и прямой путь. Посланник Аллаха ﷺ сегодня не присутствует с нами, но оставил после себя то, что обучает нас и ведёт прямым путём. Сказал Посланник Аллаха ﷺ: «Я оставил для вас то, за что, если будете держаться, никогда не будете введены в заблуждение после меня – Книгу Аллаха и мою Сунну».

Были оставлены в забвении Книга Аллаха и Сунна Его Пророка ﷺ, когда они были удалены  от правления и власти… Были утрачены права на имущество и на зарплату так же, как были потрачены права всей Исламской Уммы, и жадные, несправедливые люди сделали дозволенным то, что запретил Аллах, из-за отсутствия верного хранителя… Так давайте же быстро двигаться к тому, чтобы возвращать людям их права, чтобы распространялись благородство и свет снова. И это не трудно для Аллаха.

До следующих встреч, наши дорогие братья, на нашей передаче «Вместе с благородным хадисом». Оставляем вас под опекой Аллаха, Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!


15 Шаъбана 1435 г.х.
13.06.2014 г.