09
Чт, апр

Мы дали присягу Посланнику (с.а.с.) на послушание и повиновение

Хадис
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Приветствуем вас, дорогие братья и сёстры по всему миру, в рамках нового выпуска из серии «Вместе с благородным хадисом». Мы начинаем с наилучшего приветствия: ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Хадис из раздела «Мы дали присягу Посланнику (с.а.с.) на послушание и повиновение».

Имам Малик передаёт в своём сборнике хадисов «Аль-Муватта» от Яхьи ибн Саида, от Убады ибн аль-Валида ибн Убады ибн ас-Самита, от его отца, от его деда следующее:

بَايَعْنَا رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَى السَّمْعِ وَالطَّاعَةِ فِي الْيُسْرِ وَالْعُسْرِ وَالْمَنْشَطِ وَالْمَكْرَهِ وَأَنْ لَا نُنَازِعَ الْأَمْرَ أَهْلَهُ وَأَنْ نَقُولَ أَوْ نَقُومَ بِالْحَقِّ حَيْثُمَا كُنَّا لَا نَخَافُ فِي اللَّهِ لَوْمَةَ لَائِمٍ

«Мы дали присягу Посланнику (с.а.с.) на то, что будем слушаться и повиноваться в радости и в горе; не будем оспаривать власть у её обладателей; будем исполнять и говорить истину, где бы мы ни были, не боясь никого на пути Аллаха». Приводится в книге по комментарию «Аль-Муватты» — «Аль-Мунтака».

В словах сподвижника (р.а.): «Мы дали присягу Посланнику (с.а.с.)», — употребляется слово [bāyaʿa] «بَايَعَ», которое происходит от слова [bayʿ] «بَيْع», означающего на языке арабов «обмен материальными благами». Однако затем договор между Пророком (с.а.с.) и мусульманами также стал называться однокоренным словом [mubāyaʿa] «مُبَايَعَة» в том смысле, что он (с.а.с.) гарантировал им вознаграждение взамен на их действия. Всевышний Аллах сказал:

إِنَّ ٱللَّهَ ٱشۡتَرَىٰ مِنَ ٱلۡمُؤۡمِنِينَ أَنفُسَهُمۡ وَأَمۡوَٰلَهُم بِأَنَّ لَهُمُ ٱلۡجَنَّةَۚ يُقَٰتِلُونَ فِي سَبِيلِ ٱللَّهِ فَيَقۡتُلُونَ وَيُقۡتَلُونَۖ وَعۡدًا عَلَيۡهِ حَقّٗا فِي ٱلتَّوۡرَىٰةِ وَٱلۡإِنجِيلِ وَٱلۡقُرۡءَانِۚ وَمَنۡ أَوۡفَىٰ بِعَهۡدِهِۦ مِنَ ٱللَّهِۚ فَٱسۡتَبۡشِرُواْ بِبَيۡعِكُمُ ٱلَّذِي بَايَعۡتُم بِهِۦۚ وَذَٰلِكَ هُوَ ٱلۡفَوۡزُ ٱلۡعَظِيمُ

«Воистину, Аллах купил у верующих их души и имущество в обмен на Рай. Они сражаются на пути Аллаха, убивая и погибая. Таково Его обещание и обязательство в Таурате (Торе), Инджиле (Евангелии) и Коране. Кто выполняет свои обещания лучше Аллаха? Возрадуйтесь же сделке, которую вы заключили. Это и есть великое преуспеяние» (9:111).

«На послушание и повиновение». Послушание [samʿ] «السَّمْع» здесь восходит к смыслу повиновения, а в основе означает «внимательно выслушать слова и отлично понять их». Имеется в виду, что на нас возложено послушание и повиновение Пророку (с.а.с.) вне зависимости от лёгкости или сложности его (с.а.с.) велений и запретов. Вполне вероятно, что тут также имеются в виду различные жизненные взлёты и падения в финансовом и тому подобном планах.

«В радости и в горе», — имеется в виду повиновение велениям как в момент радости, так и печали. Возможно, под радостью также подразумеваются случаи, когда ты совершаешь повеления Посланника (с.а.с.) без каких-либо временных жертв, в подходящие для тебя часы и в тот момент, когда враг твой слаб. А под горем могут также подразумеваться моменты, когда тебе для совершения велений Пророка (с.а.с.) нужно переступать через сложности, барьеры и препятствия в виде погодных, дорожных условий и сильного врага.

«Не будем оспаривать власть у её обладателей», — речь о власти. Поэтому, возможно, тут имеется обращение к ансарам и всем, кто не относится к курайшитам, чтобы они не оспаривали власть у её обладателей-курайшитов. А также, возможно, обращение направлено ко всем людям, чтобы они не оспаривали власть у того, кому она дана Аллахом, в случае, если он достоин этого.

«Будем исполнять и говорить истину», — имеется в виду то, чтобы быть на стороне истины как словами, так и действиями где угодно, несмотря ни на какие препятствия в виде страха или упрёков.

В Исламском Государстве власть передаётся посредством присяги [bayʿa] «بَيْعَةٌ», как это было в тот момент, когда ансары дали присягу Пророку (с.а.с.) при второй Акабе, и это означало, что Пророк (с.а.с.) возглавит будущее Исламское Государство. Также путём присяги Абу Бакр стал халифом после смерти Пророка (с.а.с.). Таким же образом к власти приходили все остальные халифы вплоть до последнего османского халифа.

Присяга — это договор согласия между представителями мусульман — ахлю аль-халь валь-акд — и обладателем власти — халифом. Присяга исходит от мусульман к халифу, они дают ему присягу, а не наоборот. Присяга даётся на верность правлению Корана и Сунны. Таким образом, их подчинение халифу становится ваджибом, что перестанет иметь силу только в том случае, если тот велит мусульманам ослушаться Аллаха.

Во времена Праведного Халифата халиф назначался по тому же принципу присяги. Однако в последующие эпохи пост халифа стали занимать люди одной семьи (династии). Это открыло двери для злобных нападок на мусульман, чтобы вынудить мусульман сомневаться в халифате. Можно услышать, что правление после периода праведных халифов было королевским, а не Исламским Халифатом, поскольку члены семьи унаследовали власть, как это бывает в монархии.

Это ложное утверждение можно легко опровергнуть, если обратиться к истории Исламского Государства через правильные источники. Исламское Государство — это государство, которое претворяет систему Ислама во всех жизненных аспектах. И так продолжалось на протяжении всего существования Халифата. Халифы приходили к власти посредством присяги, независимо от того, насколько они были близки к покойному халифу. С ахлю аль-халь валь-акд, мусульман и шейх уль-Исляма всегда бралась присяга, и история не знает случаев, когда человек становился халифом без присяги.

Что касается наследования как метода прихода к власти нового короля в монархической системе, то в нём наследный принц наследует власть без необходимости принятия присяги со стороны населения в случае кончины предыдущего короля. Новый король становится владыкой страны и народа, а также становится выше закона, потому что сам устанавливает эти законы. Даже в современную эпоху, когда некоторые принцы ставали королями, не имея при этом власти, наследование престола оставалось способом избрания нового монарха.

Таким образом, мы видим чёткую разницу между системой Халифата и монархией.

Система правления в Исламе не является монархической, в которой король получает легитимность по праву наследования власти от покойного короля. Напротив, в Халифате легитимность халифа осуществляется благодаря принесению мусульманами присяги на то, что халиф будет править согласно Корану и Сунне Посланника (с.а.с.).

До новых встреч, дорогие слушатели, при изучении следующего хадиса Пророка (с.а.с.). Да хранит вас Аллах. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

 


4 Раджаба 1441 г.х.
28.02.2020 г.