06
Сб, июнь

Практические процедуры в назначении халифа

Хадис
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Приветствуем вас, дорогие братья и сёстры по всему миру, в рамках нового выпуска из серии «Вместе с благородным хадисом». Мы начинаем с наилучшего приветствия: ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Байат Абу Бакру под навесом Бану Саида:

حَدَّثَنَا إِسْمَاعِيلُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ حَدَّثَنَا سُلَيْمَانُ بْنُ بِلَالٍ عَنْ هِشَامِ بْنِ عُرْوَةَ قَالَ أَخْبَرَنِي عُرْوَةُ بْنُ الزُّبَيْرِ عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا زَوْجِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَاتَ وَأَبُو بَكْرٍ بِالسُّنْحِ، قَالَ إِسْمَاعِيلُ: يَعْنِي بِالْعَالِيَةِ، فَقَامَ عُمَرُ يَقُولُ: وَاللَّهِ مَا مَاتَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، قَالَتْ وَقَالَ عُمَرُ: وَاللَّهِ مَا كَانَ يَقَعُ فِي نَفْسِي إِلَّا ذَاكَ وَلَيَبْعَثَنَّهُ اللَّهُ فَلَيَقْطَعَنَّ أَيْدِيَ رِجَالٍ وَأَرْجُلَهُمْ، فَجَاءَ أَبُو بَكْرٍ فَكَشَفَ عَنْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَبَّلَهُ قَالَ: بِأَبِي أَنْتَ وَأُمِّي طِبْتَ حَيًّا وَمَيِّتًا وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لَا يُذِيقُكَ اللَّهُ الْمَوْتَتَيْنِ أَبَدًا، ثُمَّ خَرَجَ فَقَالَ: أَيُّهَا الْحَالِفُ عَلَى رِسْلِكَ فَلَمَّا تَكَلَّمَ أَبُو بَكْرٍ جَلَسَ عُمَرُ فَحَمِدَ اللَّهَ أَبُو بَكْرٍ وَأَثْنَى عَلَيْهِ وَقَالَ أَلَا مَنْ كَانَ يَعْبُدُ مُحَمَّدًا صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَإِنَّ مُحَمَّدًا قَدْ مَاتَ وَمَنْ كَانَ يَعْبُدُ اللَّهَ فَإِنَّ اللَّهَ حَيٌّ لَا يَمُوتُ وَقَالَ: { إِنَّكَ مَيِّتٞ وَإِنَّهُم مَّيِّتُونَ }، وَقَالَ: { وَمَا مُحَمَّدٌ إِلَّا رَسُولٞ قَدۡ خَلَتۡ مِن قَبۡلِهِ ٱلرُّسُلُۚ أَفَإِيْن مَّاتَ أَوۡ قُتِلَ ٱنقَلَبۡتُمۡ عَلَىٰٓ أَعۡقَٰبِكُمۡۚ وَمَن يَنقَلِبۡ عَلَىٰ عَقِبَيۡهِ فَلَن يَضُرَّ ٱللَّهَ شَيۡ‍ٔٗاۗ وَسَيَجۡزِي ٱللَّهُ ٱلشَّٰكِرِينَ } قَالَ: فَنَشَجَ النَّاسُ يَبْكُونَ قَالَ: وَاجْتَمَعَتْ الْأَنْصَارُ إِلَى سَعْدِ بْنِ عُبَادَةَ فِي سَقِيفَةِ بَنِي سَاعِدَةَ فَقَالُوا مِنَّا أَمِيرٌ وَمِنْكُمْ أَمِيرٌ فَذَهَبَ إِلَيْهِمْ أَبُو بَكْرٍ وَعُمَرُ بْنُ الْخَطَّابِ وَأَبُو عُبَيْدَةَ بْنُ الْجَرَّاحِ فَذَهَبَ عُمَرُ يَتَكَلَّمُ فَأَسْكَتَهُ أَبُو بَكْرٍ وَكَانَ عُمَرُ يَقُولُ وَاللَّهِ مَا أَرَدْتُ بِذَلِكَ إِلَّا أَنِّي قَدْ هَيَّأْتُ كَلَامًا قَدْ أَعْجَبَنِي خَشِيتُ أَنْ لَا يَبْلُغَهُ أَبُو بَكْرٍ ثُمَّ تَكَلَّمَ أَبُو بَكْرٍ فَتَكَلَّمَ أَبْلَغَ النَّاسِ فَقَالَ فِي كَلَامِهِ: نَحْنُ الْأُمَرَاءُ وَأَنْتُمْ الْوُزَرَاءُ، فَقَالَ حُبَابُ بْنُ الْمُنْذِرِ: لَا وَاللَّهِ لَا نَفْعَلُ مِنَّا أَمِيرٌ وَمِنْكُمْ أَمِيرٌ، فَقَالَ أَبُو بَكْرٍ: لَا وَلَكِنَّا الْأُمَرَاءُ وَأَنْتُمْ الْوُزَرَاءُ هُمْ أَوْسَطُ الْعَرَبِ دَارًا وَأَعْرَبُهُمْ أَحْسَابًا فَبَايِعُوا عُمَرَ أَوْ أَبَا عُبَيْدَةَ بْنَ الْجَرَّاحِ، فَقَالَ عُمَرُ: بَلْ نُبَايِعُكَ أَنْتَ فَأَنْتَ سَيِّدُنَا وَخَيْرُنَا وَأَحَبُّنَا إِلَى رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَأَخَذَ عُمَرُ بِيَدِهِ فَبَايَعَهُ وَبَايَعَهُ النَّاسُ، فَقَالَ قَائِلٌ: قَتَلْتُمْ سَعْدَ بْنَ عُبَادَةَ، فَقَالَ عُمَرُ: قَتَلَهُ اللَّهُ

Передаётся от Исмаила ибн Абдуллаха, от Сулеймана ибн Биляла, от Хишама ибн Урвы, от Урвы ибн аз-Зубайра, от жены Пророка (с.а.с.) Аиши (р.анха), что: «Когда умер Посланник Аллаха (с.а.с.), Абу Бакр (отец Аиши) был в местности под названием ас-Сунх». Исмаил сказал: «Имеется в виду аль-Алия». Тогда Умар сказал: «Валлахи, Посланник Аллаха (с.а.с.) не умер. Аллах непременно отправит его снова, и тогда он (с.а.с.) поотрубает руки и ноги лицемерам». Тогда пришёл Абу Бакр, раскрыл лицо Посланника Аллаха (с.а.с.), поцеловал его и сказал: «Клянусь, твой облик приятен как при жизни, так и после смерти. Клянусь Тем, в Чьей воле душа моя, Аллах никогда не даст тебе вкусить смерть дважды». Затем он вышел и сказал (подразумевая Умара): «О клянущийся (в том, что Пророк не умер) — тише!». Когда Абу Бакр заговорил, Умар присел. Абу Бакр восхвалил Аллаха и сказал: «Кто поклонялся Мухаммаду (с.а.с.), знайте, Мухаммад умер! Но кто поклонялся Аллаху, знайте, Аллах — жив и не умрёт!». Затем он зачитал следующие аяты:

إِنَّكَ مَيِّتٞ وَإِنَّهُم مَّيِّتُونَ

«Воистину, ты смертен, и они смертны» (39:30),

وَمَا مُحَمَّدٌ إِلَّا رَسُولٞ قَدۡ خَلَتۡ مِن قَبۡلِهِ ٱلرُّسُلُۚ أَفَإِيْن مَّاتَ أَوۡ قُتِلَ ٱنقَلَبۡتُمۡ عَلَىٰٓ أَعۡقَٰبِكُمۡۚ وَمَن يَنقَلِبۡ عَلَىٰ عَقِبَيۡهِ فَلَن يَضُرَّ ٱللَّهَ شَيۡ‍ٔٗاۗ وَسَيَجۡزِي ٱللَّهُ ٱلشَّٰكِرِينَ

«Мухаммад является всего лишь Посланником. До него тоже были посланники. Неужели, если он умрёт или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обратится вспять, тот ничуть не навредит Аллаху. Аллах же вознаградит благодарных» (3:144).

Люди стали рыдать. Ансары собрались вокруг Саъда ибн Убады под навесом Бану Саида (куда так же пришли мухаджиры) и сказали: «Пусть будет правитель из нас и правитель из вас». Туда так же пришли Абу Бакр, Умар ибн аль-Хаттаб и Абу Убайда ибн Джаррах. Умар стал говорить, но Абу Бакр велел ему замолчать. Умар (уже спустя время) объяснял это так: «Дело было в том, что я заготовил речь и боялся, что Абу Бакру не удастся достучаться до них».

Затем Абу Бакр произнёс красноречивую речь, и среди его слов было следующее: «Мы — амиры, вы — визири». Хубаб аль-Мунзир сказал: «Нет, клянусь Аллахом, мы не согласны с этим! Пусть будет правитель из нас и правитель из вас». Абу Бакр сказал: «Нет! Мы — амиры, вы — визири! Они (курайшиты) географически находятся в центре арабов и по знатности самые значимые. Присягните же Умару или Абу Убайде ибн аль-Джарраху». Умар сказал: «Напротив! Мы присягнём тебе. Ты наш господин, ты лучший из нас и был более любим Посланником Аллаха (с.а.с.)». Сказав это, Умар взял Абу Бакра за руку и дал байат, за ним то же самое сделали люди. Кто-то сказал: «Вы погубили Саъда ибн Убаду!». Умар сказал: «Аллах погубил его» (Бухари).

В книге Ибн Хаджара «Фатх уль-Бари» сказано:

«Хадис от Аиши (р.а.) о смерти Пророка (с.а.с.) и о событиях под навесом Бану Саида повествует о последнем пути Пророка (с.а.с.) и о байате, данном Абу Бакру под навесом. Данное событие передаётся также в «Аль-Мунсарифе» по цепочке Ибн Аббаса от Умара, что-то было передано в «Аль-Ахкяме» по цепочке Анаса от Умара, а завершается же оно передачей Ибн Аббаса».

Под навесом Бану Саида был дан байат заключения Абу Бакру (р.а.). После же событий дачи байата под навесом остальные сахабы промолчали насчёт этого, тем самым подтвердив, что выдвижение кандидатов со стороны ахлю ль-халь валь-акд отвечает условиям заключения байата. Дальнейшие прения на тему того, кто из кандидатов является наиболее подходящим для поста халифа и последующая дача байата представляют собой шариатские процедуры по назначению халифа мусульман. При рассмотрении назначений остальных праведных халифов просматривается тот же способ назначения, что и в случае с Абу Бакром, но с разными подходами. Абу Бакр по просьбе сахабов выдвинул кандидатуру Умара на пост правителя. После смерти Абу Бакра мусульмане единодушно дали байат Умару.

Умар же перед своей смертью выдвинул шесть кандидатур на эту должность, чтобы мусульмане выбрали одного из этих шести кандидатов после смерти халифа Умара и принесли ему присягу (байат). После смерти Умара шестеро кандидатов проконсультировались по данному вопросу между собой и назначили порядок выбора кандидата, который будет предложен народу Абдуррахманом ибн Авфом, снявшим свою кандидатуру. Абдуррахман ибн Авф ответственно подошёл к своей задаче, приложив все усилия. Сначала он обошёл каждого из кандидатов, чтобы они назвали имя того, кого им хотелось бы видеть халифом кроме себя.

Круг кандидатур сузился до Усмана и Али. После чего Абдуррахман вышел к людям, чтобы услышать, кого из них двоих они предпочитают. Он расспрашивал мужчин и женщин из мухаджиров и ансаров. Собрав людей в мечети, Абдуррахман продемонстрировал байат Али, но Али не ответил на его байат. Затем он продемонстрировал байат Усману, и тот ответил на байат. Вслед за этим остальные мусульмане в мечети дали байат Усману. Что касается байата, данного Али, то он был дан мусульманским обществом Медины и Куфы после смерти Усмана (р.анхума).

Все упомянутые процедуры проходили при разнообразии услюбов с одобрения сахабов (р.анхум), что говорит о том, что это Иджма. Отсюда же, по воле Аллаха, и будет взята процедура избрания и назначения халифа будущего Исламского Государства. Проанализировав все упомянутые процедуры назначения праведных халифов, мы обнаруживаем, что общими в каждой из них является следующее:

1. Кандидаты были известны людям.

2. Присутствовали все условия заседания для назначения халифа.

3. Каждый раз учитывалось мнение ахлю ль-халь валь-акд (влиятельных людей), представляющих Умму. На тот момент ими были сахабы.

4. Тот, кого избирали представители Уммы (ахлю ль-халь валь-акд) или их большинство через байат инъикад, тот и становился халифом, которому подчиняться становится ваджибом.

5. После этого люди давали байат таа (подчинения).

Возвращаясь к байату Усману и выдвижению Умаром шести кандидатур, следует отметить:

1. Необходимость временного амира, который берёт на себя полномочия в период назначения нового халифа.

2. Максимальным количеством кандидатов является шесть человек.

Такова процедура назначения халифа мусульман, взятая из действий сахабов при назначении ими праведных халифов. С дозволения Аллаха, мусульмане в ближайшем будущем возобновят образ жизни сахабов и праведных халифов. Дай Аллах нам вернуть Халифат и назначить халифа, который будет защищать Ислам и отстаивать интересы мусульман во внутренней и внешней политике. Аминь!

До новых встреч, дорогие слушатели, при изучении следующего хадиса Пророка (с.а.с.). Да хранит вас Аллах. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

 

Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
10 Раджаба 1441 г.х.
03.03.2019 г.