Откуда появился человек?
وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ مِن سُلَالَةٍ مِّن طِينٍ
«Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины» (23:12).
Что его ожидает?
ثُمَّ إِنَّكُمْ بَعْدَ ذَلِكَ لَمَيِّتُونَ ، ثُمَّ إِنَّكُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ تُبْعَثُونَ
«После этого вы непременно умрёте. А потом, в День воскресения, вы непременно будете воскрешены» (23:15,16).
Для чего он был создан?
وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).
Каков результат всего этого?
فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُم مِّنِّي هُدًى فَمَنِ اتَّبَعَ هُدَايَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشْقَى ، وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكاً
«Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь» (20:123,124).
Откуда появился человек? Что его ожидает? Для чего он был создан? Предоставление полной мысли о человеке, жизни и Вселенной будет решением этой основной проблемы человека. Когда же найдёт своё решение основная проблема, тогда решатся и остальные.
Основные и второстепенные проблемы человека
Часть 26
Ограниченность человека как человека и ограниченность каждого в отдельности
Начнём с ограниченности человека как человека, потому что, решив эту проблему, мы решим и вопрос ограниченности каждого человека в отдельности, под чем понимается инвалидность и тому подобные положения. Ограниченность человека как человека присуща всем без исключения — это ощущение слабости, несовершенства и нужды в ином. Обладая подобной природой, человек ощущает своё несовершенство. Пытаясь скрыть своё бессилие, он в состоянии скрыть его от других, но не может обмануть самого себя. Ведь ощущение слабости и несовершенства человеком — врождённые качества, и они останутся при нём в любом случае, и это так же является проявлением инстинкта поклонения.
Ощущение несовершенства толкает человека прибегнуть к своему Создателю, которому, в свою очередь, не присущи такие качества, как слабость, несовершенство и нужда, потому что человек, несмотря на свои возможности, чувствует, что без своего Создателя он не в состоянии восполнить своё несовершенство и слабость, ведь Он — Создатель, который создал человека из ничего, предал ему прекрасный облик, наставил его на верный путь и определил ему удел. Взглянем на сотни аятов, где Всевышний Аллах сообщает Своим рабам о том, что Он подчинил людям всё, что вокруг них, небо и Землю. Рабы Аллаха добывают из неё своё пропитание, одежду, передвигаются по ней и живут здесь. Они извлекают из неё то, что необходимо им для жизни. Сколько бы ни было даровано человеку — способность размышлять, предпринимать меры, строить планы, — он понимает, что он ограничен в этой жизни законами Вселенной так же, как и ограничен своими возможностями и не в состоянии преступить пределов этого. Поэтому нахождение правильного решения основной проблемы заключается в налаживании связи человека со своим Создателем, где разъясняется связь между самим человеком, творениями и созданием из ничего, его отношение к моменту воскрешения и собрания людей в одном месте, что его связывает с наградой и наказанием в Судный день, в чём суть приказов и запретов Аллаха. Человек должен рассмотреть и принять понятия, которые внесут ясность в вопрос, связанный с его ограниченностью, слабостью и нуждой, и даруют ему умиротворение.
Главным таким пониманием в этой жизни, связанным с ограниченностью человека, является вопрос упования на Аллаха. Человек, уповая на Аллаха, перекрывает свою слабость и ограниченность. Разберём это подробнее.
Слово «упование» в арабском языке означает «опираться на кого-либо». Что касается упования на Аллаха, то это значит опираться во всех своих делах на Всевышнего Аллаха и быть убеждённым, что Аллах — единственный Создатель, только Он даёт удел и наставляет на верный путь. Он создал Вселенную и человека, а также наделил их определёнными качествами и свойствами, предопределил причины и закономерности. Ни один закон во Вселенной и ни одна причина не приведут к своему результату без воли и соизволения Аллаха. Человек должен быть абсолютно убеждённым в том, что достижение результата происходит только по воле Аллаха, и только у Него одного просят этого. Если бы Аллах пожелал, то никакая причина не привела бы к результату, и ни один человек не добился бы того, чего желал. Однако Аллах пожелал и установил такие закономерности, которые функционируют согласно Его знаниям и Его воле.
Человек слаб по своей природе. Всевышний Аллах сказал:
وَخُلِقَ الإِنسَانُ ضَعِيفًا
«Человек создан слабым» (4:28).
Человек сотворён слабым, беспомощным, ограниченным, и только вера и упование на Всевышнего Аллаха делают его сильным. Мы уже видели, как малочисленные отряды, уповая на Аллаха, побеждали многочисленные отряды. Это и есть суть упования на Аллаха.
Качества и способности человека исходят из темы къада и къадар, то есть это — то, что происходит не по его воле и он не в состоянии что-либо изменить. Человек вынужден спать и питаться, и он не в состоянии изменить этого. Человек склонен к болезням, старению, и не в его силах изменить это. Способности человека ограничены, он сидит, спит, ест до определённого предела, и так — во всех своих делах. Человек не может отказаться от органических потребностей, не может покрыть свою слабость и ограниченность.
Однако, решив свою главную проблему в жизни правильным образом — приняв Ислам, — человек довольствуется любым положением, в котором он находится. Он уверен, что положение, в котором он оказался, является благом для него.
Таким образом, человек, уповающий на Аллаха, полагающий все свои дела на Аллаха, может переступить свои возможности и сделать то, чего не могут другие. И для нас есть много примеров этого.
Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Абу Мухаммад (Халифа Мухаммад), Иордания
25 Джумада аль-уля 1438 г.х.
22.02.2017 г.