بسم الله الرحمن الرحيم
وَلَا تَرْكَنُوا إِلَى الَّذِينَ ظَلَمُوا
«Не опирайтесь на тех, кто чинит беззаконие…»
Всевышний Аллах сказал:
وَلَا تَرْكَنُوا إِلَى الَّذِينَ ظَلَمُوا فَتَمَسَّكُمُ النَّارُ وَمَا لَكُمْ مِنْ دُونِ اللَّهِ مِنْ أَوْلِيَاءَ ثُمَّ لَا تُنْصَرُونَ
«Не опирайтесь на тех, кто чинит беззаконие, дабы вас не коснулся Огонь. Нет у вас покровителей и помощников, кроме Аллаха, и тогда никто вам не окажет поддержки» (11:113)
В арабском языке слово الركون – «опираться на что-либо» – означает «склоняться к чему-либо». В данном же аяте смысл слова الركون – «опираться» – означает «склоняться перед чинящим несправедливость и одобрять их беззаконие, а также проявлять согласие и довольствие их режимом и правлением, льстя им и им подобным, сотрудничая с ними в совершении преступлений, помогая и уподобляясь им» (аз-Замахшари, ар-Рази и аш-Шаукани).
А кто те, которые чинят несправедливость? И относится ли это к мусульманам и немусульманам?
Ибн Аббас сказал: «Этот аят касается всех, не различая между мусульманами и немусульманами, так как во внимание берётся общность выражения, а не частность ситуации» (аш-Шаукани).
Аз-Замахшари сказал: «Даже незначительное проявление склонности непозволительно!», – а также привёл, что однажды один благочестивый халиф совершал намаз за имамом, и когда был прочитан этот аят, он упал в обморок, а когда пришёл в себя, его спросили: «Что случилось?». Он сказал: «Это говорится о тех, кто склонился перед чинящим беззаконие, а что тогда будет с самим беззаконником?!».
Посещение власть имущих
Аз-Замахшари уделил этому аяту должное внимание, процитировав слова Суфьяна ас-Саури: «В одной из лощин Ада будут обитать чтецы Корана, посещающие власть имущих».
Аль-Аузаи сказал: «Нет никого более ненавистного для Аллаха, чем учёный, посещающий чиновников».
Мухаммад ибн Масляма сказал: «Муха, копающаяся в испражнениях, лучше, чем чтец Корана, отбивающий пороги этих (чиновников)».
Суфьяна ас-Саури спросили о том, дал бы он попить воды беззаконнику, погибающему в пустыне. Он ответил: «Нет», – тогда ему сказали: «Ведь он умрёт!». Он ответил: «Ну и пусть умрёт».
Аз-Замахшари рассказывает: «В то время, когда аз-Зухри наведывался к чиновникам, один его брат в религии написал ему: «Пусть Аллах избавит нас и тебя, Абу Бакр, от фитны. Ты оказался в положении, когда каждый, кто тебя знает, должен молиться за тебя Аллаху и просить у Него милости для тебя; ты стал большим шейхом, и дары Всевышнего (богатства) начали отягощать тебя из-за понимания тобой книги Аллах и знания Сунны Его Пророка ﷺ, однако завет, который Аллах взял с учёных, не таков.
Аллах сказал:
لَتُبَيِّنُنَّهُ لِلنَّاسِ وَلا تَكْتُمُونَهُ
«Вы обязательно будете разъяснять его (Писание) людям и не будете скрывать его» (3:187)
Знай, что самое лёгкое из совершённого тобою греха и самое малое из того, что ты делаешь – это то, что ты своим присутствием разбавляешь одиночество залима и из-за своей постоянной близости с ним ты облегчил путь к заблуждению тому, кто попирает права других и не отдаляется ото лжи, и это происходит в то время, когда ты близок к нему. Они взяли тебя стержнем, на который опирается их ложь, и сделали тебя мостом, по которому они идут к своим несчастьям, и ты стал их лестницей, по которой они поднимаются к своим заблуждениям, из-за тебя они бросают тень сомнения на учёных и благодаря тебе вводят в заблуждение сердца несведущих. Самое малое, что они принесут тебе, – так это опустошение, но самое страшное – в том, что они отвратят тебя от твоей религии, и что тебя сохранит от того, чтобы не стать из числа тех, о которых Аллах сказал:
فَخَلَفَ مِنْ بَعْدِهِمْ خَلْفٌ أَضَاعُوا الصَّلاةَ وَاتَّبَعُوا الشَّهَوَاتِ فَسَوْفَ يَلْقَوْنَ غَيًّا
«После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток» (19:59)
Ты находишься перед Тем, Кто обо всём сведущ, и ты вызываешь гнев Того, Кто не упускает из виду ничего. Поправь свою религию, поскольку в неё проник яд, и подготовь свой багаж, поскольку тебя ждёт далёкий путь, и от Аллаха не скроешь ничего, ни на небесах, ни на земле. Мир тебе»».
Аз-Замахшари передаёт слова Хасана аль-Басри: «Религия Аллаха – между двумя запретами: запрет переходить границы и запрет склоняться», – т.е. не преступать границы дозволенного и не склоняться перед беззаконием и беззаконниками.
От него также передаётся, что один портной спросил у него: «Я шью одежду власть имущим, считаюсь ли я склонившимся перед теми, кто чинит несправедливость?». Хасан аль-Басри в ответ сказал: «Нет, ты не являешься тем, кто склонился перед чинящими несправедливость, ты являешься одним из них!».
О мусульмане! О учёные и обладатели знаний!
Проснитесь! И не склоняйтесь перед теми, кто чинит несправедливость, помогая им своими словами и делами. Говорите им слово истины и берите пример со своих праведных предшественников.
Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Абдуллах Хаким
3 Рабиъ уль-авваль 1438
2.12.2016