Адресован Абу Хисаму
Вопрос:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух… Прошу Вас разъяснить случай исключения Посланником Аллаха ﷺ неверных арабов-многобожников, жителей Йемена, которых он оставил на их религии, из числа остальных арабов-многобожников. Считается ли это исключение в отношении арабов-многобожников Йемена ограничением (къайд) общего хукма, который приводится в книге «Исламское Государство» на стр. 130: «Две последние группы людей остаются при своих убеждениях и соблюдают свои обряды поклонения…», – где эти две группы – обладатели Писания и многобожники? А также ограничением того, что передаётся в книге «Проект конституции», статья 7, пункт б? Или же это исключение относится только к тому поколению?
Также хочу задать второй вопрос: передаётся в книге «Исламское Государство» на стр. 130: «Государство назначает для них специальных судей, которые рассматривают возникающие между ними споры в государственных учреждениях…», – и в той же книге на стр. 131: «…решаются судьями, назначенными из их числа, но не в отдельных конторах, а в государственных учреждениях». Прошу Вас разъяснить характер работы этих судей и их положение, учитывая, что я искал ответ на эти вопросы в книге «Проект конституции», прежде чем задать их Вам, но не нашёл ответа. Суть вопроса такова: дозволяется ли в судопроизводстве государства присутствие двух судов, исламского суда и другого суда?
С уважением к Вам, Ваш брат Абу Билял.
Ответ:
Ва алейкум салям ва рахматуллахи ва баракятух!
Ваши два вопроса связаны с текстом книги «Исламское Государство» на стр. 129: «Это то, что касается мусульман. Что же касается других людей, которые следуют иной акъыде, нежели акъыда Ислама, то их можно разделить на четыре группы:
4) Многобожники: идолопоклонники, огнепоклонники, сабеи, индусы и другие, не являющиеся людьми Писания.
Две последние группы людей остаются при своих убеждениях и соблюдают свои обряды поклонения. Они следуют своей религии в вопросах брака и развода. Государство назначает для них специальных судей, которые рассматривают возникающие между ними споры в государственных учреждениях. Однако в вопросах пищи и одежды они могут следовать установлениям своих религий только в пределах, не нарушающих границы общественных норм (т.е. в рамках Шариата). Это распространяется как на обладателей Писания, так и на тех, кто таковым не является. В отношении огнепоклонников Пророк ﷺ сказал: «Относитесь к язычникам так же, как и к обладателям Писания». Однако отношение и меры наказания одинаковы как для мусульман, так и для немусульман. Подобно тому, как дела мусульман решаются в соответствии с Шариатом, так же и решение дел немусульман должно происходить в рамках Шариата. Здесь нет отличия одного человека от другого».
И в той же книге на стр. 131: «Вывод таков: внутренней политикой Исламского Государства является то, что оно исполняет исламский Шариат над всеми своими гражданами, независимо от того, мусульмане они или нет. Её исполнение происходит следующим образом:
4) Относящиеся к немусульманам вопросы брака и развода решаются судьями, назначенными из их числа, но не в отдельных конторах, а в государственных учреждениях. Если же эти вопросы возникают между мусульманами и немусульманами, то они решаются мусульманскими судьями в соответствии с законами Ислама».
«Статья 7: Государство распространяет действие законов Шариата на всех граждан, которые имеют гражданство Исламского Государства, мусульман и немусульман, следующим образом:
б) Немусульманам разрешается следовать своим убеждениям и, соответственно, совершать свои религиозные обряды в соответствии с общим порядком». Конец.
Ответ на первый вопрос:
Под многобожниками здесь не имеются в виду арабы-многобожники, напротив, подразумеваются все идолопоклонники, за исключением арабов, такие как, к примеру, некоторые африканские племена. Эти идолопоклонники не принуждаются к оставлению своих религий, и государство станет строить с ними взаимоотношения так же, как и с обладателями Писания, кроме их пищи (т.е. заколотого ими мяса) и женитьбы на их женщинах… Что же касается арабов-многобожников, поклоняющихся идолам, то шариатским хукмом (решением) в отношении них является предоставление им выбора между Исламом или смертью. В наше время из них никого не осталось. Их не осталось ещё со времён сподвижников (р.а.), т.к. тот, кто не принял Ислам в их время, был убит. Решение Шариата по поводу них мы разъяснили в книге «Исламская личность», 2 том (стр. 296) следующим образом:
«А что касается многобожников из числа арабов, то с ними не заключается перемирие и им не даётся защита, но их призывают к Исламу. Если они примут Ислам, то оставляются в покое, а если нет, то против них ведётся сражение. Всевышний Аллах сказал:
سَتُدْعَوْنَ إِلَى قَوْمٍ أُولِي بَأْسٍ شَدِيدٍ تُقَاتِلُونَهُمْ أَوْ يُسْلِمُونَ
«Вас ещё призовут воевать против людей, обладающих суровой мощью. Вы сразитесь с ними, или же они обратятся в Ислам» (48:16).
То есть, необходимо сражаться с ними, пока они не примут Ислам. Аят касается тех, с кем воевал Посланник Аллаха ﷺ, и это – идолопоклонники-арабы. Это указывает на то, что они либо принимают Ислам, либо с ними сражаются. Передаётся по цепочке аль-Хасана, что он сказал: «Посланник Аллаха ﷺ приказал вести сражение против арабов из-за Ислама и не принимать от них что-либо, помимо него. И приказал вести сражение против людей Писания до тех пор, пока они не будут выплачивать джизью собственноручно». Абу Убайд сказал: «Говоря об арабах, он подразумевал здесь идолопоклонников, которые не являются людьми Писания». А что касается людей Писания, то Посланник Аллаха ﷺ принял от них джизью, как это приводится во многих хадисах. Нигде не подтверждается, что Посланник Аллаха ﷺ принял от идолопоклонников из числа арабов джизью. Он не принимал после ниспослания аята о завоевании в суре «Покаяние» ничего, кроме Ислама или сражения. А что касается того, что он принимал джизью от арабов (жителей Йемена и жителей Наджрана), то это происходило из-за того, что они были людьми Писания – христианами и иудеями. Он не принимал джизью от идолопоклонников из числа арабов». Конец.
Ответ на второй вопрос:
Относительно слов в упомянутом тексте: «Государство назначает для них специальных судей, которые рассматривают возникающие между ними споры в государственных учреждениях…», – и слов: «Относящиеся к немусульманам вопросы брака и развода решаются судьями, назначенными из их числа, но не в отдельных конторах, а в государственных учреждениях…», – здесь не имеется в виду, что мусульманские судьи будут решать вопросы между немусульманами в соответствии с их законами, напротив, имеется в виду, что судопроизводство среди них будет осуществляться судьями из них, т.е. из числа немусульман. Однако для этих судей не определяются отдельные конторы, для них будут выделены залы в зданиях государственных учреждений, и с административной стороны они будут подконтрольны государственным судам. Назначение судей не оставляется на них самих, напротив, они будут назначаться со стороны государства. Именно государство определяет судей из их числа, которые станут решать среди них вопросы брака и развода и относящиеся к ним положения. И это не означает, что государственные суды будут совершать судопроизводство разными законодательствами: исламским и неисламским… Напротив, государственные суды будут судить только в соответствии с Исламом, однако для немусульман будут определены залы, в которых административно подотчётные судьи-немусульмане будут решать спорные вопросы между немусульманами в вопросах брака и развода и вытекающих из них положений согласно их законам и религиям – и это то, что предписал Шариат.
Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
16 Джумада ас-сани 1436 х.
05.04.2015
Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты на вопросы посетителей его странички в «Фейсбук»