С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного
Ответ на вопрос
Вопрос:
«В понедельник турецкая сторона объявила, что президент Турецкой Республики Северного Кипра Туфан Эрхюрман посетит Анкару в четверг, 13 ноября 2025 года. Бурханеттин Дуран, глава Управления по связям при администрации президента Турции, заявил, что визит Эрхюрмана в Анкару состоится по приглашению президента Эрдогана, добавив, что эта поездка станет первой зарубежной поездкой Эрхюрмана. 19 октября Высшая избирательная комиссия Турецкого Кипра объявила о победе лидера Республиканской турецкой партии Туфана Эрхюрмана на президентских выборах» («Анадолу», 10.11.2025)
Что послужило причиной такого сближения? Ведь в своей избирательной кампании Эрхюрман выступал за объединение двух частей острова, а Эрдоган — за два государства! Стоит ли за этим сближением Америка?
Да воздаст вам Аллах благом!
Ответ:
Чтобы ответ на вопросы, приведённые выше, был более ясен, необходимо обратить внимание на следующие моменты:
Первое: Кандидат от оппозиции в Северном Кипре Туфан Эрхюрман победил в первом туре выборов, набрав более 62% голосов, в то время как действующий президент Эрсин Татар получил менее 36% (RT, 19.10.2025). Новизна этих выборов заключается в победе оппозиционного кандидата, построившего свою избирательную кампанию на лозунге объединения острова с греческой частью Кипра, причём он выиграл с большим отрывом и с первого тура, тогда как проигравший президент выступал за концепцию «двух государств» — решение, которое Турция продвигает уже десятилетиями.
Чтобы понять последствия этих результатов как на местном, так и на международном уровне, необходимо рассмотреть следующее:
1. Что касается турецкого присутствия на Кипре, то во времена, когда Турция находилась под влиянием Британии, она воспользовалась дискриминацией турецких мусульман со стороны киприотов-греков и в 1974 году осуществила военное вмешательство, чтобы помешать проникновению американского влияния на остров через её агентов. Тогда Турции удалось добиться своего. Однако в эпоху правления Эрдогана Турция перешла из британской зоны влияния в американскую. Таким образом, турецкое присутствие в северной части острова сегодня стало инструментом в руках Америки. На местном уровне секуляристы продолжали удерживать доминирующее влияние в северной части острова. Представители власти годами запрещали девушкам даже носить хиджаб в школах. Когда же премьер-министр разрешил это в апреле 2025 года, Конституционный суд отменил это решение в сентябре 2025 года, (газета Haberler, 25.09.2025). Это указывает на глубоко укоренившийся радикальный секуляризм на Северном Кипре.
2. Поскольку Турция не привнесла в северную часть острова никакого успешного экономического опыта, экономическая ситуация на Северном Кипре оставалась плачевной. Более того, эта территория превратилась в убежище для «грязных» денег, а казино и игорные заведения распространились повсюду. С другой стороны, греческий Кипр, ставший в 2004 году членом Европейского союза и присоединившийся в 2008 году к зоне евро, усилил стремления тех сил, которые выступают за воссоединение острова с греческим Кипром, особенно на фоне того, что Турция десятилетиями стучится в двери ЕС, но ей никто не открывает!
Второе: Именно эта внутренняя обстановка, связи с Турцией и напористый секуляризм способствовали тому, что кандидат Туфан Эрхюрман одержал убедительную победу в первом туре выборов. Однако эти внутренние обстоятельства не были главной движущей силой, приведшей к его победе. Международные перемены и открытие природного газа в восточной части Средиземного моря оказали куда более серьёзное влияние. Разъясним это подробнее:
1. Российская война в Украине. В рамках подготовки к различным возможным сценариям развития российско-украинского конфликта и в свете вероятности того, что Россия может установить контроль над Чёрным морем, США усиливают своё военное присутствие на базах в Греции, включая переброску наземной техники. В условиях нарастающих рисков со стороны России американский взгляд на Кипр как на «непотопляемый авианосец» в регионе вновь становится актуальным. Америка возвращается к своей давней мечте — разместить военные базы на острове. И хотя эта идея не нова, именно война России в Украине усилила потребность США в военном присутствии на Кипре.
Также в свете войн на Ближнем Востоке Америка рассматривает своё военное присутствие на Кипре как более стабильное по сравнению с присутствием в арабском регионе, учитывая, что его нестабильность и усиливающееся исламское влияние могут привести к вытеснению американского влияния из региона.
2. Открытие месторождений природного газа. Открытие крупных месторождений природного газа в восточной части Средиземного моря за последние два десятилетия вызывают большой интерес у американских энергетических компаний, которые уже сегодня участвуют в разработке газовых месторождений в этом регионе. Это подталкивает Америку к ещё большему укреплению своего влияния в Восточном Средиземноморье.
В этом контексте Кипр рассматривается как важное звено, как в сфере добычи, так и в сфере газопроводной инфраструктуры. Поэтому посол США на Кипре регулярно встречается с президентом Кипра и с 2018 года обсуждает с ним вопросы, связанные с открытием нефтяных и газовых месторождений в восточной части Средиземного моря. То же относится и к посещениям членами Конгресса, которые часто приезжают в Никосию.
Из-за этих газовых ресурсов между странами региона возникли новые споры, центром которых стали вопросы морских экономических границ.
А с возвращением администрации Трампа в начале этого года вновь усилился лоббизм американских энергетических компаний. Администрация Трампа начала активно добиваться доминирования в добыче природного газа в восточной части Средиземного моря, чтобы использовать этот газ как ещё один инструмент привязки Европы к себе в сфере энергетики — после того, как Европа была лишена российского газа.
3. Ослабление Британии после Brexit. Взгляд Америки на Великобританию изменился, обнажив её слабость после выхода из Европейского союза. Несмотря на обещания США, которые так и не были выполнены, заключить с Британией крупное торговое соглашение после выхода из ЕС в 2020 году, администрация Трампа, вместо этого, ввела против неё таможенные пошлины, последствия которых до сих пор проявляются в виде закрытия британских заводов.
Согласно новому американскому подходу, предполагается перенять британское влияние и инструменты, особенно на Кипре. Так, американский журнал The National Interest 8.11.2024 года — издание консервативного направления, поддерживающее линию Трампа — опубликовал статью одного из идеологов американских правых Майкла Рубина, в которой он призвал США вывести Британию из Кипра и взять под свой контроль две её военные базы — Акротири и Декелия, занимающие 3% площади острова!
4. Наиболее вероятно, что эти международные перемены и открытие новых газовых месторождений сформировали у США новое видение и курс на объединение острова Кипр. Во время своего первого срока администрация Трампа сняла действующий с 1987 года запрет на поставку вооружений Кипру: «Во вторник США объявили о частичном и сроком на один год снятии более чем тридцатилетнего запрета на продажу Кипру военной техники… Государственный департамент заявил, что госсекретарь Майк Помпео сообщил президенту Республики Кипр Никосу о своём решении снять ограничения на экспорт, реэкспорт и передачу нелетальных оборонительных товаров и услуг», (Swiss Info, 02.09.2020).
С тех пор это решение ежегодно продлевается.
Затем администрация Байдена продолжила этот курс, подписав с Кипром важное оборонное соглашение: «Кипр и США подписали рамочное соглашение о сотрудничестве в области обороны, в котором определены пути укрепления совместного реагирования на региональные гуманитарные кризисы и угрозы безопасности», («Аль-Яум ас-Сабиа», 10.09.2024).
Третье: Американский президент Байден принял президента Кипра в Вашингтоне, что является крайне редким событием и было до этого лишь дважды — в 1970 и 1996 годах. Это произошло в конце срока администрации Байдена, уже после объявления о победе Трампа. При этой встрече США обозначили свою позицию: «Президент США, который принял президента Республики Кипр Никоса Христодулидиса в Белом доме, заявил перед началом встречи: «Я по-прежнему сохраняю оптимизм относительно возможности объединения Кипра на основе двухзональной и двухобщинной федерации». Он также подчеркнул: «Соединённые Штаты готовы оказать любую возможную поддержку для достижения этой цели». В свою очередь, президент Никос подтвердил, что он рассчитывает на поддержку США в кипрском вопросе», (Кипрское информационное агентство, 30.10.2024).
А до того: «Министр обороны Кипра Василис Палмас заявил, что строительство вертолётной базы возле Ларнаки уже ведётся. Греко-кипрские СМИ сообщили, что база будет предоставлена Соединённым Штатам», («Turkey Today», 29.07.2024).
Четвёртое: Что касается Турции, то она объявила о своём неприятии оборонного соглашения между греческим Кипром и Америкой (сайт МИД Турции, 11 сентября 2024 года). Однако как государство, находящееся в зависимости от США, Турция не может выступать против решения, которое Америка уже утвердила. Поэтому Турция начала проводить встречи на высоком уровне с греческими официальными лицами, а также установила контакты с представителями греческого Кипра, несмотря на то, что Анкара их официально не признаёт из-за конфликта вокруг Северного Кипра:
1. «Кипрские официальные лица сообщили, что президенты Турции и Кипра встретились на полях саммита в Венгрии в этот четверг, что является достаточно редким явлением. Заместитель пресс-секретаря правительства Кипра Яннис Антониу написал в своей публикации на платформе X, что министр иностранных дел Турции Хакан Фидан также присутствовал на встрече», (Al-Ittihad News, 07.11.2024).
Такое могло произойти только по американскому требованию с целью того, чтобы подтолкнуть Турцию к принятию американского решения по кипрскому вопросу.
2. Например, когда Турция начала создавать напряжённость в отношениях с Грецией, это происходило в соответствии с желаниями администрации Трампа в его первый срок. А когда к власти пришёл Байден и стал выстраивать политику возвращения к союзничеству с европейскими партнёрами, Турция в лице Эрдогана также встроилась в это новое американское виденье, противоположное виденью предыдущей администрации.
3. Возражения Турции против оборонного сотрудничества США с греческим Кипром в 2024 году не имело практических последствий, поскольку встреча Эрдогана с президентом греческого Кипра состоялась вскоре после объявленного «возражения». Это ясно свидетельствует о том, что Турция во главе с Эрдоганом легко меняет свой курс в зависимости от направления американской политики.
Пятое: Что касается заявления новоизбранного президента Северного Кипра: «Эрхюрман назвал свою победу «победой для всех турко-киприотов, независимо от их политических взглядов» и подчеркнул свою решимость выстраивать внешнюю политику «в тесной координации с Турцией» для сохранения единства рядов и позиций» (Al Jazeera Net, 20.10.2025), то оно было сделано в целях подготовки почвы для сближения сторон ради реализации американского плана по федерализации Кипра.
Именно поэтому союзник Эрдогана и лидер турецких националистов в Анкаре Девлет Бахчели пришёл в ярость и публично заявил о своём отказе признать результаты выборов в Северном Кипре. Он призвал парламент Северного Кипра немедленно собраться, объявить отказ от результатов выборов и принять решение о присоединении к Турецкой Республике (RT, 19.10.2025).
Однако сам Эрдоган: «В воскресенье президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган поздравил лидера Республиканской турецкой партии в Турецкой Республике Северного Кипра Туфана Эрхюрмана с его победой на президентских выборах», («Анадолу», 19.10.2025).
Более того, он даже хвастал зрелостью демократии на Северном Кипре.
Таким образом, жёсткие позиции звучат лишь от турецких политиков, не находящихся у власти, тогда как окружение Эрдогана, глубоко погрязшее в зависимости от Америки, выражает позиции, строго согласующиеся с американской линией. Поэтому Эрдоган оставил идею присоединения Кипра или решения «двух государств» и стал склоняться к федеративной модели.
Шестое: Таким образом, наиболее вероятным сценарием представляется ускорение переговоров по объединению острова Кипр в соответствии с американским виденьем — на основе двухзональной и двухобщинной федерации. В этой модели доминирующее положение будет принадлежать греко-киприотам, тогда как политические права мусульман-турко-киприотов окажутся ограниченными. Это соответствует курсу Америки в её войне против Ислама, а также её видению более значимой роли греческого Кипра, который по своему характеру ближе к греческому и является союзником США.
Кроме того, Турция, находясь в орбите американской политики, не может ей противостоять. Если местные, турецкие и международные обстоятельства сохранятся в текущем виде, то путь к успеху переговоров по созданию федерации в соответствии с американским видением будет открыт.
Не исключено, что визит Туфана Эрхюрмана в Турцию в четверг, 13 ноября 2025 года, станет первым шагом в реализации американского плана по созданию двухобщинной и двухзональной федерации, где внутренние вопросы каждой зоны будут регулироваться ею самой, тогда как вопросы обороны и внешней политики будут находиться главным образом в руках федерального правительства, то есть греков-киприотов.
Если дела пойдут так, как того желает Америка, то её план будет включать и очищение Кипра от иностранных войск (двух британских баз на острове и турецких сил), чтобы в итоге только США обладали собственными базами на севере Кипра.
Седьмое: Действительно больно видеть, как господство неверных колонизаторов непрерывно усиливается над странами мусульман на глазах у правителей мусульман, которые не только не осмеливаются препятствовать этому усилению, они даже не в состоянии высказать осуждение этому, не говоря уже о том, чтобы прогнать этих колонизаторов с земель Ислама, как это было во времена Праведного Халифата, когда Ислам распространялся по земле, неся с собой справедливость.
Но каким образом правители, связанные верностью колонизаторам-неверным, могут противостоять им?
Кипр — яркое тому свидетельство. Америка делает в нём всё, что пожелает, хотя это исламская земля, завоёванная мусульманами в эпоху правления Усмана, третьего праведного халифа, в 28 году хиджры. Это был один из первых морских походов мусульман. В этом завоевании участвовали многие сподвижники Посланника Аллаха ﷺ: Абу Зарр, Убада ибн ас-Самит вместе со своей супругой Умм Харам, Абу ад-Дарда, Шаддад ибн Аус, да будет доволен Аллах ими всеми. И по сей день могила благородной сподвижницы Умм Харам остаётся одним из самых известных мест на Кипре.
Кипр имеет особое место в истории Ислама. Когда европейские крестоносцы захватили его во время первых крестовых походов против мусульманских земель, мусульмане не знали покоя, пока не освободили его и не вернули в лоно Ислама. Затем остров стал частью Османского государства, как и остальные земли мусульман, поскольку Халифат перешёл к османам. Но после уничтожения Халифата англичане аннексировали Кипр, включив его в число своих колоний.
Однако так же, как мусульмане однажды освободили его от крестоносцев и вернули в лоно Ислама, они непременно освободят его снова с дозволения Аллаха, Великого и Достохвального. Это и будет истинным решением кипрского вопроса, а именно: вернуть остров в число исламских земель, каким он был во время Османского халифата. Сейчас он должен оставаться частью Турции, пока вновь не будет восстановлен Халифат, и тогда знамя Ислама взовьётся над Турцией, Кипром и всеми мусульманскими землями! И это непременно произойдёт с дозволения Аллаха, и тогда это будет великое достижение.
Это и есть решение, это и есть истина:
فَمَاذَا بَعْدَ الْحَقِّ إِلَّا الضَّلَالُ فَأَنَّى تُصْرَفُونَ
«Что может быть за истиной, кроме заблуждения? До чего же вы отвращены от истины!» (10:32).
Решение вовсе не в том, что планирует Америка, или что ранее планировала Британия. Другими словами, решение заключается не в том, чтобы на Кипре существовали два государства, с присоединением одного к Турции, а другого к Греции, или же без их присоединения. И не в том, чтобы Кипр стал федеративным государством из двух частей под властью греков. И не в том, чтобы он стал единой страной, также под властью греков.
Ведь ни одну часть исламской земли нельзя оставлять под властью неверных:
وَلَنْ يَجْعَلَ اللَّهُ لِلْكَافِرِينَ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ سَبِيل
«Аллах не откроет неверующим пути против верующих» (4:141).
Кипр с дозволения Аллаха вернётся к своим истокам — в число исламских земель. Дни сменяют друг друга, и много кто накладывал свои руки на Кипр, но итог всегда был за богобоязненными:
وَاللَّهُ غَالِبٌ عَلَى أَمْرِهِ وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لَا يَعْلَمُونَ
«Аллах властен вершить Свои дела, однако большинство людей не ведает об этом» (12:21).