27
Пн, мая

Преобразование с точки зрения деятельности и конечного результата

Ответы на вопросы
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос: Находится ли преобразование в сфере, где доминирует человек? Если ответ положителен, то может ли человек контролировать место и время, т.е. где и когда произойдёт преобразование?

Если проходит большое количество времени, и при этом нет никаких изменений и продвижений, означает ли это, что допущена ошибка в процессе преобразования общества? Или же преобразование относится к сфере, которая доминирует над человеком? Если ответ положителен, тогда на что указывает следующий аят:

إِنَّ ٱللَّهَ لَا يُغَيِّرُ مَا بِقَوۡمٍ حَتَّىٰ يُغَيِّرُواْ مَا بِأَنفُسِهِمۡ

«Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (13:11)?

Ответ:

Если под словом «преобразование» Вы имели в виду деятельность по преобразованию общества, то ответ: да! Этот процесс относится к сфере, где доминирует человек, на это ясно указывают шариатские тексты.

Если же под «преобразованием» подразумевается конечный результат, то здесь всё обстоит иначе. Ведь конечный результат в данном вопросе относится к сфере, которая доминирует над человеком. Ведь как часто случается, что человек трудится, старается, но в конечном итоге не происходит желаемого преобразования! Оно осуществляется либо через продолжительное время, либо в короткие сроки.

Человек должен отчитывать себя за свою позицию, действия на этом пути, до того, как его спросят за это в Судный день. Он должен избегать разного рода упущений, быть серьёзным и прилагать максимум усилий. Постоянно изменять подходы к делу, чередовать услюбы (способы). Человек должен вносить изменения в свой образ жизни, если замечает в нём ошибки и отход от правильного пути. Он должен постоянно укреплять свою связь с Аллахом.

Однако всё сказанное является лишь инструментом для выполнения шариатского хукма, который требует ведения деятельности по преобразованию общества, который требует вывести общество из никчёмного положения к благословенному, из мрака лжи — к свету истины.

Что же касается осуществления преобразования наверняка, т.е. в определённое время, в определённом месте, то здесь человек бессилен, т.к. это сфера, где он не может доминировать.

Доказательством этому служат действия Посланника Аллаха ﷺ. Ведь когда он ﷺ стал Посланником в Мекке, то на протяжении 13 лет осуществлял свою пророческую миссию в полном объёме, но не смог добиться необходимого преобразования. И здесь будет неуместным сказать, что Посланник ﷺ допустил ошибки в своей деятельности.

Но затем из Медины прибыла группа, последовали первая и вторая присяги при Акабе.

Что касается Мусаба ибн Умайра, то в процессе преобразования в Медине за 1 год он смог добиться больших результатов, нежели Посланник ﷺ за 13 лет в Мекке. При этом стремления Мусаба невозможно и рядом поставить со стремлением Посланника ﷺ. В конечном итоге, именно в Медине, а не в Мекке было установлено Исламское Государство.

Основываясь на вышесказанном, нужно понимать, что наряду со стремлением к преобразованию, должны быть: качественная деятельность, выбор лучших услюбов (способов), развитие потенциала, ведение деятельности в разных регионах и т.д. Но, повторюсь ещё раз, всё это протекает в сфере, где доминирует человек. Поэтому за действия в этой сфере и будет спрошен человек в Судный день. Следовательно, является ваджибом для человека надлежащим образом вести деятельность по преобразованию общества, и не важно, займёт это много времени или мало.

Человек не должен ослабевать от возникающих сложностей на этом пути, не должен позволить своей воле и решительности ослабеть из-за потрясений и препятствий. Напротив, он должен оставаться непоколебимым как гора, горделиво идущим по прямому пути, стойким на истине, отчитывающим себя за качество участия в деятельности по преобразованию, выполнять эту деятельность наилучшим образом, полагаться только на Аллаха, только Его просить о помощи и милости на протяжении дней и ночей.

Что касается конечного результата преобразования, то это относится к сфере, которая доминирует над человеком. Поэтому мы не можем реализовать преобразование общества, когда пожелаем, т.е. сегодня или завтра, не можем обозначить место, где это произойдёт. Следовательно, будет неправильно впадать в отчаяние и разочарование, если процесс преобразования затягивается на долгие годы, а трудности скапливаться всё больше и больше. Напротив, мы должны продолжить свою деятельность, придерживаться истины, быть искренними, проявлять серьёзность, прилагать усердие, совершенствоваться в услюбах и анализировать их. Ведь Аллах помогает праведным рабам!

Также следует учесть, что продолжительность пути не означает, что человека постиг провал или что им были допущены роковые ошибки. Ведь сам Посланник ﷺ был отвергнут обществом Мекки, где он делал Таляб ан-Нусра (обращение за помощью) более 10 раз, но ему было отказано. Некоторые отказали ему ﷺ в жёсткой форме настолько, что пролилась его ﷺ кровь. Затем была оказана помощь из Медины, а не из Мекки, хотя именно в последней было начало пророчества. И никому не придёт в голову сказать, что Посланник ﷺ допустил ошибки, а Мусаб сделал так, как надо.

Что касается слов Всевышнего:

إِنَّ ٱللَّهَ لَا يُغَيِّرُ مَا بِقَوۡمٍ حَتَّىٰ يُغَيِّرُواْ مَا بِأَنفُسِهِمۡ

«Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (13:11), —

то это связано с шариатским хукмом: кто желает достичь преобразования, тот должен серьёзно, усердно и искренне подойти к этой деятельности.

Подводя итоги:

1) Деятельность по преобразованию общества является фардом. Но при этом нужно понимать, что она относится к сфере, где доминирует человек.

2) Конечный результат процесса преобразования, время и место относятся к сфере, которая доминирует над человеком. Следовательно, человек не должен впадать в отчаяние и опускать руки, когда обещанная помощь задерживается.

3) Продолжительность пути не означает, что были допущены роковые ошибки. Ведь Аллах сказал:

إِنَّ ٱللَّهَ بَٰلِغُ أَمۡرِهِۦۚ قَدۡ جَعَلَ ٱللَّهُ لِكُلِّ شَيۡءٖ قَدۡرٗا

«Аллах доводит до конца Своё дело. Аллах установил меру для каждой вещи» (65:3).

4) Всевышний Аллах не осуществляет преобразований в обществе руками ленивых и беззаботных людей. Напротив, Он даёт это тем, кто проявляет усердие и искренность. Ведь Аллах — Тот, Кто оказывает помощь!

 


6 Рабиъ уль-авваль 1430 г.х.
02.03.2009 г.

Главное меню