Убийство Джамаля Хашогги в консульстве Саудовской Аравии в Стамбуле вызвало большую озабоченность европейских стран. Европа нашла возможность пошатнуть американское влияние в Саудовской Аравии и укрепить свои позиции на Ближнем Востоке.
Она извлекла из этого инцидента максимальную выгоду. Европейская пресса стала раздувать это происшествие, создавая общественное мнение, которое требует не скрывать преступление Саудовской Аравии, а наказать её и возложить на её руководство всю ответственность за убийство журналиста. Британия, Франция и Германия потребовали от Саудовской Аравии «подробные и немедленные» ответы по поводу смерти Хашогги, решительно осудив версию королевства. Голоса в Европе стали призывать к более активным действиям по ужесточению позиций в отношении Саудовской Аравии. Среди европейских лидеров самой быстрой реакцией на этот инцидент отличилась канцлер Германии Ангела Меркель, приостановив экспорт вооружений в Саудовскую Аравию.
Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй заявила, что саудовская версия убийства журналиста Джамаля Хашогги «не заслуживает доверия». Ранее, выступая перед Палатой общин Великобритании, Мэй заявила, что её правительство воздержится от участия в экономическом форуме «Давос в пустыне», который пройдёт в Саудовской Аравии. Ряд крупных британских бизнесменов и медиамагнатов во главе с британским миллиардером Ричардом Брэнсоном (который приостановил все дела с Саудовской Аравией, в том числе инвестиции в «Virgin Atlantic» в размере 1 млрд. долларов) в знак протеста против убийства Хашогги объявил о своём выходе из форума. Этот ранний выход британцев из форума побудил и другие страны объявить бойкот. Министр иностранных дел Великобритании Джереми Хант принял меры в отношении подозреваемых в убийстве Хашогги, запретив им въезд в Великобританию. «Мир всё ещё ждёт ответов по убийству Джамаля Хашогги», — сказал он.
Президент Франции Эммануэль Макрон в телефонном разговоре с королём Сальманом выразил свой гнев по поводу убийства Хашогги. Французское правительство заявило, что Макрон потребовал полного раскрытия обстоятельств этого дела, и процитировало его слова, что «Париж без колебаний выполнит международные санкции в отношении виновных в убийстве Хашогги по договорённости с союзниками».
Три крупных европейских государства — Великобритания, Франция и Германия — сразу же после преступления потребовали дать «детальный и полный ответ» по этому делу. В заявлении, опубликованном после совместного заседания, была подчёркнута «необходимость провести заслуживающее доверие расследование, чтобы раскрыть правду, определить лиц, виновных в исчезновении Хашогги, и призвать их к ответу».
Председатель Европейского совета Дональд Туск предостерёг страны Европейского Союза от «лицемерия» в деле убийства Хашогги, надеясь, что страны и институты ЕС избегут любых «подозрительных игр», и выражая свои опасения по поводу того, что экономические интересы возьмут верх над здравым смыслом. Выступая перед членами Совета Европы, Туск заявил: «Даже малейший след лицемерия опозорил бы нас. Моя роль — не в том, чтобы говорить о тех, кто хочет защитить свои интересы, но я знаю одно: единственный европейский интерес — раскрыть все детали, невзирая на то, кто стоит за этим преступлением».
В проекте резолюции Европейского парламента содержится призыв к проведению беспристрастного, международного расследования убийства Хашогги, к немедленному приостановлению членства Саудовской Аравии в Совете ООН по правам человека и созданию «Списка Хашогги», который включал бы в себя лиц, вовлечённых в это преступление, чтобы наложить на них санкции. «Убийство одного журналиста — это нападение на свободу выражения мнений и нападение на всех нас», — сказала верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини.
Меньшие европейские страны также заняли относительно жёсткие позиции в отношении Саудовской Аравии. Чехия отозвала одного из своих дипломатов из Эр-Рияда после того, как пригласила посла Саудовской Аравии. Министерство иностранных дел Дании вызвало посла Саудовской Аравии. Нидерланды отменили все совместные правительственные мероприятия с Саудовской Аравией. Австрия, председательствующая по ротации в Европейском Союзе, призвала все страны ЕС прекратить поставки оружия в Саудовскую Аравию.
Что касается европейской прессы, особенно британской, то смерть Хашогги стала главной обсуждаемой темой в последнее время. Все свои нападки она направила на Мухаммада ибн Сальмана, возлагая на него полную ответственность и требуя лишить его статуса наследного принца.
Например, британская газета «The Times» опубликовала статью под названием «Досадный принц», в которой пишется: «Саудовский наследный принц Мухаммад ибн Сальман оказался в эпицентре драмы, которая грозит перерасти в геополитический кризис». Далее пишется: «Утечки турецких СМИ не оставляют сомнений в том, что Мухаммад ибн Сальман приказал убить саудовского журналиста-оппозиционера Джамаля Хашогги». В конце статьи пишется: «Выход из этого кризиса заключается в том, чтобы наследный принц покинул свой пост». Ричард Спенсер написал в «The Times» статью под названием «Спасётся ли наследный принц Саудовской Аравии?», в которой пишется: «Из-за происшествия с Хашогги в центре внимания оказалась одна страна и один человек. Страна — это Саудовская Аравия, союзник Соединённых Штатов и Великобритании, а человек — это наследный принц Саудовской Аравии Мухаммад ибн Сальман».
Таким образом, разгорелся конфликт между Америкой, пытающейся скрыть преступление, которое нависло над её первым человеком в Саудовской Аравии и даже во всём Ближнем Востоке, Мухаммадом ибн Сальманом, и между Великобританией и Европой, которые стремятся ослабить американское влияние в Саудовской Аравии путём свержения Ибн Сальмана или ослабления его позиций.
Америка изо всех сил противостоит европейской кампании в СМИ против Ибн Сальмана, защищая его всеми возможными способами и средствами, иногда сажая свои газеты на европейскую волну, иногда обвиняя неких «изгоев» без указания их участия в преступлении, и время от времени утверждая, что это убийство является самым большим скрытым преступлением в истории. Она не объясняет, кто стоит за убийством, иногда повторяя, что будет работать над раскрытием преступников и их наказанием, но ни в коем случае не обвиняя Ибн Сальмана и не желая каким-либо образом включать его в список подозреваемых.
На самом же деле, вопрос не в личности Ибн Сальмана, даже если он и стал предметом конфликта; проблема так же не связана и с нападением на свободу печати и журналистики, как утверждают европейцы. Скорее, это вопрос борьбы за влияние в самом важном и опасном регионе в мире, поводом для чего стало это ужасное преступление.
Газета «Ар-Рая»
Д-р Ахмад аль-Хатвани
22 Сафара 1440 г.х.
31.10.2018 г.