Создание национальных и патриотических государств в Европе на основе капиталистической демократической системы после подписания Вестфальского договора в 1648 году подготовило почву для возникновения «государства в государстве».
Государство после Вестфальского договора стало формироваться из нескольких институтов власти. Полномочия правительства были разделены и распределены между несколькими институтами. С этого момента правителем в государстве перестали быть президенты, короли или премьер-министры в одном лице, а власть перешла к отдельно взятым государственным институтам. Согласно этому, правительство — это институт, парламент — институт, судебная власть — институт, армия — институт, служба безопасности — институт. Каждый из этих институтов стал делиться на более мелкие институциональные единицы. Правительство состоит из министерств. Каждое министерство — это независимый институт с полномочиями власти. Парламент обычно имеет два руководящих института с широкими полномочиями, а именно — членов Палаты депутатов и Сената (старейшин или лордов).
Служба безопасности, как институт со всеми внутренними и внешними разведывательными учреждениями, так же имеет широкие полномочия во власти. В армии имеются полуавтономные военные подразделения, управляющие солдатами и офицерами; к ним относятся такие регулярные воинские формирования, как Республиканская гвардия, элитные силы и т.п. Судебная власть делится на уголовные и верховные суды, обладающие широкими полномочиями. Многие профсоюзы имеют законные полномочия заниматься вопросами рабочих и занятого населения.
Таким образом, власть в капиталистической системе была разделена на группу отдельных друг от друга правящих институтов, полная независимость которых гарантируется «общим правом». Это они называют разделением и независимостью властей. Данное положение приводит к дублированию или несовместимости полномочий в системе управления, а также к слабости и путанице при принятии решений и неэффективности этих решений.
Но самым опасным в такого рода институциональной системе является наличие огромного потенциала для создания тайных коалиций между руководителями различных институтов власти, чтобы нарушить функционирование правительства или даже организовать государственный переворот. Эти самые тайные коалиции обычно называют «параллельным» государством, объединяющим сотрудников различных государственных институтов общими интересами. Это является дублированием власти или, иными словами, «государством внутри государства».
Если же данный риск, обусловленный независимостью институтов, контролируется в некоторой степени в развитых странах, то в странах третьего мира он полностью находится вне контроля. Глубинное государство может иметь абсолютный и постоянный контроль над официальным государством. То, что происходило в Турции во второй половине двадцатого века, в Алжире — в чёрное десятилетие девяностых годов прошлого века, то, что произошло с революциями в Египте, Тунисе и Ливии — всё это является лишь формой господства и контроля глубинного государства во время бунта масс. Поэтому частичное изменение или «пластика» в этих странах является пустым и бездейственным делом. Это часто приводит к усилению режимов вместо революций. Полное коренное изменение является единственным выходом в таких обстоятельствах.
В Исламе нет места для существования государства в государстве в системе правления, потому что государственная система в Исламе попросту не является системой институтов власти, а базируется на халифе, который представляет Умму в претворении норм Шариата. Халиф — это государство, а государство — это халиф. Институты в государстве Халифат — это институты управления, а не власти. Все они помогают халифу в правлении, но при этом не разделяют с ним власть.
С другой стороны, отсутствие институтов власти в Исламском Государстве не означает существования диктатуры, потому что халиф не правит согласно своим прихотям. Он правит согласно Шариату Аллаха. А тот, кто правит согласно Шариату, не может быть диктатором, ведь халиф вынужден править людьми по Шариату, равно как все поданные обязаны подчиняться нормам Шариата. Всевышний Аллах сказал:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ ٱدۡخُلُواْ فِي ٱلسِّلۡمِ كَآفَّةٗ
«О те, которые уверовали! Принимайте Ислам целиком» (2:208).
Это означает, что господство в Исламском Государстве принадлежит лишь Шариату. В этом государстве нет места домыслам или желаниям, как и нет места индивидуализму, жестокости и тирании, потому что нормы Шариата предотвращают возникновение подобных проблем.
Следовательно, можно сказать, что в Халифате нет места для понятия «государство в государстве», его появлению или внедрению в госструктуру, поскольку Халифат, во-первых, не является государством институтов правления, а во-вторых, в нём не могут появиться подрывные националистические или патриотические связи. Ислам является единственным правилом, которое принимается в расчёт Исламским Государством. Отсюда нет даже риска того, что институты правления примут националистические и патриотические связи в основу строения государства по причине отсутствия этих самых институтов.
То, что произошло в Европе с созданием национальных и патриотических государств на основе разделения власти на различные институты, никак не относится к мусульманским странам. Система правления в Исламе основана на исламской акъыде, в то время как в национальных и патриотических государствах — на разделении религии от государства, распределении полномочий власти между институтами правления, а также на святости границ родины или кровной связи в качестве фундамента, на котором базируются все институты власти.
Вот почему любая реформа или частичное изменение в национальных и патриотических государствах обречены на провал, поскольку глубинное государство, укоренившееся в них, не позволяет процессу частичных изменений дать плоды. Следовательно, необходимо сначала уничтожить эти государства, а затем приступить к установлению Исламского Государства на их руинах.
Газета «Ар-Рая»
Ахмад аль-Хатавани
26 Рабиъ ус-сани 1440 г.х.
02.01.2019 г.