18 марта 1948 года, за два месяца до провозглашения сионистского образования во время войны, получившей название «An-Nakbah» (пер. «катастрофа»), президент США Трумэн тайно встретился с еврейским лидером Хаимом Вейцманом и пообещал ему признать еврейское государство 15 мая того же года.
За год до этого Британия внесла досье палестинской проблемы в ООН, чтобы не быть единственной ответственной за создание сионистского образования. Однако 25 ноября 1948 года палестинская комиссия отказалась от проекта единого государства и поддержала план раздела. На следующий день, 29 ноября 1948 года, ООН приняла резолюцию № 181 о разделе Палестины на два государства, арабское и еврейское, с приданием международного статуса городу Иерусалим.
Текст резолюции гласил: «Независимые Арабское и Еврейское государства и специальный международный режим Города Иерусалим должны быть созданы в Палестине». План разделения предоставил 56,5% палестинской территории евреям и включил создание Палестинского экономического союза между палестинским и «израильским» государствами согласно резолюции № 181. Основным инициатором издания этой резолюции была Америка, с которой согласились ещё две сверхдержавы того времени, Россия и Франция. Между тем, Британия предпочла воздержаться от голосования. В итоге данная резолюция стала ядром плана урегулирования, предусматривающего раздел Палестины на два государства, арабское и еврейское, с приданием международного статуса городу Иерусалим. После этого палестинская проблема стала на путь американского плана урегулирования в противовес старому плану урегулирования, предусматривающему создание одного светского государства.
Известно, что Британия выстроила прочные отношения с «израильскими» лидерами и имела влияние среди первых «израильских» политиков, включая тех, кто основал и возглавлял партию «Авода» (полное наименование «Израильская» партия труда»), которая управляла «Израилем» в течение 30 лет с момента его основания, как, например, первый премьер-министр «Израиля» Давид Бен-Гурион. Эти политики выступали против раздела. Выступая перед руководством Еврейского агентства «Израиля» в 1938 году, Давид Бен-Гурион объявил, что он выступает против идеи разделения. Даже после издания резолюции №181 он заявил о недействительности и нелегитимности разделения.
Накануне войны 1948 года лидеры еврейских военизированных группировок объявили о создании сионистского образования без указания его границ, ограничившись лишь общей формулировкой: «Еврейское государство на земле Израиля». Американский президент Гарри Трумэн поспешил признать сионистское образование через несколько минут после его провозглашения 14 мая 1948 года. Но когда сионистское образование подало заявку на вступление в ООН, завязалась политическая полемика в коридорах международного института, что указывало на расхождение международных взглядов:
В конце 1948 года временное правительство еврейского образования подало заявление о вступлении в Организацию Объединённых Наций. Однако на заседании Совета Безопасности ООН по обсуждению этого заявления разгорелись жаркие дебаты между сирийской делегацией, с одной стороны, и представителем Америки — с другой, относительно соответствия сионистского образования условиям членства в ООН. Представитель США доказывал соответствие еврейского образования условиям членства. И 2 декабря 1948 года на заседании СБ ООН Америка и Россия настаивали на принятии «Израиля» в ООН, в то время как остальные члены Совета Безопасности посчитали преждевременным это принятие.
Заявка на вступление не была передана «комитету по принятию новых членов», и члены СБ ООН вынесли решение на голосование в ООН, на котором законопроект, поддерживаемый Америкой и Россией, потерпел крах. Со своей стороны, Франция, Британия и Китай воздержались при голосовании. Затем, в феврале 1949 года, еврейское образование вновь подало заявку. Во время второго голосования в Совете Безопасности ООН 4 марта 1949 года Британия вновь воздержалась. Однако на этот раз Совет Безопасности принял рекомендацию о принятии, что вызвало негодование у Египта, который на тот момент находился под влиянием англичан. И когда рекомендация СБ ООН была передана Генеральной Ассамблее, вновь разгорелись политические и юридические споры во время обсуждения. В итоге 11 мая 1949 года была издана резолюция Генеральной Ассамблеи № 273 (3), которая предоставила сионистскому образованию законность.
В середине прошлого столетия Америка решила утвердить свой вес на международной арене и единовластно решать острые проблемы мира. Встреча, проведённая заместителем государственного секретаря США Джорджем Мэгги с послами и представителями США в регионе на Стамбульской конференции в 1950 году, о которой мы рассказывали в 4 части, стала отправной точкой в основательном вступлении Америки в досье палестинской проблемы. На заседании была представлена стратегия, которая была передана в Белый дом и предусматривала необходимость разделения американской политики от британской на Ближнем Востоке. И по итогам этой встречи было рекомендовано ООН реализовать проект разделения Палестины на два государства: арабское и еврейское. Данный проект выражает устойчивое американское видение решения палестинской проблемы.
Речь президента США Эйзенхауэра была сосредоточена на нестабильности и беспорядках, охвативших регион из-за появления на карте сионистского образования, что, естественно, заставило Америку активизировать свою политику. Доктрина Эйзенхауэра стала провозглашением агрессивной колониальной политики. Увеличились действенные шаги с целью попытки реализовать это решение со стороны Америки, которые и привели к установлению палестинского образования, ставшего разделительной стеной между «Израилем» и Иорданией, чтобы вырвать руки евреев из Иордании и отделить последнюю от первой. Именно этого не хотели англичане и их давние агенты в еврейском образовании. Американцы понимали, что Иордания является политической базой Британии, имеющей тесные отношения с еврейским образованием, и поэтому решили разделить их путём установления буферного государства.
Таким образом кристаллизировались в политическом плане два международных проекта относительно палестинской проблемы, предусматривающие решение либо путём установления одного государств, как этого хотят британцы, либо путём установления двух государств (с приданием международного статуса Иерусалиму), как этого хотят американцы. Между этими двумя проектами разгорелась ожесточённая политическая схватка, отразившаяся на поведении арабских режимов и их правителей, которые отличаются друг от друга в своих служениях двум колониальным сверхдержавам и, соответственно, расходятся между собой в своих делах и политических программах. Но, как бы там ни было, все эти страны соревнуются между собой в утверждении еврейского образования и выделяют средства на его содержание. И это считается жирной красной линией, несмотря на противоречивость их интересов и внутреннее расхождение в методах, способах, средствах и формах реализации своего проекта урегулирования.
Продолжение следует…
Профессор аль-Муътасым БиЛлях Абу Даджана
Газета «Ар-Рая»
13.02.2019 г.
8 Джумада ас-сани 1440 г.х.